Борьба за очаг культуры в Балахне
Дом культуры транспортного треста Чернораменского торфопредприятия (сегодня известный как ДК ЖДО) 1954-57-х годов в Балахне Нижегородской области стал выявленным объектом культурного наследия. Заявку о необходимости присвоения статуса памятника этому зданию подавали градозащитники при поддержке местного отделения ОНФ.
Итак, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области выпустило соответствующий приказ - №273 от 14 декабря 2016 года. С позицией градзащитников согласились и члены научно-методического совета по сохранению историко-культурного наследия. По мнению специалистов, ДК ЖДО обладает высокой историко-культурной ценностью, поскольку представляет собой единственное в городе Балахне сооружение общественно-культурного назначения 1950-х годов, выстроенное в стиле "сталинского классицизма".
Сайт ОНФ сообщает также, что «собственник бывшего дома культуры был уведомлен о включении здания в перечень выявленных объектов культурного наследия. В связи с изменением статуса объекта владелец должен обеспечить его сохранность и достойное содержание. Также собственник памятника архитектуры был предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной за снос или повреждение данного ОКН».
Теперь есть год на то, чтобы провести государственную историко-культурную экспертизу и включить ДК в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ. И вот тут-то начинается самое интересное. Как известно, экспертиза может быть как положительной, так и отрицательной, а может быть и две взаимоисключающих экспертизы сразу. «Война экспертиз» - наиболее вероятна в этом случае, если учесть, что нынешний собственник здания – В.Л. Глушков - человек влиятельный в городе, является председателем земского собрания Балахнинского муниципального района и, по информации активистов, у него уже готовы планы по строительству жилых домов на этом земельном участке.
По ситуации в Балахне градозащитное движение «СпасГрад» опубликовало на своем сайте открытое обращение к государственным экспертам. В нем говорится следующее:
«…становится очевидным, что в течение 2017 года владелец Дома культуры будет активно пытаться найти аттестованного эксперта, согласившегося бы "подогнать" свои выводы под необходимое собственнику отрицательное заключение по ценности здания. По опосредованным сведениям, некоторые члены экспертного сообщества РФ уже получили приглашения принять участие в работе на этот "заказ на убийство ОКН".
«Эксперты! Каждый случай "войны экспертиз", возникающий из-за потакания вами имущественным интересам девелоперов, чиновников или иных выгодоприобретателей на пепелищах, рикошетом не только бьёт по вашей личной репутации, но и способствует снижению доверия к институту экспертов Министерства культуры Российской Федерации в целом. В конечном итоге, главным пострадавшим в коллизиях с экспертизами-антиподами остаётся историческое наследие. Помните об этом».
Досье: В Балахне во второй половине 1950-х годов шло активное новое строительство: возводились жилые дома чернораменского торфопредприятия по ул. Энгельса, застраивался район ГОГРЭС. Работы велись по всем правилам формирования структуры социалистического города, а значит, в каждом жилом районе должны были располагаться различного рода учреждения для целей общения, как тогда говорили "очаги культуры". Именно поэтому строительство нового общественного здания - клуба транспортного управления Чернораменского торфотреста (всем известного сейчас как ДК ЖДО) стало этапным событием послевоенного строительства в г. Балахне.
Возведение ДК началось в 1954 году, а дату "1955" обозначили на центральном фронтоне, когда были возведены капитальные стены. Отделка же внутренних помещений шла вплоть до 1957 года, т.к. из жалоб в местные газеты балахнинцев понятно, что в 1956 году клуб еще не работал.
После открытия клуб призван был стать и стал «концентратом нового, социалистического быта и новой культуры». Сейчас это единственное сохранившееся в Балахне здание общественно-культурного назначения 1950-х годов. Его архитектурное решение с обращением к ордерной системе иллюстрирует характерную для послевоенного времени стилистику т.н. сталинского классицизма.