Преображенец

11.03.2023
Преображенец

Памяти Игоря Климентьевича Русакомского

10 марта 2023 года скончался Игорь Климентьевич Русакомский.

Почетный реставратор города Москвы. Архитектор и исследователь, искусствовед и эксперт, автор многочисленных проектов, научных трудов, десятков статей многотомного Свода памятников архитектуры и монументального искусства России.

Храмоздатель.

Преображенец.

Большое видится, как известно, на расстоянии – к сожалению, еще и с опозданием. Только теперь, глядя на портрет Игоря Климентьевича в траурной рамке, начинаешь понимать, что от него, от его добровольческо-реставрационного клуба «Преображенцы» середины 1980-х годов, тянется живая нить исторической преемственности к клубу Петра Дмитриевича Барановского «Родина» 1960–1970-х на Крутицком подворье, где молодой Русакомский стал учеником и младшим соратником легендарного корифея.

Собственно, и сам Игорь Климентьевич постепенно стал таким корифеем, как будто заброшенным в наши дни машиной времени из 1920-х годов – могучим, энергичным, занятым одновременно тысячей больших и малых дел, успевавшим и проектировать, и писать научные статьи, и создавать клубы молодых добровольцев-реставраторов, и преподавать, и ездить по провинциям с экспедициями Свода памятников, и выступать с докладами на научных форумах, и руководить Центром традиционной русской культуры «Преображенское», который он сам создал, и заведовать коллегией историко-культурных экспертов. Он был человеком вроде бы таким же, как все мы, из плоти и крови, с безмерно добрыми глазами, подверженным иногда печалям и сомнениям – но способным двигать горы и пробивать стены. Практически в одиночку, без расчета на помощь, без шансов на успех.

Мы познакомились с ним, кажется, осенью 1987-го, на почве общей любви к Преображенскому, былой петровской резиденции-столице, московской местности со славной историей, вещественных остатков которой почти не уцелело. Уже тогда в Москве любого, кто интересовался Преображенским, посылали к Русакомскому. Он рассказывал мне о клубе «Преображенцы», о старообрядческих монастырях, о том, как начинал восстанавливать снесенные в 1930-х стены и башни мужского двора (увы, и ныне, спустя тридцать лет повсеместного церковного возрождения, они до конца не восстановлены), о задуманной к 300-летию Преображенского полка и русской гвардии Аллее русской воинской славы в Преображенском (ее закладной камень, положенный Русакомским в 1985-м, так и остался на углу Преображенского вала и Ковылинского переулка, Аллею районные власти нескольких поколений не осилили). Говорили мы и о старинных домах на южной стороне Преображенской площади, которые как раз в ту осень доламывали, и конечно, о храме Спаса Преображения на той же площади, взорванном в 1964-м.

14.jpg

Игорь Климентьевич был преображенец. Не в том только смысле, что он изучил и знал этот район, как никто другой, что реставрировал старообрядческие монастыри и собирал любые исторические материалы, имевшие отношение к Преображенскому. Не в том только дело, что он стал Колумбом исторической Преображенки, автором архивных изысканий и первых научных статей об истории села Преображенского, ансамблях царских дворцов и старообрядческих обителей. Он не просто чувствовал и любил эту местность, он – я нынче уверен в том – про-видел ее, видел ее сразу в нескольких временных измерениях. Он видел сквозь невзрачную и неброскую на первый взгляд столичную полуокраину – и грозный петровский Преображенск прошлого, и Преображенку будущего. В этом будущем многое было туманным и непонятным, но одно было кристально ясным – Преображенский храм должен был восстать на своем прежнем месте, занятом чахлыми деревцами на газоне.

Стремление к этой ясности и стало делом всей жизни Игоря Русакомского.

Он шел к этой цели несколько десятилетий, отодвигая и обходя преграды, собирая вокруг себя друзей и союзников, наживая недругов и завистников. Это был путь воина, идущего к цели. А может быть, путь рыцаря, давшего священный обет.

Не помню уже, в котором году Русакомский добился установки памятного деревянного креста на месте церкви. Но отчетливо помню престольный праздник несуществующего храма – День Преображения, 19 августа 1996 года. Неподалеку от Преображенской площади, в тесной комнатке Центра традиционной русской культуры «Преображенское» собралось несколько человек. Это была община, в том числе прихожане, которые ходили еще в ту, взорванную церковь. Стол с яблоками. Бутылка красного вина. Молитва. Негромкий разговор. Мы поднимали, конечно, тосты за восстановление церкви. Но я думаю, только один человек за тем столом верил тогда в то, что мы увидим Преображенский храм при жизни своей. И не только верил, но и видел его воочию.

О дальнейшем можно написать книгу. О том, как Русакомский добился постановления мэрии о заповедной историко-культурной территории Преображенского. О бесконечных уговорах чиновников, о добывании согласований, о поддержке проекта восстановления храма покойным Патриархом Алексием II, о регистрации прихода. О поддержке идеи Москомнаследием и Москомархитектурой еще «лужковского» призыва. О постановке фундаментов храма на государственную охрану. Об организации на Преображенской площади ежегодных праздников 19 августа – с молебнами, воинскими парадами под историческим знаменем Преображенского полка, принесением храмовой иконы из церкви в Сокольниках, куда она попала в 1964 году, о собирании воспоминаний прихожан, о поисках чертежей, старых фотографий и крупиц информации в архивах, о постепенной подготовке проекта воссоздания Преображенского храма. Все это был титанический многолетний труд. И душою его, руководителем, единственным двигателем – был Игорь Климентьевич. Двигателем, который только казался вечным…

rus3.jpg

Не все знают, что Игорь Климентьевич писал стихи – удивительно искренние, почти исповедальные. В 2011 году сыновья издали его небольшой поэтический сборник «Остров». Почитав его, можно понять, откуда он черпал духовные силы.

Районные власти к концу 2000-х уже соглашались воссоздать храм, но не на историческом месте, а где-нибудь на окраине Восточного округа. Русакомский нашел новых союзников (история и подробности – в этой нашей статье), которым власти не смогли отказать.

Помню, как я впервые поверил, что невозможное возможно. Это было осенью 2007 года. Я шел куда-то по Преображенской площади – и увидел издалека у креста на площади Игоря Русакомского в окружении нескольких человек, прихожан. Они молились под моросящим дождем. Это было не в день церемонии, не под телекамеру, не напоказ. И в этом были сила и правда, которым никакие власти не могли помешать.

26.jpg

И настал день 8 мая 2015 года, когда на Преображенской площади освящали восстановленный Преображенский храм – внешне неотличимый от взорванного в 1964-м. Удачные воссоздания тем и отличаются от бутафорских, что объект будто встает на свое место – и кажется, что он никуда с него и не отлучался – так, видимо, просто соринка всем в глаз попала на полвека с небольшим…

03.jpg

Русакомский заполнил, восполнил, преодолел своим многолетним усилием ту черную пустоту, что полвека зияла на месте взорванного храма на площади. Это постепенное, неуклонное, не замечающее ни соблазнов мира сего, ни издержек и жертв преодоление, совершение человеческими силами нечеловеческих трудов – наверное, и есть то, что называется подвигом.

Этот подвиг забрал все силы и здоровье Игоря Климентьевича. На освящении Преображенского храма в мае 2015 года он был уже в инвалидной коляске. 

rus2.jpg

Все последние годы он мужественно боролся с недугами. Появлялся в храме, выступал на научных и краеведческих форумах. В 2018 году столичные власти присвоили ему звание «Почетный реставратор Москвы».  Мы виделись все реже, в основном перезванивались по праздникам, и в каждом разговоре он то спрашивал – как там в храме, то делился мыслями о связи убранства Преображенской церкви с Преображенским «всея гвардии» собором в Санкт-Петербурге. Как и подобает храмоздателю, он жил своим детищем до самого конца.   

И храм на Преображенской площади в Москве останется вечным ему памятником. 

Константин Михайлов

Досье. Игорь Климентьевич Русакомский, окончив в 1967 г. Московский инженерно-строительный институт по специальности инженер-строитель, всю дальнейшую жизнь посвятил реставрации и охране историко-культурного наследия. Ученик и соратник П.Д. Барановского, в 1964 г. он стал членом, позднее заместителем председателя молодежного клуба «Родина» – общественного объединения добровольных защитников и реставраторов памятников русской архитектуры. Участвовал в реставрационных работах на Крутицком подворье, в музее-усадьбе «Поленово», работал в Центральном Совете ВООПИК. С 1972 г. – сотрудник сектора Свода памятников архитектуры и монументального искусства России Государственного института искусствознания. Автор ряда научных работ по истории Преображенского XVII–XX вв., архитектуре его исторических ансамблей, храма Преображения на Преображенской площади. И.К. Русакомскому принадлежат также работы, посвященные памятникам архитектуры Москвы и русской провинции, многочисленные описания памятников в изданных в 1990-е – 2010-е годы томах «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России» (по Брянской, Владимирской, Ивановской, Тверской областям).

В 1980-е годы принимал участие в реставрации памятников Преображенского богаделенного дома. Создатель и руководитель Центра традиционной русской культуры «Преображенское» и молодежного клуба добровольцев-реставраторов «Преображенцы».

Руководитель инициативной группы и учредитель Фонда воссоздания храма Преображения Господня на Преображенской площади в Москве, автор концепции и комплексного проекта его восстановления в 2010–2015 гг.

В 2012–2014 гг. руководил проектом реставрации Триумфальных ворот у Поклонной горы в Москве.

В 2018 году удостоен звания «Почетный реставратор Москвы».

И.К. Русакомский. Ансамбль за Преображенской заставой конца XVIII – начала XIX в. (статья опубликована в книге «Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Города, ансамбли, зодчие». М., 1985).   

И.К. Русакомский. Церковь Преображенского полка в Москве (к вопросу о воинском храме как памятнике культуры) (статья опубликована в книге «Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Выпуск 8». М., 2010). 

На главную