Наследие Львова – наследие ЮНЕСКО
Эксперты и общественные деятели предлагают властям начать процедуру включения знаменитых памятников Торжка и окрестностей в Список Всемирного наследия
«Хранители Наследия»
25 августа 2021 года ряд экспертов и общественных деятелей сферы сохранения культурного наследия России направили губернатору Тверской области И.М. Рудене обращение, в котором просят его присоединиться к инициативе по включению в список Всемирного наследия ЮНЕСКО новой серийной номинации «Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова».
Всецело поддерживая такую инициативу и все усилия по сохранению бесценного наследия Николая Львова, мы публикуем тексты данного обращения и подготовленной под руководством ректора МАрхИ Д.О. Швидковского заявки на включение объекта в Предварительный список Всемирного наследия.
Губернатору Тверской области
И.М. Рудене
25 августа 2021 г.
Многоуважаемый Игорь Михайлович!
Просим Вас проявить инициативу по включению в список Всемирного наследия ЮНЕСКО новой серийной номинации “Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова” (прилагается к этому обращению).
Архитектурное наследие палладианства, к которому принадлежит Н.А. Львов, давно стало общепризнанным достоянием мировой культуры. Им гордятся и уже включили в национальные списки Всемирного наследия ЮНЕСКО ведущие страны мира: “Усадьба Монтичелло и университет штата Виргиния в городе Шарлотсвилл” (США), “От Большой солеварни Салин-ле-Бен до Королевской солеварни в Арк-э-Сенан” (Франция), “Парковое королевство Дессау-Вёрлиц” (Германия), “Город Бат” (Великобритания), и, разумеется, “Город Виченца и палладианские виллы Венето” (Италия). Именно к основной итальянской серийной номинация ЮНЕСКО ближе всего львовские памятники в Тверской области - речь идет о сохранном историческом центре Торжка и связанных с ним окрестных усадьбах.
В последнее время многое сделано для сохранения этих памятников, прежде несправедливо заброшенных: реализуется грант по реставрации торжокского Борисоглебского монастыря с ведущими постройками Н.А. Львова, благоустраивается центр города и целый ряд отдельных построек. Положительным моментом является и то, что в “списке памятников, требующих проведения полного комплекса научно-реставрационных работ в первоочередном порядке”, подготовленным ВООПИК по поручению Президента России В.В. Путина от 27 октября 2020 г. № 77-Пр оказалось несколько памятников, предлагаемых к включению в групповую “львовскую” номинацию: усадебные постройки в Никольском, Митине, Горницах, Переслегине.
Однако принимаемых мер недостаточно ни для сохранения этих памятников, ни для их популяризации. Некоторые из усадебных домов и храмов стоят заброшенными и требуют срочной консервации и реставрационного вмешательства. Еще самим гражданам России недостаточно известен Торжок и его усадьбы как культурное единство, скрепленное не только гениальными работами Львова как архитектора, но и некогда объединённое общими социальными и экономическими связями. Увиденное именно под таким углом, архитектурное наследие в Торжке и окрестностях, несомненно, достойно того, чтобы привлекать во много раз больше внимания отечественных и зарубежных путешественников. А вместе с развитием туризма включение львовских памятников в ЮНЕСКО станет одним из стимулов экономического роста для ныне депрессивного и теряющего население города.
Включение Торжка и львовский усадеб в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО обсуждается уже давно. Сейчас проект нашёл поддержку ведущих российских специалистов в области защиты архитектурного наследия на Круглом столе, организованном при музее ВИЭМ в Торжке в 2020 г. Вслед за этим коллективом авторов под руководством президента Академии архитектуры и ректора МАрхИ Д.О. Швидковского была подготовлена Заявка на включение в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО новой номинации: “Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова”. Текст заявки 10 апреля 2021 года прошел обсуждение на заседании Национального комитета ИКОМОС. Таким образом, в настоящее время достигнут профессиональный и научный консенсус в том, что предлагаемая номинация заслуживает реализации.
Дальнейшая ее судьба зависит исключительно от деятельной и настойчивой позиции областных властей и конкретно от Вас. Согласно правилам включения номинаций в предварительный список, тверской губернатор должен отправить в Министерство культуры России текст Заявки (см. приложение) в Предварительный список Всемирного наследия.
Понятно, что попадание в Предварительный список станет только первым шагом на долгом пути к полноценному признанию. За этим должны последовать создание рабочей группы по детальной разработке самой номинации, а, главное, исследования, мониторинг и проведение противоаварийных и консервационных работ на тех памятниках, которые пока еще не прошли реставрацию. К счастью, с каждым годом таких памятников становится все меньше, и только факт подачи заявки станет стимулом к их быстрейшему приведению в порядок, Тверская губерния скорее продвинется к созданию важнейшего кластера туристической экономики.
Необходимо напомнить, что номинирование Торжка и окрестных усадеб, является задачей, поставленной непосредственно Президентом России В.В. Путиным, который еще 1 декабря 2015 г. поручил “подготовить предложения об отнесении объектов, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, к числу особо ценных в целях их представления в UNESCO для включения в Список всемирного наследия”. На основании позиции Президента России в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года написано: “К 2030 году ожидаются следующие результаты при реализации базового сценария: вхождение в 5 стран - лидеров по количеству объектов, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО”. Как сказал В.В. Путин: “Мне очень приятно отметить, что отношения между Россией и ЮНЕСКО развиваются поступательно. Исходим из того, что ЮНЕСКО была, есть, остаётся ключевой международной межправительственной организацией, работающей в области гуманитарных связей” (6 марта 2019 г.). К сожалению, до сих пор властями Тверской губернии не предприняты шаги для включения львовского архитектурного наследия, самого перспективного на территории области, в Список памятников Всемирного наследия. Мы очень надеемся, что эта ошибка будет исправлена.
Просим Вас рассмотреть Заявку на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО номинации “Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова” и направить ее в Министерство культуры Российской Федерации.
С уважением и надеждой на Вашу поддержку,
Баталов Андрей Леонидович, заместитель генерального директора по научной работе музея-заповедника «Московский Кремль», доктор искусствоведения, профессор
Демидов Артем Геннадиевич, председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству
Душкина Наталия Олеговна, профессор Московского архитектурного института, эксперт международного ICOMOS по объектам Всемирного наследия
Казарян Армен Юрьевич, директор НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства Минстроя России, доктор искусствоведения, член-корреспондент РААСН, почетный член Российской академии художеств
Лопатина Нина Аркадьевна, экскурсовод, автор книг и статей о Торжке, лауреат премии "За подвижничество" Международного фонда им. Д. С. Лихачева
Мильчик Михаил Исаевич, член Российского комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, лауреат премии Фонда им. академика Д. С. Лихачева, кандидат искусствоведения, профессор
Михайлов Константин Петрович, главный редактор сайта "Хранители Наследия", координатор общественного движения «Архнадзор», член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
Петров Арсений Сергеевич, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой искусства школы “Летово”, преподаватель РГГУ, соавтор заявки в Предварительный список Всемирного наследия
Петрова (Шарина) Ольга Сергеевна, искусствовед, соавтор заявки в Предварительный список Всемирного наследия
Рахматуллин Рустам Эврикович, писатель, краевед, координатор Общественного движения "Архнадзор", лауреат премии Правительства России в области культуры, премии им. Д.С. Лихачева
Сиповская Наталия Владимировна, директор Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ, доктор искусствоведения
Соседов Евгений Валерьевич, заместитель председателя Центрального совета ВООПИК, президент Национального научного комитета по правовым, административным и финансовым вопросам НК ИКОМОС (Россия)
Тютчева Наринэ Грайровна, эксперт ИКОМОС, Руководитель АНО «РЕ-школа»
Швидковский Дмитрий Олегович, Президент Российской академии архитектуры и строительных наук, вице-президент Российской академии художеств, ректор Московского архитектурного института, доктор искусствоведения, профессор
Приложение
Заявка объекта в Предварительный список ЮНЕСКО
(авторы: Д.О. Швидковский, А.С. Петров, О.С. Петрова (Шарина))
Название объекта:
Исторический центр Торжка
и памятники усадебной архитектуры Николая Львова
Административное положение:
Тверская область, Торжокский и Кувшиновский районы
ОПИСАНИЕ
Торжок расположен на старинном пути между двумя российскими столицами, Москвой и Петербургом. Благодаря этому в его окрестностях за выслугу получали землю многие дворяне. В эпоху рождения такого культурного явления как русская усадьба именно здесь были созданы образцовые усадебные комплексы, включающие как загородные дома и хозяйственные постройки, так и церкви.
Основные архитектурные доминанты самого Торжка построены двумя великими русскими архитекторами XVIII–XIX вв. Николаем Львовым и Карло Росси. Перекличка возведенных по львовским проектам объемов, наряду с использованием сходных художественных приёмов, связывают город в единый архитектурный ансамбль, редкий по сохранности и цельности провинциальный город русского классицизма. Провинциальный по расположению, но первоклассный по качеству архитектуры. Он включает в себя основные типы городских построек – церкви и колокольни, торговые ряды и императорский путевой дворец, купеческие и дворянские особняки. Развитие новой городской среды вдали от центра и отсутствие позднейших критических вторжений в старинную застройку, позволяют говорить о почти полностью сохранных городских видах и линии горизонта.
Культурными и экономическими связями Торжок был соединён с окрестными усадьбами. Самые значимые из них принадлежат авторству Львова – Знаменское-Раёк, Митино, Никольское-Черенчицы, Переслегино, Прямухино, Арпачёво, Горницы. Не все они уцелели полностью, от некоторых до нас дошли только храмы. Однако вместе они образуют широкий ряд архитектурных типов, своеобразную усадебную энциклопедию: дом с флигелями, храм-ротонда, крупный храм с двумя колокольнями и трапезной, колокольня-маяк, пирамиды-погреб. Письменные свидетельства в теоретических трудах, переписка Львова с владельцами этих поместий, а также его поэзия позволяют рассматривать новоторжские усадьбы как единый историко-архитектурный комплекс, полноценно представляющий расцвет усадебной культуры России.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫДАЮЩЕЙСЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ
“Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова” предлагаются к включению в список памятников всемирного наследия UNESCO как серийный объект. Всего он может объединить до 115 памятников федерального значения, а также 120 памятников регионального значения.
Торжок – один из древнейших русских городов – обрёл свой нынешний архитектурный облик в конце XVIII – первой половине XIX века, когда культурно и экономически он представлял собой единство с окрестными усадьбами и их владельцами. Это было обусловлено тем, что в 1762 году вышел Указ о вольности дворянства, благодаря которому оно получило возможность подолгу жить в собственных поместьях. Хозяйственно-усадебная жизнь обеспечивала благосостояние дворянства, а строительство загородных и городских усадеб в уездных центрах способствовало перенесению высокой культуры в провинцию.
После пожара 1766 года, уничтожившего центральную часть Торжка, город застраивался по генеральным планам 1767, а затем 1779 гг., определившим классицистические градостроительные решения. Линию развития архитектурного стиля в Торжке определил Николай Львов, один из главных столичных архитекторов екатерининской эпохи, которым принадлежит заслуга распространения идей Палладио в России.
Собственное родовое имение Николая Львова в Никольском-Черенчицах и связи, нередко дружеские и родственные, с владельцами соседних усадеб объясняют концентрацию его построек именно в Новоторжском уезде (современных Торжокском и Кувшиновском районах).
Для древнейшего городского монастыря Львов по указу Екатерины II спроектировал Борисоглебский собор и колокольню, ставшие главными градостроительными доминантами. Вдохновляясь внешним обликом виллы Ротонда Палладио и переосмысляя планы Себастьяно Серлио, он проектирует громадный собор, увенчанный по православной традиции пятиглавием. По контрасту с величественным и строгим экстерьером, интерьер поражает своей лёгкостью и своеобразием трактовки классической традиции. Архитектурная композиция колокольни составлена из нескольких объёмов и увенчана бельведером, одним из излюбленных мотивов Львова. В самом центре города на бывшей Красной площади над источником по его чертежам выстроена ротонда. Художественные решения Львова рефреном отразились в позднейших постройках города. Последующие архитекторы, среди которых прославленный зодчий Карло Росси, встраиваясь в городскую среду Торжка, учитывали существующие главные доминанты.
Связанные с городом новоторжские усадьбы показывают развитие и разнообразие архитектурного языка Николая Львова. В усадьбе Знаменское-Раёк, признанной эталонным образцом построек этого типа, он раскрывается как последовательный палладианец. Господский дом и колоннаду, очерчивающую овальный двор, отличают строгость и простота внешних форм. Интерьеры сохранили сложно разработанную, изысканную декорировку и роспись. Центральный зал усадьбы перекрыт двойным куполом – нижняя оболочка прорезана круглым окулюсом в подражании римскому Пантеону, а верхняя отражает свет из расположенных между ними окон.
В других усадьбах сохранились в основном лишь храмы. Как большой мастер, никогда не повторяясь, Львов варьирует здесь казалось бы одни и те же приёмы – плановые решения, разработанный им тип двойных куполов, портики, колоннады, – находя новые художественно-пространственные, композиционные и пластические решения. Технические и хозяйственные постройки имений обыгрываются в духе романтизма: погреба-ледники в виде пирамид, мосты и кузницы из каменных глыб. Львов, являясь теоретиком и практиком садово-паркового искусства, большое значение придавал связности архитектурных построек с окружающей природой.
Новоторжские усадьбы неотделимы от литературной жизни Львова. Наряду со своим ближайшим другом и родственником Г.Р. Державиным, выдающимся поэтом того времени, Львов как поэт-сентименталист пишет в основном об интимном счастье человека. Идеальный мир усадьбы создавался им как торжественный и по-домашнему уютный. Идеи Николая Львова оказали значительное влияние на формирование архитектурного образа усадебной культуры по всей России.
Таким образом, архитектура Торжка и окрестных усадеб наиболее полно отражает деятельность Николая Львова как последователя Палладио, инженера-изобретателя, теоретика садово-паркового искусства и поэта-сентименталиста.
ОБОСНОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ
Критерий (i). Архитектурные постройки Торжка и окружающих усадеб являются плодом творческого гения Николая Львова, преломившего идеи Палладио для разработки собственных уникальных построек. Множественная вариативность технических приёмов и освоение новых форм свидетельствует о непрестанных творческих экспериментах Львова.
Критерий (iv). Разработанные Николаем Львовым художественные приемы и широкий выбор типов зданий оказали значительное воздействие на архитектуру русского палладианства. Причём в своих собственных постройках в Торжке и усадьбах им опробовались инновационные решения: устройство пирамид-погребов, колоколен-маяков, двойных куполов, вентиляционных и отопительных систем на основании опубликованных им самим теоретических разработок.
Критерий (vi). Архитектурное творчество Николая Львова неразрывно связано с широким кругом явлений культуры русского Просвещения. В первую очередь в нем отразились осмысление в поэзии самого Львова и поэтов его круга природы и места человека в ней, идеала частной жизни. Организация парков, освоение дикой природы связано с последовательной разработкой теории паркового искусства самим Львовым и его заказчиками.
ЦЕЛОСТНОСТЬ
Исторический центр Торжка и окрестные усадебные постройки сохранились в достаточно хорошем состоянии, чтобы говорить об их совокупной цельности как архитектурного и исторического ансамбля, а также составить представление о соединявших их художественных, родовых и хозяйственных связях. О подлинности объектов, включенных в настоящую номинацию свидетельствует множество документальных источников и научных исследований.
Исторический центр Торжка может быть рассмотрен как единство основных высотных доминант, а также церквей, усадебных и частных домов, построенных в стиле классицизм.
Старейшим классицистическим ансамблем на территории Торжка является путевой дворец Екатерины II (1775). Его строительство было начато по указу императрицы, в котором прямо предписывалось возвести его «на пристойном месте, с коего б город и новое в оном каменное строение видны были». Своим парковым фасадом дворец выходит на высокий берег Тверцы, откуда открывается вид на основное общественное пространство города – Красную площадь (ныне площадь 9 января).
Панорама, обозримая от дворца, позволяла его гостям наблюдать за масштабной перестройкой города по генеральному плану 1779 года. Начало его реализации является точкой отсчёта в формировании облика Торжка.
На противоположном берегу, по диагонали от Путевого дворца, стоят важнейшие архитектурные доминанты города, построенные по проекту Львова, – упомянутые выше собор и колокольня Борисоглебского монастыря. Собор был заложен в 1785 году уже не только по распоряжению, но и при непосредственном участии самой Екатерины II. В его монументальных формах творчески соединены внешний вид палладианской виллы Ротонда и планировочные решения Себастьяно Серлио. Колокольня строилась уже после смерти самого Львова, но по его проектам: она представляет собой чередование различных объёмов и увенчана беседкой-бельведером с высоким шпилем.
Своеобразный высотный треугольник городского ландшафта замыкает Климентовская церковь (1835), чей стройный силуэт фокусирует множество городских перспектив. Она стоит прямо на центральной оси Путевого дворца, через реку. Её беседка-бельведер перекликается с львовской колокольней Борисоглебского монастыря не только высотой, но и повтором её стилистических особенностей.
Множество других церквей, построенных преимущественно в стиле классицизма, образуют второй важный элемент городского убранства. Они формируют фоновую архитектурную среду: создаются непрерывные связи как общераспространённых элементов (купола, колонные портики с фронтонами), так и именно излюбленных львовских мотивов (окна-серлиана, бельведеры, ротонды).
Церкви выходят преимущественно на крупные городские открытые пространства, часто становясь для них высотным и художественным формообразующим стержнем. Так, на Красной площади эту роль играет небольшая львовская Крестовоздвиженская часовня-ротонда (Н.А. Львов, 1813–1815). На этой же стороне города – Успенская церковь (1746) на Дровяной площади (ныне Ананьина); Покровская церковь (1823), стоящая на высоком холме; Георгиевская (1805) и Знаменская церкви (1784) на Хлебной площади (ныне Пушкина); с Соборной площади и речных панорам открываются Спасо-Преображенский собор (1822) и Входоиерусалимская церковь (1837–1842), построенные петербургскими архитекторами К.И. Росси и П.И. Висконти.
В противоположной, восточной, части города такую роль играют Ильинская церковь (1822) на Ильинской площади с видом от реки через спуск Красной горы; Воскресенский собор (1796) и церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (И.Ф. Львов; 1840) Воскресенского монастыря; Крестовоздвиженская (1837) и Никольская (1850) церкви.
Третьей “фоновой” составляющей архитектурного облика Торжка являются частные классицистические усадьбы и особняки, среди которых только к памятникам федерального и регионального значения относятся около 200 зданий. Единство использованного в них декора задаёт общий тон восприятия городской среды: разнообразные ордерные элементы, пластическая профилировка деталей, наличие у многих домов мезонинов и арочных проездных ворот.
Усадьбы, построенные в окрестностях Торжка непосредственно Н.А. Львовым или по его проектам, первоначально могли состоять из нескольких построек: господского дома, церкви, хозяйственных зданий, архитектурных элементов паркового убранства – которые в целом вписывались и соотносились с естественными или искусственно создаваемыми элементами паркового ландшафта. До нашего времени ни один из комплексов не дошёл в нерушимом виде. Однако обобщённые вместе они дают полное представление об архитектурном мире львовской усадьбы.
Самым эффектным львовским проектом является усадьба Знаменское-Раек, построенная для Глебовых-Стрешневых в 1787–1798 годах. Она состоит из господского дома и флигелей, соединённых овальной в плане колоннадой. Двойной купол – прием многократно опробованный Львовым в церковной архитектуре – венчает здесь центральный зал усадьбы. Центральная ось паркового фасада усадьбы ориентирована на изгиб протекающей в низине реки. В самом парке сохранились основные его элементы: аллеи, пруд с искусственным островком и каскад небольших запруд. Сохранна и усадебная церковь, но она относится к более раннему времени. В нескольких верстах от усадьбы, рядом с погостом Васильева Гора стоит лаконичных форм часовня, также приписываемая Львову.
Важнейшей в череде новоторжских поместий является собственная усадьба Н.А. Львова в Никольском-Черенцицах. Её жемчужина – величественная ротонда, служившая как храмом (верхний ярус), так и родовой усыпальницей (нижний ярус). От самого господского дома остался лишь один из боковых флигелей. Рядом с ним находится внушительных размеров погреб-пирамида, чья нижняя камера служила ледником, а верхняя – вероятно, своеобразной прохладительной комнатой. Чуть поодаль, в холме, архитектор устроил кузницу, выложенную из исполинских валунов и камней.
Неподалеку в селе Арпачево для своих родственников Н.А. Львов спроектировал церковь в честь Казанской иконы Богоматери (1791), к которой по одной оси примыкают дорические шестиколонные портики, а по другой – полукруглые апсиды. Рядом стоит уникальная львовская четырёхъярусная колокольня, задуманная в виде маяка.
Еще один образец львовского валунного строения – огромный арочный мост (около 100 м в длину), входящий в ландшафтный ансамбль усадьбы Василево. Усадьба принадлежала родственникам архитектора Д.И. и И.И. Львовым.
Несомненно именно по львовскому проекту была построена крестообразная в плане церковь усадьбы Прямухино: она поставлена на высокий каменный подклет, на который ведёт длинный рустованный пандус из крупных камней; рукава центрального объёма выходят на все стороны просторными четырёхколонными портиками; сверху высится необычный квадратный купол, прорезанный в основании четырьмя окнами-серлианами. Бакунины, владельцы усадьбы и дальние родственники Львова, вели с ним переписку о порядке устройства парка, который, как и сам усадебный дом, сохранился лишь фрагментарно.
Еще две усадьбы представлены в номинации крупными храмами.
Церковь Петра и Павла в Переслегино (Загорье) представляет собой авторское повторение первой львовской постройки – собора Св. Иосифа в Могилёве (1780). Собор был заложен как памятник военному союзу России и Австрии против Османской империи, на его освящении в Могилёве присутствовали Екатерина II и австрийский император Иосиф II. К сожалению, он был разрушен в 1938 году. Однако, если судить по архивным фотографиям, переслегинский вариант отличается более стройными и совершенными формами. В целом храм обладаем рядом ярких неповторяющихся особенностей: фасад с двумя башнями колокольнями; трапезная, перекрытая полуцилиндрическим сводом и фланкированная рядами сдвоенных колонн, а, главное, огромный двойной купол, через нижнюю оболочку которого проглядывают фресковые изображения апостолов на внешнем куполе.
Владимирский храм в Горницах представляет собой очередной смелый композиционный эксперимент. Апсиды, традиционные для устройства алтарей, архитектор поместил по боковым сторонам, вход устроил через четырехколонный портик, а стройную колокольню, увенчанную бельведером, воздвиг над алтарной частью. Заказчиком строительства, продолжавшегося с 1789 по 1795 год, выступил владелец местной усадьбы П.В. Беклемишев.
ПОДЛИННОСТЬ
Исторический центр нынешнего Торжка сохранил аутентичную атмосферу русского города эпохи классицизма. Его естественной консервации поспособствовало раннее замирание экономической жизни, когда потоки грузоперевозок перешли с речного на железнодорожный путь, проходящий в стороне от города. Новые районы развивались вдали от центра, а холмистый ландшафт позволял утаить появление стилистически диссонирующих построек.
Благодаря этому в центре города нет разрушительных вторжений поздней архитектуры: доминанты остались за зданиями Н.А. Львова и его современников, а архитектурный язык классицизма продолжает задавать тон восприятию всей городской среды вплоть до нынешнего времени.
Сопоставление с архивными фотографиями рубеже XIX–ХХ веков подтверждает высочайшую степень сохранности абсолютного большинства самих памятников. Отсюда же становится очевидна и нетронутость особо ценимой в старинных городах небесной линии городского силуэта, так называемой skyline.
Парадоксальным образом, сложная судьба памятников ХХ в. не приводила к их радикальным перестройкам и поэтому не отразилась губительно на высоком уровне подлинности построек. Неискажёнными до нас дошли не только внешние объёмы и стены, но и интерьеры в усадьбе Знаменское-Раёк, Борисоглебском соборе в Торжке, храмах в Прямухине, Арпачеве, Никольском; подлинные росписи украшают и пирамиду-ледник в Никольском, и ротонду-часовню на Васильевой Горе.
Существующая в России правовая база обязует реставрировать эти здания в соответствии со строгими требованиями предварительных исследований, доказательности, соблюдения первоначальных технологий и материалов. До нынешнего времени по таким строгим правилам была отреставрированы часовня-источник на Красной площади; пирамида-ледник в Никольском; мост в Василёве.
В настоящий момент в Торжке наблюдается реставрационное оживление. Благодаря федеральной целевой программе "Культура России" ведутся изыскания и начались реставрационные работы над собором и колокольней Борисоглебского монастыря, а на средства банка БРИКС – комплекса Путевого дворца в Торжке. Обширные реставрационные работы проводятся по реставрации Спасо-Преображенского собора (К.И. Росси, 1822) и Входоиерусалимской церкви (П.И. Висконти, 1837–1842).
СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ ОБЪЕКТАМИ
Обзор уже включенных в список UNESCO памятников показывает, что палладианские серийные комплексы повсеместно признаны важнейшими составляющими европейского и североамериканского культурного наследия. Главный вывод такого обзора в том, что ценность их заключается именно в тех связях, которые образуются многочисленными памятниками в пределах обширной территории. Связи эти прежде всего художественные, но также экономические.
Для понимания места львовского архитектурного наследия в Торжке и его окрестностях надо начать с наиболее важной и близкой по составу аналогии. Речь идёт о работах его кумира – Андреа Палладио. Наследие Палладио объединено в близкую по структуре номинацию “Город Виченца и палладианские виллы Венето”. Она объединяет исторический центр Виченцы, в котором насчитывается двадцать три палладианских здания, с двадцатью четырьмя наиболее представительными загородными виллами. Препятствием для создания номинации не стали ни административные деления (виллы расположены в четырёх соседних областях Италии), ни отдалённость (наибольшее расстояние 180 км). В силу сохранённого уклада частной собственности большинство зданий принадлежит частным владельцам. Это потребовало разработки плана управления номинацией со стороны сразу нескольких государственных и частных учреждений. Для управления всей номинацией в муниципалитете Виченца был создан офис UNESCO, который занимается мониторингом Плана управления объектами.
Объединённые в этой номинации объекты составляют своего рода энциклопедию палладианства, собрание архетипов для многочисленного последующего строительства на территории Европы. Важным оказалось то, что Виченца, своего рода la città di Palladio, в целом сохранила свой аутентичный вид. Ключевыми факторами номинации были подлинность городской структуры, формы отдельных зданий, составляющих городской пейзаж, использование традиционных строительных материалов и технологий, а также функций зданий.
Вслед за Виченцей в состав памятников UNESCO были приняты архитектурные комплексы на территории США, Франции, Великобритании и Германии.
Номинация “Усадьба Монтичелло и университет штата Виргиния в городе Шарлотсвилл” объединяет работу американского президента-архитектора над частным и общественным проектами. В комплексе Академической деревни университета Виргиния Томас Джефферсон выразил своё представление об идеальном университетском устройстве и целостной среде обучения, выходящей за рамки студенческой аудитории. Джефферсон находился под влиянием Палладио и греко-римской архитектуры и консультировался с архитекторами Уильямом Торнтоном и Бенджамином Латробом по поводу своего проекта. Во главе плана находится открытый газон шириной 200 футов, разделенный на три яруса и обрамленный деревьями, вокруг двора – ряды соединенных между собой зданий, составляющих длинные восточные и западные проходы и замыкающиеся огромной ротондой. Ротонда Джефферсона была вдохновлена римским Пантеоном и служила библиотекой, сердцем университета.
Личная усадьба Джефферсона, построенная им на высоком холме Monticello, также восходит к палладианской архитектуре. Как и в университетском комплексе над ней доминирует высокий купол.
Американская аналогия важна для торжокской номинации в том числе и личностью их строителей-современников: Джефферсон, как и Львов, был прежде всего государственным деятелем, а творческие силы направлял в архитектурную сферу; оба внесли свой вклад в культуру Просвещения в своих странах; оба не чурались уделять внимание хозяйственным мелочам, экспериментируя с системами отопления и вентиляции.
Французская номинация “От Большой солеварни Салин-ле-Бен до Королевской солеварни в Арк-э-Сенан, производство открытой соли” связана с ещё одним великим палладианцем – Клодом-Николя Леду. Комплекс солеварен появился в 1771–1779 годах и является воплощением идей Просвещения об идеальных планировках, сочетании хозяйственной практичности с богатой культурной жизнью. Всё это, напомним, в равной степени относится к львовским постройкам.
Королевская солеварня включает одиннадцать зданий в неоклассическом стиле. Они расположены в виде полумесяца. Центральное здание солеварни, а именно, дом управляющего, украшали портики и перистиль. По сторонам центрального здания были размещены технические и промышленные постройки, за которыми располагались жилые помещения.
Британская номинация “Город Бат” отражает главенство палладианства в английской архитектуре XVIII века. Город является примером отхода от однотипных уличных планировок городов эпохи Возрождения, которые доминировали на протяжении XV–XVII веков, к идее размещения зданий и городов в ландшафте для достижения живописных видов и форм, эхом отражающихся в пейзаже. Это объединение природы и города, наблюдаемое в Бате, прекрасно демонстрируется в Королевском-Полумесяце (Джон Вуд Младший) и Лэнсдаун-Полумесяце (Джон Палмер). Городские и ландшафтные пространства Бата создаются окружающими их зданиями, эти пространства взаимосвязаны и органично перетекают друг в друга, визуально (а иногда и физически) вовлекая зеленую окружающую сельскую местность и создавая особую атмосферу города-сада.
Немецкое палладианство представлено в списке всемирного наследия UNESCO номинацией «“Парковое королевство” Дессау-Вёрлиц». Возникновение ансамбля также относится к концу XVIII века. Оно является плодом творческого сотрудничества герцога Леопольда III Ангальт-Дессау (1740–1817) и архитектора Фридриха Вильгельма фон Эрдманнсдорфа. Находясь под сильным влиянием идеалов Просвещения и полученного зарубежом опыта, они стремились перейти от концепции сада эпохи барокко в пользу природного ландшафта, как они видели это в палладианских парках Англии и Франции.
Воплощая идеалы Руссо, создатели парков хотели, чтобы сельское хозяйство выполняло в Анхальт-Дессау воспитательную роль, обучая заимствованным в Англии методом хозяйствования. Одновременно с этим стояла цель интеграции эстетики и образования в ландшафт. Так, например, здания Фридриха Вильгельма фон Эрдманнсдорфа стали важными моделями архитектурного развития Германии и Центральной Европы. Замок Верлиц (1769–1773) был первым неоклассическим зданием в истории немецкой архитектуры. Церкви в Ризигке (1800), Верлице (1804–1809) и Фоккероде (1810–1811) были первыми неоклассическими церковными зданиями в Германии, их башни оживляли болотистую местность и пейзаж поймы, в которых они служили ориентирами. В барочном парке Ораниенбаума был разбит англо-китайский сад, который сейчас является единственным сохранившимся в Европе примером такого сада в его первоначальной форме периода до 1800 года.
Сегодня природно-культурный комплекс Дессау-Верлиц охватывает территорию площадью 142 км2 в немецкой земле Саксония-Анхальт.
Подводя итоги, следует отметить, что по ряду ключевых параметров номинация “Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова” встает в один ряд с важнейшими палладианскими ансамблями Европы и Северной Америки. Главное, что их объединяет – сознательное и структурное включение религиозных, жилых и хозяйственных зданий и парков в художественно осмысленный ландшафт. С архитектурной точки зрения их связывает прочтение античной архитектуры в палладианском изводе, который давал единство языка и вместе с тем возможности для бесчисленных индивидуальных интерпретаций и новаторских изменений. В этом смысле по праву рядом с именем Палладио стоят имена Джефферсона, Леду и Эрдманнсдорфа, а также творчески равного им Николая Львова.