Расселенная красота
В Пензе начат снос деревянного дома с великолепными резными наличниками (ул. Гоголя, 14). Дом конца ХIХ века, бывший жилой, а ныне – расселенный, подлежащий ликвидации как ветхий и аварийный фонд.
14 июня 2019 года судьбу дома на улице Гоголя в очередной раз должен обсудить Общественный совет при региональном Комитете по охране памятников.
Пока что снос пытаются остановить, призывая на помощь полицию, пензенские градозащитники и активисты местного «ТомСойерФеста» во главе с Михаилом Кириковым. Как он говорит, декор фасадов дома, с огромными резными наличниками, уникален и не встречается «в радиусе 5000 км от Пензы», только в Улан-Удэ обнаруживается что-то похожее. Полиция на месте рабочих не застает и советует активистам писать заявления.
Градозащитники настаивают на том, что согласно документам 1998 года, дом на улице Гоголя, 14, как и ряд других зданий «ветхого и аварийного фонда», подлежащих ныне сносу, являются памятниками истории и культуры. Однако власти, в том числе региональный Комитет по охране наследия, с этим не согласны. Под петициями о сохранении дома – сотни подписей, Законодательное Собрание области рекомендует активистам обращаться в Общественный совет при Комитете по охране памятников… круги замыкаются, а дом вот-вот погибнет.
Конечно, делать заочные выводы по одной фотографии некомильфо, но простая фотофиксация фасадов дома убеждает, что это здание совсем не рядовое. Роскошные, огромные (два на три метра) рамы резных наличников, увенчанные фирменными пензенскими «скворешнями», говорят сами за себя. Это когда-то городе таких было много, а теперь почти не осталось.
Пензенские активисты пишут, что программа сноса ветхого жилья грозит Пензе и другими архитектурными потерями: «Доламывают прекрасный двухэтажный кирпичный дом на Набережной реки Мойки, 11. Ещё с десяток расселенных домов, обладающих статусом памятников истории и культуры, мэр города требует окончательно расселить и снести до конца года».
Чтобы это предотвратить, общественники обратились в прокуратуру и СМИ, а также «составили обращение для упреждения сноса расселенных зданий, носящих статус памятников истории и культуры». Сейчас они пытаются добиться встречи с мэром Пензы, чтобы поставить на ней вопрос о запрете на снос дома на улице Гоголя, 14 и других расселенных домов.
Кроме того, градозащитники сами озаботились поиском частных инвесторов, нуждающихся в помещениях и готовых участвовать для этого в восстановлении исторических зданий. Как они утверждают, есть такой инвестор и для дома на улице Гоголя, 14.
Что же происходит в исторической Пензе? Каков статус «спорных» домов? Можно ли предотвратить их снос?
«Хранители Наследия» обсудили ситуацию с председателем Комитета по охране памятников истории и культуры Пензенской области Сергеем Муштаковым-Лентовским. По пунктам.
Статус памятника
«Я неоднократно разъяснял общественникам, – сказал нам руководитель охранного госоргана, – почему мы не можем считать ни дом на улице Гоголя, 14, ни ряд других зданий даже выявленными объектами культурного наследия, подлежащими государственной охране. В нашем распоряжении нет никакого документа исполнительных органов власти Пензенской области, которым бы им присваивался этот статус. В процессе работы над внесением в Единый госреестр объектов культурного наследия наших памятников мы перелопатили весь архив Пензенского облисполкома, но такого документа не нашли. Все, в отношении чего документы есть, внесено в реестр и в списки выявленных объектов».
Документы, по поводу которых полемизируют пензенские госохрана и градозащитники, имеются в распоряжении редакции. Это письмо областного Департамента культуры в Главное управление градостроительства и архитектуры (от 9 февраля 1998 года), которым департамент «возвращает список памятников истории и культуры г. Пензы», при этом отмечая, что «знаком У» в нем отмечены объекты, поставленные на государственный учет решением директивных органов».
К письму приложен список памятников, причем не Пензы, а Пензенской области, на 34 листах, в котором фигурирует и дом на улице Гоголя, 14. Список, однако же, озаглавлен не как «Список памятников», а как их «График паспортизации и постановки на государственный учет». Некоторые объекты обведены кружочками, некоторые отмечены галочками, имеются и рукописные примечания.
Опираться на галочки и кружочки при выяснении охранного статуса здания невозможно. Однако напротив домов с галочками («знаком У») имеются ссылки на некий документ от 20 сентября 1987 года.
Это как раз необходимый документ: решение Исполкома Пензенского областного совета народных депутатов «О постановке на государственный учет объектов, имеющих историко-культурную ценность» № 417. Оно предписывает включить 111 объектов в списки памятников истории и культуры местного значения. К сожалению, ни дома на улице Гоголя, 14, ни дома на Набережной реки Мойки, 11 в этом документе нет.
Остается предположить, что в 1990-е годы органы власти Пензенской области начинали работу по постановке их (и многих других) под госохрану, но не довели ее до конца. Документальных оснований для того, чтобы сегодня считать эти здания хотя бы выявленными объектами культурного наследия, увы, не обнаруживается. По крайней мере, в тех документах, которыми мы располагаем.
Судьба дома со «скворешнями»
Но это, конечно же, не причина и не повод, чтобы такие дома сносить. Ведь есть простая юридическая процедура – выявление: подача гражданами соответствующего заявления в госорган охраны культурного наследия, после чего снос невозможен по закону – хотя бы на время рассмотрения заявления. Если в Пензе есть добрая (в том числе политическая) воля к сохранению городской истории – ничто не мешает провести эту процедуру.
«Меня сейчас просят – остановить снос этого дома, – сказал нам Сергей Муштаков-Лентовский. – Но на каком законном основании? Я же не волшебный джинн из сказки».
Нам кажется, здесь нужно не быть волшебником, а просто пользоваться предусмотренными законом процедурами. Если, конечно, ставить целью сохранение подобных домов.
Как пояснил нам руководитель органа госохраны, в Пензенской области оценка заявлений граждан о постановке зданий на госохрану доверена Общественному совету при региональном Комитете по охране памятников. Решение в конечном счете (по закону) принимает госорган, но с учетом мнения Общественного совета. 25 сентября 2018 года совет заслушал вопрос об историко-культурной ценности дома на улице Гоголя, 14 – и не нашел оснований присвоить ему статус выявленного объекта. Докладчиком по данному вопросу был Михаил Кириков. Как гласит протокол, «на основании представленных документов совет приходит к выводу об отсутствии историко-культурной ценности у представленного объекта».
Поскольку 14 июня судьба объекта вновь выносится на Общественный совет, будем надеяться, что градозащитники найдут новые документы и аргументы, а члены совета присмотрятся к объекту повнимательнее. Хотя бы к его фотографиям.
Они же не могут не понимать, что лучше потом видеть эти наличники «живьем» на улице Гоголя, чем в фотоальбомах и публикациях с примечанием: снесен по решению Общественного совета при пензенском Комитете по охране памятников истории и культуры. И – список фамилий.
А вопрос теперь стоит именно так.
Другие пензенские дома
Сергей Муштаков-Лентовский рассказал нам, что охранный Комитет предпринимает меры, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем: «Тема сохранения исторической застройки Пензы тесно увязана с экономическими и юридическими аспектами процесса расселения ветхого и аварийного жилья. Нет никаких гарантий, что завтра мы не столкнемся с такими же ситуациями по другим адресам. Чтобы этого не происходило, мы договорились с коллегами из городских ведомств архитектуры и ЖКХ, что будем заранее прорабатывать перечни домов, подлежащих расселению – с тем, чтобы ценные в архитектурном или историческом отношении попадали бы в категорию последующей реконструкции, а не сноса. Наиболее ценные мы можем с помощью процедуры выявления наделить охранным статусом».
Это прекрасная идея, которую стоит взять на вооружение всем регионам.
Но в Пензе ее реализацию на практике, нам кажется, стоит начать с дома на улице Гоголя, 14.