Алтайский край в дверь, Саратов – в окно

Алтайский край в дверь, Саратов – в окно

24.12.2014
Алтайский край в дверь, Саратов – в окно

Александра Меркулова

Призрак бродит по России – призрак ревизии национального закона об охране культурного наследия. А то закон, видите ли, такой, что охранять неудобно.

На недавнем заседании комитета по культуре, общественным отношениям, спорту, делам молодежи и информационной политике Саратовской областной думы депутаты обсудили проект поправок в федеральный закон "Об объектах культурного наследия". Как сообщает информационное агентство «Версия-Саратов», депутаты намерены упростить процедуру исключения объектов из единого государственного реестра памятников истории и культуры. 

В конце 2014 года в разных субъектах Российской Федерации обострилась законотворческая деятельность, направленная по сути на уничтожение ее памятников истории и культуры. Потому что за снятием объекта с госохраны, как правило, незамедлительно следует его снос и коммерческая застройка участка. Буквально в эти дни подобная спецоперация происходит в Самаре. Надо отдать должное провинциальным реформаторам: они стремятся жить строго по закону. Это - во-первых. И, очень берегут бюджетные деньги, во-вторых. И если закон не позволяет делать то, что хочется, то надо изменить закон - и дело с концом. Если по мнению саратовских депутатов процедура исключения памятников истории и культуры из реестра защищаемых объектов чрезмерно утяжелена – на то им и дано право законодательной инициативы. А то и бумажная волокита, и денег уходит много, и излишние бюрократические проволочки. И что же получается, если памятник, например, уже удалось уничтожить, то и землю под ним не застрой? Чушь! Поэтому надо изменить закон, чтобы его удобно и легко было соблюдать.

Руководитель комитета областной думы Владимир Писарюк так прямо и говорит, что необходимо уменьшение затрат на документирование объектов, многие из которых уже физически не существуют. Кроме того, продолжает депутат от «Единой России» Писарюк, такой объект даже в случае его исчезновения не позволяет застраивать землю, на которой он числится в реестре.

Поправки, одобренные профильным комитетом Саратовской облдумы, предполагают отмену проведения историко-культурной экспертизы при полном уничтожении памятника истории и культуры. Сгорел - и слава Богу!

Справедливости ради надо сказать, что саратовский депутат Алла Лосина засомневалась в целесообразности таких поправок. Она вспомнила историю с памятником архитектуры – доходным домом Ананьева, экспертизу которого проводили специалисты из Омска и Казани. «Я разговаривала с саратовскими специалистами, - поделилась с коллегами Алла Лосина, - и они заявили, что никогда бы не подписались под результатами этой экспертизы. Я боюсь, что если мы облегчим исключение памятников истории и культуры из реестра защищаемых, мы потеряем большинство объектов".

дом Ананьева.jpg

Однако коллег Аллы Лосиной такая перспектива, по всей видимости, нисколько не страшит, и они не согласились с ее доводами. Проект ревизии федерального закона будет рассмотрен на ближайшем заседании областной думы.

Аналогичный проект облегчения процедуры исключения памятников из госреестра выдвинул недавно Госсовет Чувашской Республики.  Однако чувашским реформаторам закона не удалось добиться благосклонности не то что Госдумы, но даже коллег из Воронежской областной думы. Те совершенно справедливо заключили, что принятие подобногозаконопроектаприведет к массовому сознательному уничтожению объектов историко-культурного наследия”. А памятники, «вместо того, чтобы быть восстановлены, под видом выведения из реестра будут уничтожаться в чьих-либо корыстных целях».

А в ноябре 2013 года схожую инициативу выдвигало законодательное собрание Алтайского края. Оно предлагало передать право снятия объектов регионального значения с госохраны – региональным властям. И аргументы звучали те же – «излишние» траты времени и денег.

В мае 2014 года Госдума – после протестов градозащитников всей страны - отвергла алтайский законопроект: все причастные к делу федеральные инстанции сочли его необоснованным и подвергающим объекты культурного наследия риску быть понапрасну разжалованными из памятников, а потом и утраченными.

Однако повторяющиеся по известной формуле – ты их в дверь, они в окно – попытки протащить в федеральный закон одни и те же поправки, облегчающие жизнь девелоперам и их региональным покровителям, свидетельствуют о работе мощного лобби. Судя по всему, оно намерено вновь и вновь испытывать на прочность Госдуму и градозащитное сообщество - и российские регионы будут исправно передавать друг другу эстафету опасной ревизии федерального закона.

Досье: В Саратовской области – 56 объектов культурного наследия федерального значения, 651 объект регионального значения (из них 20 утрачено). Выявленных объектов в городе Саратове – 569 и в области еще – 455.

На главную