Алтайский край опять посягает на полномочия Правительства РФ
Обострение градостроительных дискуссий в Барнауле заставило представителей власти «проговориться»: в регионе готовится законодательная инициатива, призванная наделить краевые власти правом снимать объекты культурного наследия с государственной охраны. Невзирая на то, что по действующему федеральному закону это – прерогатива Правительства России. И – на то, что не далее как полтора года назад алтайские законодатели уже наступали на эти же грабли.
На недавнем «круглом столе», посвященном демонтажу исторических объектов и новому строительству в краевой столице, согласно сообщениям региональных СМИ, заместитель председателя комитета по строительству, архитектуре и развитию Барнаула Сергей Боженко заявил: «Сегодня у нас десятки сотен объектов памятников культуры, поставленных на учет, но реально не являющихся таковыми. Например, ограда 1964 года постройки в парке Центрального района, выполненная в примитивном псевдоклассическом стиле. Со стороны проспекта Социалистического у этой решетки вообще безобразный вид. Но забор состоит на учете как объект культурного наследия. Восстановлению она не подлежит, поскольку перепад между ее нижней частью в парке и тротуаром составляет метр. Здесь нужна не реставрация, а снос и новое строительство. Но в краевом управлении по культуре и архивному делу слушать ничего не хотят: оказывается, чтобы снять ее с учета, надо выходить аж в правительство. Еще один ярчайший пример тупиковой ситуации — сгоревшее здание на пересечении пр. Красноармейского и ул. Никитина. Его завесили баннерами, а через крышу уже деревья выросли, но трогать его нельзя, потому что памятник».
Председатель городского координационного совета по туризму Сергей Писарев поддержал коллегу. По его версии, история учета и выявления объектов культурного наследия в Барнауле выглядит так: «В свое время правительство пообещало регионам и городам деньги на реконструкцию объектов культурного наследия. В Алтайском крае составили огромный список таких объектов, включив туда множество домов, заборов и прочего, в надежде получить побольше средств, но денег в итоге не дали. Сейчас разрабатывается законодательная инициатива, которая наделит администрацию края правом снятия статуса с некоторых объектов после прохождения экспертизы».
Напомним, что еще 12 ноября 2013 года Алтайское краевое законодательное собрание направило в Госдуму России законопроект о внесении в федеральный закон об объектах культурного наследия поправки, изменяющей порядок снятия объектов культурного наследия с государственной охраны. Фактически алтайские законодатели покушались на краеугольный камень национальной системы охраны культурного наследия, неизменный еще с древних советских времен: поскольку последствия ошибочного либо вымученного девелоперами решения о снятии памятника с госохраны фатальны, это решение должно быть на порядок более ответственным и взвешенным, нежели решение о взятии под госохрану, поэтому первое вынесено законом на федеральный уровень, а второе – на региональный. Алтайское же краевое законодательное собрание предлагало разрешить региональным властям самим снимать с охраны памятники регионального и местного значения – с легко прогнозируемыми последствиями.
В случае принятия «алтайского законопроекта» охранный статус почти 120 тысяч памятников регионального значения по всей стране оказался бы в полном распоряжении региональных властей. Совершенно ясно, что найти общий язык с ними девелоперам и прочим охотникам до перспективных земельных участков в центрах исторических городов, по недоразумению занятых культурным наследием, гораздо быстрее и проще, чем с федеральным правительством.
Собственно, «алтайский эксперимент» давно уже идет во всех регионах России – с выявленными объектами культурного наследия, которые региональные власти вольны сами снимать с госохраны (на официальном языке – выносить решение об отказе во включении в единый госреестр памятников, после чего все охранные ограничения и сам статус «выявленного» памятника теряют силу ). Правительство Самарской области, например, с разницей в полгода, 9 октября 2012-го и 11 апреля 2013 года, издало два постановления о снятии с охраны (отказе во включении в госреестр) выявленных объектов культурного наследия. Разжалованных в два приема оказалось 324 объекта. И это только один регион! А уж история с одномоментным «разжалованием» 45 выявленных памятников в Торжке до сих пор на слуху.
После массовых протестов градозащитников и специалистов по охране памятников алтайский законопроект собрал небольшой букет отрицательных отзывов и 20 мая 2014 года был отклонен Госдумой уже в первом чтении.
Однако совершено ясно, что в Алтайском крае живут и властвуют очень упорные люди.
На фото: один из объектов культурного наследия регионального значения в Барнауле.