Мария Георгиевна Рогозина. 1947 - 2018

Мария Георгиевна Рогозина. 1947 - 2018

30.08.2018
Мария Георгиевна Рогозина. 1947 - 2018

Музей Архитектуры известил о кончине Марии Георгиевны Рогозиной, заведующей фототекой, искусствоведа, историка русской архитектуры и русской фотографии.

До сегодняшнего дня я не знал, сколько ей было лет. Она была всегда. Она была всегда там – в фототеке МУАРа. Всю историю русской архитектуры, расфасованную в неподъемные деревянные ящики фотокаталога, она перебрала, разложила, расставила по полочкам своими цепкими и чуткими пальцами. 

Она была молода, насмешлива, она могла часами, не отрываясь от работы, шутливо браниться с коллегой по фототеке (и нашим соратником по бакунинской истории 1986-го) Львом Рассадниковым – и одновременно руководить посетителями. Так все было из года в год, и время не было властно, казалось, над этой фототекой, над этой женщиной. Я заходил туда – и через несколько минут забывал, какой год на дворе, за толстыми стенами – 2018-й? 1999-й? 1983-й? 

Она знала – без всяких каталогов – в этой фототеке все, могла безошибочно подсказать, в какой коллекции, альбоме или ящике отыщется снимок любой улицы в любом российском городе, где найдется фото невзрачного домика, обойденного путеводителями, какой из фотокорифеев далекого или недавнего прошлого мог снимать по такому-то конкретному адресу. Ее можно смело зачислять в соавторы тысяч научных монографий, статей и каталогов. 

Мы познакомились с Марией Георгиевной весной 1983 года, в церкви Иоанна Златоуста в Донском монастыре, где была тогда фототека музея. Я еще учился в школе, а к Марии Георгиевне пришел, чтобы написать в газету заметку о выставке фотографа Ивана Барщевского, которой она была куратором. И она, оставив дела, рассказывала мне и рассказывала – о Барщевском, о его фотоэкспедициях по России, о технике его съемки, о ракурсах и сюжетах. С любовью рассказывала и с вдохновением. Так стала Мария Георгиевна Рогозина соавтором и вдохновителем моей первой журналистской публикации. Я помню, я не забуду. 

Последний раз мы виделись в фототеке в конце весны 2018-го, и все было как всегда. В одном из ближайших номеров журнала «Охраняется государством» и на этом сайте увидят свет снимки, отобранные нами с Марией Георгиевной…   

В ней жило глубокое знание, совмещенное с искренней любовью к предмету. Она говорила иногда языком забытых корифеев отечественного искусствознания. Вот, например, из отчета об одной из экспедиций ОИРУ, в которые она любила ездить: «Форма Воскресенской церкви и арки-звонницы высочайшего художественного качества. Они так прекрасны, что дух захватывает». Уж лет пятьдесят так в России не пишут научных статей, и оттого их невозможно читать. 

Более тридцати лет подряд Мария Георгиевна Рогозина ездила в одну и ту же усадьбу Владимировка Вологодской губернии, привозила детей и внуков. Это усадьба Лотаревых, где ныне литературный музей поэта Игоря Северянина. 

Мария Георгиевна была его внучатой племянницей.  В ее глазах светились отблески Серебряного века.

Константин Михайлов

На главную