Диалоги о волонтерстве в России: три дня на принятие решений

Диалоги о волонтерстве в России: три дня на принятие решений

19.01.2018
Диалоги о волонтерстве в России: три дня на принятие решений

2018-й, который, как известно, объявлен Годом волонтера - по старой русской традиции встречали три дня с 14 по 16 января. В разных местах-организациях и в разных режимах – монолога, дискуссии и отчета. Состав участников варьировался, так что удалось охватить все стороны: самих добровольцев и тех, кто планирует таковым стать; Минкультуры и Мосгорнаследие; Общественную палату РФ и общественные движения. Формальным информационным поводом стало то, что ВООПИК на средства президентского гранта запускает Школу волонтера. Но это, конечно, только верхушка айсберга.

Прологом ко всем встречам были воспоминания выступавших о том, что еще в феврале 2017 года грядущий волонтерский сезон невольно был поставлен на грань срыва из-за нового приказа Минкультуры. Но «не было бы счастья, да несчастье помогло». Вся ситуация стала поводом для встреч и диалога  чиновников и добровольцев. В результате вопрос волонтерства поставлен на государственном уровне.

волонтер4.jpg

День первый: Старый новый год

Добровольчеству ВООПИК лет уже немало и есть ветераны этого движения. Но преемственность прервалась в 1990-е и поэтому сейчас приходится начинать практически с нуля. Правда, теперь можно черпать европейский опыт. Для чего на все три дня из Франции приехал Фабрис Дюфо – руководитель международного отдела REMPART, французского «Союза ассоциаций по охране наследия и народного просвещения». Но заметим, что REMPART – не только аббревиатура. В переводе с французского это слово означает «крепостная стена» и члены организации эту метафору всячески поддерживают.

В REMPART, который, кстати, ровесник ВООПИК, сегодня входят 180 региональных ассоциаций. Они занимаются сохранением памятников архитектуры с привлечением волонтеров, причем не только во Франции, но и за границей. В прошлом году REMPART присылал добровольцев в волонтерские кампусы ВООПИК в Москве – в Донском монастыре и на Доме Палибина. Российские добровольцы также ездили с ответным визитом во Францию. Всего же за 2017 год REMPART организовал 360 миссий, в которых участвовали 3550 волонтеров.

14 января две Школы – "Школа волонтера" Волонтерского движения ВООПИК и «Школа наследия» — встретили Старый новый год вместе. Фабрис Дюфо в деталях рассказал о механизме работы REMPART. Раскрыл источники финансирования, гендерный состав волонтеров, их мотивацию и личные взаимоотношения, секреты взаимодействия с властями.

волонтер13.jpg«Чаще всего с собственниками памятников мы заключаем договор долгосрочной аренды на срок до 99 лет, - объяснил Фабрис Дюфо. - Мы не делаем реставрацию «под ключ». Речь идет о том, чтобы законсервировать памятник, вернуть его в состояние, в котором он сможет сохраняться долгое время и дождаться полноценной научной реставрации. REMPART выполняет двоякую роль: на наши объектах происходит социальная реабилитация безработных по госпрограмме, но также мы приглашаем добровольцев, которые вносят небольшую плату за проезд к месту работ и еду… В любом случае волонтерство выполняет огромную культурную и социальную миссию: люди находят новый круг общения, приобретают новые навыки и зачастую впоследствии даже меняют основную работу. В каждой волонтерской группе есть два координатора: один – отвечает за быт добровольцев, другой – за работы и их соответствие проекту… Мы получаем финансирование от государства, а также частные пожертвования».

волонтер10.jpg

волонтер5.jpg

волонтер6.jpg

волонтер7.jpg

волонтер8.jpg

волонтер9.jpg

Схема – вполне реальная, с некоторыми поправками на российские реалии.

«Развивая волонтерское движение, мы – в том числе - ставим себе задачу развенчать три основных мифа, - сказал председатель ЦС ВООПИК Артем Демидов. – То, что сохранением наследия должно заниматься только государство, что волонтерство – это просто бесплатный труд и что волонтерство – это дилетантство».

ВООПИК в 2017 году сделал многое для «легализации» волонтеров и возможности их работы на объектах культурного наследия. Начало положено заключенными соглашениями ВООПИК с Минкультуры, АУИПИК и Росимуществом. А на заседании Президентского совета по культуре и искусству Галина Маланичева, почетный председатель ВООПИК, предложила Владимиру Путину создать федеральный ресурсный центр поддержки волонтерства. Такие центры уже работают при Министерстве здравоохранения и  Министерстве транспорта.

волонтер12.jpg

волонтер11.jpg

День второй: Общественная палата

Разговор о волонтерстве и его перспективах в России был продолжен на площадке Общественной палаты РФ. 15 января там состоялись слушания «Практика и перспективы участия добровольцев в сохранении культурного наследия в России и Франции». 
Резонансность темы подтверждалась количественно: в зале все места были заняты, и качественно: обсудить ситуацию пришли представители всех сторон - Министерства культуры РФ, Мосгорнаследия, Мосволонтера, ВООПИКа, а также руководители волонтерских движений и отрядов. Высокое собрание призвано было начать вырабатывать рекомендации по поддержке волонтерского движения в сфере сохранения наследия в связи с Годом волонтера и по итогам Общественная палата предложит резолюцию с рекомендациями. Собравшимся вновь был представлен рассказ о волонтерской практике REMPART устами руководителя международного отдела этой ассоциации - Фабриса Дюфо. От волонтерского сообщества России статистику и предложения представила руководитель благотворительного фонда Крохино Анор Тукаева.

Ну а в начале заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Денис Кирис напомнил участникам слушаний, что по инициативе Владимира Путина в этом году запланировано создание ресурсного центра по поддержке российских волонтеров.

«Приезжая в регионы, я вижу, что среди волонтерских организаций существует множество проблем. Ресурсный центр будет решать эти проблемы. С целью создания этого центра мы будем формировать дорожную карту», — отметил Кирис.

Заместитель директора Ресурсного центра «Мосволонтер» Инна Ширшова поддержала эту мысль и сказала, что сейчас центр развивает 10 направлений волонтерства: «Культурное – одно из самых популярных, но в основном пока услуги добровольцев требуются в музеях и парках. Работа на памятниках архитектуры тоже включена в перечень вариантов и набирает обороты. И хотя сфера эта очень зарегламентирована – как волонтерство в медицине или соцзащите - Мосволонтер может предложить использовать свой широкий опыт договоренностей, который, кстати, был признан лучшей практикой Агентством стратегических инициатив. Также у нас наработана методическая база, сформулированы пять ключей успешного волонтерства. Все это вскоре будет опубликовано в специальном пособии».

Заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Сергей Мирзоян подтвердил, что сейчас допуск волонтеров к работам на памятниках «тянет» на административную или уголовную статью: «Вопрос регламентации добровольческой деятельности нужно прицельно обсуждать. Но важно не забывать, что помимо собственно консервации или реставрации услуги волонтеров очень нужны для мониторинга состояния памятников, выявления новых объектов и популяризации. Волонтер должен быть обучен и с точки зрения технологии, и с точки зрения законодательства».

И здесь большие надежды возлагаются на Школу волонтеров ВООПИК, запись в которую идет до 20 января.

Презентацию Школы провел  Павел Шишмарев, координатор Волонтерского движения ВООПИК: «В сезон 2018 года у нас будет 5 объектов в Москве и области и порядка 40 по территории России. Не везде мы готовы начать работу сразу, идет подготовка инфраструктуры. Школа волонтера, помимо нового общения и навыков, делает главное: дает возможность перейти активным людям от сочувствия к содействию».

«2018 год – год волонтера. Но этот год пройдет быстро. И я желаю всем, чтобы был заложен в этот год хороший фундамент для работы, на который впоследствии будут опираться. Волонтерство существовало и раньше, но сейчас вы поднимаете его на качественно новый уровень. А это означает, прежде всего, большую ответственность», - подытожил сказанное Владимир Цветнов, руководитель Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры РФ.

волонтер1.jpg

День третий: «пара слов для прессы»

16 января в ИА ТАСС прошла большая пресс-конференция, на которой говорили о проделанной за два дня работе и перспективах волонтерства.

Замминистра культуры Олег Рыжков задал высокую ноту: «Волонтерство - это, конечно же, не бесплатный труд. С социальной точки зрения это образовательный процесс, часть культурной жизни. Прикасаясь к наследию, человек меняется. Именно поэтому люди готовы отдавать свое время и силы и добровольчество имеет такой большой резонанс. Волонтерство должно стать важной составляющей духовной жизни общества».

Константин Михайлов, главный редактор сайта «Хранители Наследия», подчеркнул, что движение волонтеров сегодня — это серьезная социальная сила, которая противостоит общественной депрессии и расхожим убеждениям о том, что «ничего нельзя изменить» и «от нас ничего не зависит»: «Государство может поспособствовать волонтерству в конкретных моментах: это снятие административных барьеров; юридическое сопровождение волонтеров; их страхование; льготы для бизнеса, поддерживающего волонтерство; адресные денежные субсидии добровольцам – например, финансирование покупки билетов на проезд до места работ, оплата перевозки материалов и проч.; а также – льготы волонтерам при получении образования, медобслуживания и т.п.».

Что ж, программа действий ясна. За 12 месяцев надо создать прочную работоспособную базу для развития добровольческого движения. Ведь Год волонтера закончится, а вот само волонтерство – нет. 

Фото: Евгения Твардовская, материалы фотопрезентации REMPART

На главную