Скончался автор «Золотого кольца»
18 апреля 2016 года на 85-м году жизни окончился земной путь Юрия Александровича Бычкова, одного из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, талантливого искусствоведа и литератора, драматурга, общественного деятеля. летописца отечественной истории охраны культурного наследия.
В 2014 году Юрий Александрович Бычков стал лауреатом Всероссийской премии «Хранители наследия» в номинации «Слово».
«Хранители Наследия» выражают глубокие соболезнования родным, близким, соратникам покойного.
Юрий Александрович Бычков родился в 1931 году в подмосковной Лопасне. Окончил Московский авиационный институт.
С начала 1960-х гг. работал в газете “Советская Культура”, публиковал искусствоведческие и литературоведческие статьи и очерки в различных газетах и журналах. В 1970-е гг. — заведующий редакцией эстетики издательства “Молодая гвардия”, основатель серии «Мастера искусств — молодёжи». Возобновил издание журнала «Юный художник». С начала 1980-х гг. — главный редактор издательства «Искусство»; в 1984-1994 — главный редактор газеты «Московский художник». В 1994-2004 гг. - директор мемориального музея-заповедника А. П. Чехова в Мелихове. Член Союза художников СССР, Союза театральных деятелей России.
Автор многочисленных замечательных книг о культурном наследии России, истории его охраны и реставрации, его хранителях. Биограф П.Д. Барановского.
Ю.А. Бычков – автор идеи туристического маршрута “Золотое кольцо”, которому он придумал название и посвятил в 1967 г. специальный цикл очерков.
Статья Ю.А. Бычкова в “Советской Культуре” 1965 года – о погибающих древних фресках в ярославском храме Иоанна Предтечи в Толчкове и Ростове Великом. В 2014 году Бычков вспоминал, что статью перепечатала “Нью-Йорк Таймс”, а прокуратура РСФСР возбудила по ней уголовное дело.
«Хмель тут же выветрился».
Как журналист Юрий Бычков подарил России «Золотое кольцо»
(Из интервью интернет-изданию «Страна.Ру», 2011 г.)
“Стареть и бронзоветь Юрий Александрович в свои почти 80 не собирается. Собирается новую машину купить, чтобы еще поездить по России. Заядлый автомобилист. При случае напоминает, что история «Золотого кольца» началась в 1967 году с его «Москвича».
Редакция газеты «Советская культура», в которой Бычков тогда работал, направила его в Суздаль, писать очерк о развитии туризма. Бычков добрался до Суздаля на личном автотранспорте, том самом «Москвиче». Собрал материал и пошел гулять по городу.
– Прошел я вдоль Спасо-Евфимиева монастыря, обогнул его, а впереди — поле. И одинокий указатель на Иваново. Я вернулся в машину, взял атлас дорог СССР. Наметил маршрут до Костромы. Потом решил, что возвращаться в Москву по той же дороге скучно, и решил поехать обратно по Ярославской трассе. В моей голове сложился маршрут...
Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублев (1966)
Маршрут в голове журналиста Бычкова сложился кольцевой, замкнутый. Все перегоны — дневной путь водителя. Удобно. К тому же кольцо охватывало всю историческую Владимирскую Русь. Эта догадка оказалась важной — тысячи людей изучали историю Владимирского княжества, но до той поры связать вместе 8 городов и 5 областей никто не догадался.
- В октябре 1967-го, на праздники, выгадал пять дней, чтобы проехать по городам нарисовавшегося «кольца». Я был за рулем, со мной еще четыре человека — моя жена, искусствовед, журналист и фотокорреспондент. Компания абсолютно произвольная, они сами вызвались поехать. Ехали на моем «Москвиче»…
Проехали от Сергиева Посада (в то время Загорска) до Владимира.. По возвращении журналист Бычков начал писать про каждый увиденный город по очерку. Восемь городов — восемь материалов.
– Написал первый. Вызывает меня ответственный редактор газеты и говорит: «Ну что ты с общим названием для очерков телишься? Придумывай живо!». Иду на следующий день с похмелья по улице (накануне праздник в редакции был), медленно передвигаю ноги… Прошел через Красную площадь, стою на Большом Каменном мосту. Шел мелкий-мелкий дождь, и купола Ивана Великого были будто золотым маслом вымазаны. И тут мне в голову приходит общий заголовок — «Золотое кольцо». Хмель тут же выветрился.
Серию очерков «Золотое кольцо» в редакции приняли спокойно, без восторгов. Позже большой общий материал с тем же названием заказали в «Смене». Правда, журнал вместо церквей поставил на обложку снимок ночного неба и молнии. Объяснение политическое: «Вся эта каша заварилась во времена Хрущева. Так что любая тема с золотыми куполами церквей изгонялась сразу».
В 1960-е годы Юрий Бычков был одним из создателей Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры (ВООПИК). В Обществе его статьей про Золотое кольцо заинтересовались, решили отправить по маршруту большую экспедицию, «с академиками». Бычкову ехать не разрешили — вроде как и без него обойдутся.
- Вот и осознания того, что мы «бренд» сделали, не было. А через 20 лет путеводитель по Золотому кольцу выпустили на 10 языках мира...
Научная экспедиция прошла успешно, Золотым кольцом заинтересовались в правительстве. Через два года в Ярославле на высшем партийном уровне уже обсуждали перспективы развития нового маршрута. Заложили бюджет на восстановление памятников, развитие инфраструктуры, дорог”.
Фото: PereslavlFoto CC BY-SA 3.0.