Прокуратура на страже русалок
Прокуратура Ставропольского края сообщила в соцсетях о восстановлении права скульптурных русалок украшать фасад старинного дома в Пятигорске (пр-т 40 лет Октября, 73). Проще говоря, о восстановлении самих русалок.
«Прокуратура г. Пятигорска, – говорится в сообщении, – по публикациям в социальных медиа провела проверку исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия. Установлено, что жилой дом по ул. 40 лет Октября обладает признаками объекта культурного наследия. При проведении ремонтных работ фасада здания дома демонтированы скульптурные изображения фигур русалок, расположенные в виде вертикальных опор в качестве элементов архитектуры.
Вопреки требованиям законодательства, органом местного самоуправления документы для решения вопроса о признании дома объектом культурного наследия своевременно не направлены, ремонтные работы не приостановлены. В связи с этим прокурор внес в администрацию города представление.
Благодаря вмешательству прокуратуры скульптурные изображения русалок восстановлены на прежнем месте, документы направлены в министерство культуры Ставропольского края для решения вопроса о признании дома объектом культурного наследия».
Господи, если бы надзорные органы по всей стране так реагировали на каждую публикацию, так следили за каждым «элементом архитектуры» – нам бы никаких 20-летних программ по сохранению наследия не потребовалось бы...
Информация об исчезновении кариатид-русалок при ремонте дома и фотографии «обновленного» фасада с пластиковым окном появились в мае 2024 года в ставропольских соцсетях. С таким характерным комментарием: «У дома нет статуса ОКН, поэтому и к ответственности за это зверство не привлечешь. И тут максимально очевидна несостоятельность текущего законодательства. С одной стороны, людоедские невыполнимые нормы по статусу ОКН. С другой — отсутствие какого-то более простого статуса, который не создавал бы столько головняка, но защищал бы исторический облик».
По сведениям местных СМИ, дом в Пятигорске был построен в начале ХХ века предположительно по проекту архитектора Сергея Гущина. Это двухэтажное здание примечательно не только русалками, но и «готическими» башенками и стрельчатыми окнами. Как уверяют краеведы, заказчику дома – некоему армянину, приехавшему из Грозного – была «близка морская тема» – отсюда и русалки, и кровля из металлических пластин, напоминавших рыбью чешую. В советские годы вилла была превращена в коммунальное жилье.
Отметим важный акцент: прокуратура вступилась за дом, не имеющий официального статуса ОКН. Установив, что здание является всего лишь «объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия», надзорный орган, к его чести, не умыл руки, а побудил городские власти оперативно направить в краевую столицу материалы для решения вопроса о признании дома охраняемым памятником.
И русалок, не дожидаясь этого решения, тут же вернули на фасад.
В общем,мы за такую оптимизацию процессов сохранения наследия.
Фото: группа В контакте «Не старье, а Наследие».