Ансамбль соцгорода в Ярославле под угрозой

Ансамбль соцгорода в Ярославле под угрозой

03.03.2024
Ансамбль соцгорода в Ярославле под угрозой

В центре Ярославля планируется к сносу четырехэтажный жилой дом 1932 года на проспекте Ленина. Соответствующее постановление подписал мэр Артем Молчанов 14 февраля. 

«Изъять для муниципальных нужд города Ярославля земельный участок площадью 3044 квадратных метров из земель населенных пунктов с описанием местоположения: Российская Федерация, Ярославская область, городской округ город Ярославль, город Ярославль, проспект Ленина, дом 7, на котором расположен многоквартирный дом, являющийся аварийным и подлежащим сносу», — говорится в документе.

Будут изъяты 21 квартира и 4 нежилых помещения. Дом, судя по опубликованным фото, находится в состоянии остроаварийном. Как сообщают местные СМИ, в 2020 году в доме обрушилась лестница на второй этаж. После этого к зданию пристроили наружную лестницу. Постановлением мэрии дом был признан аварийным в декабре 2021 года.

yar3.jpg

И сносу бы можно было только порадоваться – да вот только дом, хоть и не реестровый памятник, но является элементом уникального исторического жилого комплекса под названием «Соцгород ЯрРАК» (ЯрРАК – Ярославский резино-асбестовый комбинат). И о ценности этого ансамбля писали не единожды. Но – видимо – надо повторить.

Специально для «Хранителей Наследия» – мнение Натальи Сапрыкиной, доктора архитектуры, советника РААСН, заведующей кафедрой «Градостроительство» академии МУБИНТ, члена Союза архитекторов:

Утрата этого дома скажется на разрушении общей композиции и структуры градостроительного ансамбля в стиле конструктивизма, единственного в своем роде на территории Ярославля. Понятно, что современное аварийное состояние здания не позволяет его дальше эксплуатировать, требует внимательного обследования и реконструкции. Но снос - не единственное решение данной проблемы, есть и другие методы работы с подобными объектами, которые успешно продемонстрированы в отечественной и зарубежной практике сохранения исторических объектов, в том числе советского времени. Снос и строительство нового здания на месте жилого дома 1932 года повлечет за собой невосполнимую утрату памятника советского градостроительства, который является значительным туристическим потенциалом города!

Интерес к советской эпохе только возрастает с каждым днем, и «следы» ее в виде архитектурных и градостроительных памятников представляют интерес для современных туристов и новых маршрутов. Наравне с жилым комплексом им. Бутусова по ул. Сведлова, рабочим поселком завода СК-1 по просп. Октября, этот комплекс вживую демонстрирует социальный эксперимент ХХ века, эволюцию градостроительных концепций на заре построения советского государства.

Общество непрерывно развивается, сменяются архитектурные стили, появляются новые здания, сооружения, комплексы. Но самобытность и индивидуальность города Ярославля олицетворяется не только с древними культовыми сооружениями, но и с более новыми сооружениями в его контексте, в том числе и с комплексом РАК, являющимся для нас памятником истории быта и нового архитектурного мышления 1920–1930-х годов.

Сохраним же облик нашего города для потомков, выступим против сноса жилого здания по пр. Ленина, №7 и разрушения градостроительного комплекса ЯрРАК!

yar4.jpg

Комментарий Юрия Аврутова, почетного члена совета НК ИКОМОС, Россия, аттестованного эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы, члена Союза архитекторов:

Ансамбль соцгорода по проспекту Ленина, редкий, уникальный, чисто наш, ярославский, попал под угрозу уничтожения. Судьбу застройки 1930-х годов, история которой исследована и подробно описана Н.С. Сапрыкиной в ее книге «Советская архитектура Ярославля: реальность и виртуальность» (2006 г.), решил мэр города росчерком пера, подписав 14 февраля постановление о расселении и сносе дома № 7 по проспекту Ленина (бывш. Шмидта). К сожалению, ценная историческая городская застройка, сформировавшая городской квартал, но не получившая статус объекта культурного наследия, оказывается по разумению чиновников незащищенной. Возможно мэр, подписавший постановление о сносе, недавно живущий в Ярославле, не успел познать и оценить красоту и особенности Ярославля. Но почему молчат профессиональные дипломированные архитекторы, работающие в городском департаменте градостроительства, призванные не только сносить и застраивать, но и разбираться с ценностями городской среды и сохранять их? Почему проблемы состояния и сохранения исторической застройки не рассматриваются и не обсуждаются на городском градостроительном совете? Вопросы риторические, остающийся, к сожалению, без ответа.

Гостей Ярославля, интересующихся архитектурой, я всегда старался привести на объекты соцгорода на проспекты Октября и Ленина и всегда слышал восторг коллег планировочными решениями, стилистикой ярославского конструктивизма, а еще и похвалу ярославцам, сохраняющим не только древности XVII века, но советскую архитектуру тоже, интерес к которой возрастает с годами.

Любопытный факт: в книге «Ярославль. Памятники архитектуры и искусства», написанной и изданной в 1985 г. В.П. Выголовым, российским искусствоведом, историком архитектуры, доктором искусствоведения, описывается в качестве достопримечательностей города комплекс соцгорода по проспекту Ленина, а на стр. 229 опубликована фотография именно дома № 7, над которым сегодня нависла угроза сноса!

На вопрос: что делать? Отвечу – выход есть! Ничто не мешает, не разбирая постройку, выполнить работы по реконструкции дома № 7 с сохранением архитектуры фасадов, с приспособлением внутренних помещений под современные квартиры и с восстановлением благоустройства, задуманного авторами ансамбля (место-то престижное - рядом Волга, исторический центр, уютный бульвар с тенистыми липами и журчащими фонтанами). Нужна добрая воля власть предержащих. Оставаясь оптимистом, надеюсь, на перелом ситуации с помощью этой публикации.

yar1.jpg

Досье. Фрагмент научной статьи об ансамбле ЯрРАК, опубликованный в 2006 году (Н.С. Сапрыкина. «Соцгород Яррак» в Ярославле, этапы его формирования / Вестник ВолгГАСУ, серия: Строительство и архитектура, вып. 6 (21) 2006 г., сс. 169–174): 

«Ярославль – уникальный исторический город, на примере которого можно проследить многие тенденции и закономерности развития российской архитектуры с древнейших времен до наших дней. Советский период времени стал для этого города новой эпохой развития и преобразования, который во многом обусловил его современный вид и сложившуюся структуру застройки….

Одним из наиболее интересных периодов поисков и реализаций, отражающих оригинальную точку зрения на социальные и другие проблемы градостроительства, является рубеж 1920-1930-х годов, когда концепции «соцгорода» начинают доминировать в теории градостроительства и появляются первые реальные проекты и постройки.

Идея соцгорода появилась в годы первой пятилетки, когда на страницах общей и архитектурной печати с новой силой развернулась градостроительная дискуссия о социалистическом расселении. Отношение к крупным городам, уничтожение противоположности между городом и деревней, перестройка быта – именно такие проблемы оказались в центре внимания специалистов. Наряду с другими концепциями («нового расселения», «теоретического кредо АРУ» - АРУ – объединение архитекторов-урбанистов, созданное в 1928 г. Н. Ладовским) «соцгород» отражал идею нового населенного пункта, свободного от стереотипов прежнего образа жизни, который может обеспечить новые формы организации жизнедеятельности.

Под соцгородом понималось компактное поселение при крупном промышленном предприятии или совхозе с населением не более 100 тысяч человек, с элементами обобществленного быта и коллективными формами жилища. Это, как правило, самостоятельное замкнутое градостроительное образование, которое имело стабильные размеры и количество населения, обусловливаемое количеством рабочих мест на конкретном производстве (что способствовало закреплению рабочей силы за данным промышленным предприятием). При этом градообразующий промышленный объект не только обеспечивал работой население, но и выступал в качестве смыслового и организующего ядра. Главные и второстепенные улицы, основные пешеходные пути, зеленая зона, общественный центр и многое другое – все эти элементы композиции планировочной структуры поселения взаимоувязывались с градообразующей «базой», с главным входом-въездом на ее территорию. Также структурная организация соцгорода предопределялась многофакторной системой распределения и обслуживания населения, которая требовала рациональности расположения жилища, общественных объектов и удобства их взаимосвязи. В качестве типовой структурной ячейки соцгорода рассматривался своеобразный квартал-коммуна, который был основой как новых промышленных городов, рабочих поселков, полуавтономных жилых районов крупных городов, так и жилых комплексов.

В конечном итоге именно концепция «соцгорода» получила официальную поддержку власти, которая стимулировала принятие таких решений, которые соответствовали стратегии специфической организации быта коллективов за счет покомнатно-посемейного заселения жилища. Окончательную точку в дискуссиях определило Постановление ЦК ВКП(б) от 16 мая 1930 г. «О перестройке быта», которое законодательно утвердило концепцию соцгорода в качестве основного пути развития отечественного градостроительства и запретило любые обсуждения альтернативных направлений.

Своеобразную трактовку идея соцгорода получила в жилом комплексе, спроектированном и построенном в Ярославле в 1929-1934 гг. рядом с новым промышленным районом – территорией резино-асбестового комбината (ЯрРАК). «На месте свалок, огородов, на бывшем грязном Городском валу Ярославля за три года выросли крупные, каменные жилые кварталы ярославского резино-асбестового комбината с водопроводом, канализацией и электроосвещением» - так писала газета «Северный рабочий» в начале 1930-х годов. Но это были не просто дома, а целый комплекс четырехэтажных пятисекционных домов, в центральных трех секциях которых размещались квартиры, в двух крайних – общежития с комнатной системой, а первый этаж центральных секций использовался под общественные учреждения, магазины, ясли и другие учреждения обслуживания. Помимо жилья в структуре кварталов одновременно были возведены детские учреждения, баня, прачечная, фабрика-кухня, школа ФЗУ, здание кинотеатра и другое, что наиболее соответствовало идее «современного социалистического города с коммунистическим обоснованием всей жизни обитателей и всего городского хозяйства». При этом архитектор Т.В. Покровский попытался создать единый архитектурный ансамбль, символизирующий художественно-эстетические идеалы общества того времени. На основе конструктивной и функциональной оправданности объемно-планировочных решений, рациональности и простоты форм появилось в середине 1920-х годов новое направление в советской архитектуре – конструктивизм, который и оказал существенное влияние на образ и стилистику жилого комплекса РАК. Поэтому архитектура его зданий очень лаконична, можно сказать аскетична, и лишена не только рельефных деталей и украшательств, но и даже штукатурки.

Основная масса жилищного фонда и крупные общественные учреждения соцгорода ЯрРАК располагались в основном в виде фасадных линий вдоль проспекта Шмидта (пр. Ленина) в промежутке от набережной реки Волги до Гражданской улицы (пр. Октября). В конце 1920-х годов это была окраина города, но важное градостроительное положение проспекта уже тогда было предопределено и учтено при его формировании. На современном этапе проспект Ленина является одной из главных центральных улиц города, который связывает набережную реки Волги и важный транспортный узел – железнодорожный вокзал «Ярославль-Главный». Большая ширина проезжей части, зеленый бульвар в ее центре, позднее украшенный фонтанами, формирование площадей, «обрамление» в основном четырехэтажной кирпичной застройкой – все это придавало новый масштаб и ритм градостроительной структуре, отражающей специфику новой экономической формации.

Объемная композиция жилых домов комплекса строилась на преобладании контрастных членений. Единство ансамбля создавалось очень простыми средствами, общими для всех зданий. Это - симметрия фасадов, подчеркнутая просторными угловыми балконами-террасами, выступами лестничных клеток, узкими полосами остекления над ними; ритм широких оконных проемов; горизонтальные тяги по контуру оконных проемов, противопоставленные вертикальному остеклению лестничных клеток. По своей профилировке тяги представляли простую полочку в виде напуска кирпича, такая же полочка играла роль венчающего карниза.

Планировочное решение жилых зданий тоже отличалось простотой, лаконичностью и компактностью. Помимо традиционных секций для конца 1920-х годов с двумя четырехкомнатными квартирами на этаже (каждая комната имела самостоятельный выход в переднюю, кухня и санитарный узел размещены около лестничной клетки) в структуре здания предусмотрены торцевые секции с многокомнатными квартирами с узким коридором, а также с кухней и санузлом, балконом-террасой (сушилкой для белья) при входе. Коридорные многокомнатные квартиры находились в объеме, смещенном относительно основного здания почти на половину ширины секции, чем еще больше подчеркивалось различие типов квартир и специфика расселения в образе здания.

Такое планировочное решение, по-видимому, позволяло сочетать две формы заселения в здании: для семейных – квартиры, для одиноких и малосемейных – общежитие, и при этом отвечало актуальной идее того времени, связанной с коллективизацией быта. Ограниченные средства при строительстве и желание обеспечить жильем большее количество людей привело к ограничению подсобных площадей в квартирах, санитарно-технических средств, в частности - отсутствию ванн. Данные неудобства компенсировались на градостроительном уровне строительством в жилом комплексе бани, прачечной, фабрики-кухни, здания кинотеатра и др.

Не менее интересными сооружениями данного комплекса являлись и общественные здания, выполненные также в стиле конструктивизм и служащие композиционными акцентами застройки».

На главную