«Как же сделать, чтоб всем было хорошо...»
Это слова из песни Яны Дягилевой (ее еще называли Янкой) – новосибирской рок-звезды излета 1980-х, яркого представителя «сибирской волны», погибшей при невыясненных обстоятельствах в 1991 году. Ее поклонники много лет пытаются отстоять от сноса частный дом, в котором всю свою недолгую жизнь прожила Яна, но сделать «чтоб всем было хорошо» до недавнего времени не получалось.
То ли наследие рок-музыки не воспринимается как ценность, то ли скромный дом не соответствует расхожим представлениям об архитектурном наследии. А здесь еще одно с другим совпало.
Но, похоже, что ситуация может измениться.
Экскурсовод из Новосибирска Андрей Поздняков и писатель из Владивостока Василий Авченко создали петицию, в которой обратились к областному и городскому руководству: «Просим Вас принять меры к сохранению дома, в котором жила Я. С. Дягилева, его реставрации и приданию ему статуса памятника истории и культуры. Этот шаг, вне сомнения, будет положительно воспринят музыкальным, литературным, артистическим сообществом как Новосибирска, так и всей Российской Федерации. Считаем, что дом по ул. Ядринцевской – фрагмент старого Новосибирска – представляет собой культурно-историческую ценность и обладает большим туристическим потенциалом. В нём при помощи неравнодушных граждан и представителей российской рок-музыки может быть открыт не имеющий аналогов Музей сибирского рока, который станет точкой притяжения жителей и гостей Новосибирска».
На данный момент петицию подписали порядка 4 000 человек.
А вся история - довольно типична. Дом по ул. Ядринцевская, 61 – одноэтажный, деревянный, давно расписанный под снос, который никак не произойдет. Здание уже плотно окружают многоэтажки. Известные рок-музыканты Егор Летов (лидер группы «Гражданская оборона») и поэт Александр Башлачев давали в этом доме концерты. После трагической смерти Яны Дягилевой дом стал местом паломничества поклонников ее творчества. Так что заявить, что Яна Дягилева – гений места – отнюдь не преувеличение.
Но памятная табличка на доме появилась только в 2014 году, после преодоления инициативной группой ряда препятствий, которые носили, видимо, чисто мировоззренческий характер. Весной 2013-го комиссия по наименованиям заявила, что сама певица не стремилась к популярности и, возможно, «добровольно ушла из жизни». Ректор Новосибирской консерватории Константин Курленя сказал, что Янка не переступила «порог известности», деятельность ее носила «сугубо локальный, поколенческий характер». «Устанавливать эту досочку увековечивания — нецелесообразно», — заявлял Владимир Городецкий, в то время занимавший пост мэра Новосибирска.
С тех пор табличка все-таки установлена была, но дом ветшает и не поддерживается в нормальном состоянии. Это заставило активизировать действия по его спасению. Вот что написал автор петиции Андрей Поздняков:
«Итак, в пятницу (22 октября – прим. Ред.) во второй половине дня я попал на приём в управление культуры мэрии Новосибирска. Руководитель пока в отпуске, встречался с её заместителем. В управлении все уже в курсе инициативы, никто не против сохранения этого дома, обещают всемерную помощь. <…> Сейчас статус этого участка уточняется - запрос в соответствующие департаменты (это не в компетенции управления культуры), как меня уверили, уже направлен. Пока исходим из того, что участок просто "зонирован" (под деловой центр), но никому не передан.
Чтобы технологически вывести дом из-под сноса, необходимо признать его объектом культурного наследия, что регулируется как федеральным, так и региональным законодательством. В соответствующее управление, которое отвечает за это в Новосибирской области, я тоже на приём попал».
Признание дома объектом культурного наследия, его сохранение и реставрация; организация Музея сибирского рока – музея атмосферного, необычного; работа и инициативной группы, и госорганов – на одну цель, на благо родного Новосибирска. Вот и рецепт того «Как же сделать, чтоб всем было хорошо...»
Культурное наследие объединяет, каким бы незаурядным оно ни казалось. И лишнее подтверждение этому - общий итог от хождений по кабинетам, который подвели авторы петиции, обращаясь к читателям и тем, кто ставит свою подпись:
«МЫ НИ С КЕМ НЕ ВОЮЕМ! Конфликта НЕТ! Все готовы участвовать и сотрудничать, и никакого противодействия я не увидел.
Таковы дела. Спасибо!»