Россия в красках

19.06.2024
Россия в красках

На «Архнаследии» в Тюмени были представлены наработки по созданию национального цветового атласа «Цвета России»

Тема цвета как исторического фактора и элемента идентичности, проблемы подбора обоснованой палитры при работе на исторических территориях, наконец, вопросы эмоционального восприятия и оценки того или иного оттенка как чужеродного или, наоборот, «своего» являются основными для научно-исследовательского проекта «Национальная палитра России». Разработчики заявили о нем еще на прошлом «Архнаследии», в Самаре, где был представлен проект реставрации  Государственного исторического музея. Собственно, исследования красок ГИМа и стали отправной точкой масштабной работы по исследованию «цветового паспорта» России. Разговор продолжился и в 2024 году – в Тюмени. Работе  было посвящено отдельное обсуждение. Конечно, далеко не всем удалось присутствовать.

А потому, учитывая и практическую, и идеологическую важность темы – публикуем подробный рассказ о проведенных исследованиях и их результатах.

гим10.jpg

Сергей Борисович Куликов, научный руководитель научно-исследовательского проекта «Национальная палитра России», директор по научной и проектной работе АНО «Национальный реставрационный центр», вице-президент Союза реставраторов России, председатель технического комитета 082 «Культурное наследие» Росстандарта России, архитектор-реставратор высшей категории

Проблемы изучения, подбора и реализации цветовых решений при сохранении объектов культурного наследия и историко-культурной среды, а также градостроительной деятельности при регенерации и компенсационном строительстве, в том числе в исторических поселениях, на основе принципов аутентичности и историчности является актуальной как для каждого конкретного случая, так и служит  основанием для решения методологических и практических задач.

В качестве  решения обозначенных проблем Союз архитекторов России, Союз реставраторов России, компания Краски «Фридлендеръ,  АНО «Национальный реставрационный центр по содействию сохранению объектов культурного наследия»  представляют начало работ научно-исследовательского проекта «Национальная палитра России» по разработке национального цветового атласа « Цвета России».

Вопросы аутентичности цвета и его значения, уже были затронуты специалистами «Национального реставрационного центра»  на предыдущем фестивале, проходившем в Самаре в прошлом году. Также мы опираемся на опыт компании Краски «Фридлендеръ» в отдельных региональных проектах по поиску решений по формированию цветовых кодов территорий. Обращение к прошедшему обсуждению колористики и опыту коллег, которые, безусловно, является отправной точкой для старта вышеназванного проекта, необходимо напомнить основные проблемы и тезисы, возникшие ранее.

гим7.jpg

гим8.jpg

гим9.jpg

Фото: Фрески храма Рождества в Бутырках в Москве (XVII в.) стали отправной точкой для исследователей. Было обнаружено сходство цветовой гаммы, манеры и красок с использованными в ГИМе 

Прежде всего была озвучена проблема подлинности цвета, или, иными словами, какими характеристиками должен обладать цвет, чтобы его можно было идентифицировать в качестве исторически обоснованного, обладающего первоначальными характеристиками. Те редкие случаи, когда покраска полностью сохранилась, и возможна к сохранению, пусть и с небольшими докомпановкой или тампонированием, являются отдельным примером и не рассматриваются. Как правило, цвета покраски фасадов или помещений определяются в ходе комплексных научных исследований. По результатам раскрытий выбирается первоначальный или более поздний цвет, в зависимости от того, на какой период планируется воссоздать облик здания. На данном этапе уже закладывается определенная погрешность, так как зачастую каждый последующий несколько искажает предыдущий за счет взаимного проникновения. Так же имеет место и деградации красочных слоев, за время их эксплуатация в силу причин характерных для каждого из периодов  строительной истории .

Другими словами, образец краски, безусловно являющийся фрагментом подлинной покраски, не может в полной мере сохранить свои первоначальные характеристики, и содержит искаженную информацию.

Вторая проблема, с которой сталкивается архитектор-реставратор – атрибуция выявленного цвета. В современной сложившейся практике, с целью атрибуции, выявленные фрагменты покрасок сравнивают с цветовыми атласами (или колерными книжками, как их чаще называют). Необходимо отметить, что точность подбора при этой атрибуции остается довольно условной. Здесь свою роль играют несколько факторов. Как уже и обсуждалось в прошлом году, основными колерными палитрами, укоренившимися в повседневной проектной практике, являются – шведская NCS, американская Pantone, немецкий RAL и финский Opus (Tikkurila). Цветовая модель этих красок построена на основе структурированного подбора цветов, основанных на пигментах и на цветовой культуре соответствующих стран, они рознятся между собой и, конечно, ни в коей мере не соотносятся с Российской цветовой традиционной палитрой.

Именно с этим связана знакомая многим практикующим реставраторам проблема подбора цвета, когда зачастую приходится идти на компромисс, выбирая между оттенками зарубежных индексированных цветов, никак не подходящими подлинному образцу. Иногда возможность точного подбора цвета возможна только при подборе цвета на месте, при помощи палитры и набора красок. Таким образом можно скопировать цветовой образец довольно точно, но при заказе краски опять возникает проблема колеровки.

Данная ситуация опирается вовсе не на недостаточность оттенков зарубежных колерных атласов, в которых цвета представлены в исключительном разнообразии, а в том, что эти цвета изначально создавались в соответствии с традициями, возникшими в другой местности и в другой культуре. Данное несоответствие не является результатом каких-то мистических  или искусственно созданных факторов, а, скорее, результатом эволюции цвета, учитывающую природные  и этнических особенности, традиции бытования ремесла и эстетические предпочтения.

Основой каждой культуры являются цвета и символы, которые уникальны и особенны для каждого региона земли и являются своего рода индивидуальностью. В истории каждого цвета лежит прежде всего история использования местных природных пигментов, со временем усложнявшейся за счет привозных цветов, наличие и перечень которых в свою очередь отражало историю торговли, также различную для каждой местности.

Таким образом, традиционные цвета, получившие отражения в этнической символике, оказались закреплены в сознании настолько, что даже не являющийся специалистом человек во многих случай без труда различит цветовой диссонанс при неуместном сочетании цвета и характера этнического рисунка.

гим14.png

гим15.jpg

гим18.jpg

Фото: государственный исторический музей, зал № 18 Иоанна IV Грозного - вид первоначальный, после реставрации 1986-2002 гг., предлагаемое новым проектом цветовое решение

Историческая и современная архитектура, будучи одной из практических областей применения цвета, также является одним из материальных воплощений цветового кода. Цветовая идентичность или цветовой код, то есть определенный набор цветов и оттенков, а также их символических значений и ассоциаций с ними, свойственный культуре конкретного народа или конкретной нации, определяет его узнаваемость, является культурной ценностью и складывается из множества источников. И потому, зачастую, так хорошо считывается неуместность применения на исторических зданиях цветов, являющихся частью зарубежного цветового атласа, изначально созданным на основе иностранной истории и опыта.

Мы считаем, нужен большой, подробный и невероятно захватывающий  и научно обоснованный рассказ об истории страны, выраженный в цветах и оттенках. Это прекрасное доказательство того, что все знаковые исторические события и самые важные эпохи всегда находили свое выражение в цветах, которые сегодня можно найти на ещё сохранивших подлинность материалов памятниках архитектуры и в материалах наших предшественников

Господство зарубежных цветовых палитр в массовом сегменте является последствием экспансии зарубежных производителей, активно заполнявших пустующее пространство в 1990-х годах. Продиктованные иностранным бизнесом правила были безоговорочно приняты обывателем прежде всего в виду отсутствия актуального внутреннего продукта. Необходимо отметить, что агрессивная маркетинговая политика иностранных компаний, была настолько активна, что в 1997 году на московских объектах при составлении колерного паспорта указание цвета в соответствии с индексом NCS стало обязательным. Более того колерный сборник «Московская палитра», также был разработан на основе системы NCS. Единственный колерный атлас, созданный в Советском Союзе, который был разработан и утвержден в 1960-х годах в качестве самостоятельного документа и содержал уникально подобранные цвета и оттенки - «Колера для окраски фасадов зданий города Ленинграда», в настоящее время также адаптирован под систему NCS.

Цвета любой иностранной палитры не отражают цветовую идентичность нашей страны, не учитывают уникальные цветовые особенности каждого региона. Примером может послужить опыт наших партнеров из АНО «Национальный реставрационный центр», сотрудники которого, занимаясь реставрацией здания Государственного исторического музея, столкнулись с полным несоответствием покрасок экспозиционных залов, выполненных в конце 1990-х годов, первоначальным цветам, задуманных авторами. При этом метод подбора по индексированным зарубежным палитрам не дал никакого результата. Подбор цвета при помощи смешения масляных красок на палитре также не приносил результатов до тех пор, пока не была изучена историческая авторская методика. Изучение истории палехской школы показало, что при составлении довольно яркой и многоцветной живописи палехские мастера ограничивали себя всего несколькими базовыми натуральными пигментами:

·      Красные: мумия, бакан (в тушевке), киноварь цельная.

·      Желтые: охра темная и светлая, иногда хром.

·      Зеленые: зелень изумрудная, зеленый бакан.

·      Голубые: «лазорь» (берлинская лазурь), кобальт.

·      Белила свинцовые.

Т.е. все яркое разнообразие Палеха, было основано всего на 10 пигментах, правильное смешение которых позволяло добиться не только создание всемирных красочных шедевров живописи, но и делала их работы уникальными и узнаваемыми. Применение базовых цветов палехских мастеров позволило при помощи смешения на палитре подобрать все цвета и оттенки с безукоризненной точностью. Подробная история опыта рассказывалась в прошлогоднем выступлении коллег, с представлением визуальных материалов и палитры цветов, полученных на основе ограниченного количества пигментов.

гим19.jpg

гим21.jpg

Фото: произведения-аналоги мастерской Николая Сафонова и Ивана Баканова в Палехе

гим1.jpg

гим2.jpg

гим3.jpg

Фото: карточки предлагаемых цветов для ГИМа

Несмотря на положительный результат данного опыта, полученная палитра оказалась применимой лишь к определенному объекту, к определенной (в данном случае палехской) живописной школе и к определенному региону с исторически определенным набором пигментов, часть из которых имела местное происхождение. Безусловное применение полученного результата к иному объекту или региону хоть и имела под собой базу более обоснованную, нежели применение колерных бланков NCS и им подобных, однако все равно не является корректным.

Второй пример, почему невозможна универсализация цвета, является более простым. Одним из самых дешевых и базовых пигментов является охра, распространенная повсеместно. Однако, как показали опросы коллег из разных регионов, цвет охры неоднозначен. В современной художественной практике наибольшее распространение получила итальянская охра, цвет которой зафиксирован во многих красочных палитрах и является довольно унифицированным. Однако в историческом контексте упоминание в исторических документах факта покраски здания в цвет охры не означает, что цвет здания был тем самым теплым и желто-золотистым, привычным нам по опыту использования художественных красок. Цвет природного пигмента различается и может быть от бледно-желтого до глубокого янтарного и даже почти красного цвета. Оттенок натуральной охры во многом зависит от количества окислов железа, полученных при формировании пигмента.

Таким образом, подводя итог по текущей ситуации и полученному в ходе предварительных исследований опыту, сформирован следующий перечень базовых проблем, являющихся отправной точкой для обоснования необходимости разработки национального атласа цветов:

·      Существующие и использующиеся в повседневной жизни колерные базы имеют иностранное происхождения и не совпадают с традиционной культурой применения цвета регионов России.

·      Подбор цвета по существующим колерным базам не позволяет добиться точного совпадения, что приводит к искажениям, степень которых, в зависимости от уникальности первоначального цвета исторического объекта, может колебаться в значительном диапазоне.

·      Подбор цвета по иностранным колерным атласам приводит к нивелированию исторического облика городов, а также к их унификации и потере индивидуальности.

·      Подбор красок методом создания персональной палитры для каждого объекта возможен только в частных случаях и в незначительном объеме, ввиду частого отсутствия временных или финансовых возможностей его реализации.

·      Унифицированные палитры, как правило, содержат незначительное число цветов, с вариацией каждого по степени насыщенности. Использование их не позволяет определить правильный оттенок, ввиду изначального подхода к определению базового пигмента, зачастую основанного на чувстве вкуса художника-составителя, а также на иностранной базе пигментов.

Разработка колерного атласа отображающего идентичность нашей страны и нашей истории, является актуальной задачей. Как уже говорилось, цвет как часть прикладного искусства и быта является одним из первоначальных и базовых национальных и этнических идентификаторов человека, по важности не уступая языковому и литературному наследию. Утрата или искажение цветовой этнической идентичности так же опасна, как и утрата и искажение родного языка.

Задача, которую мы поставили перед собой – это составление колерного атласа «Национальная палитра России», основанием которого является научно обоснованное исследование. Создание такого Атласа, предусматривает создание почвы для формирования архитектурно-градостроительного облика российских городов, с учетом их уникальных региональных и этнических особенностей.

Концепция разрабатываемого национального цветового атласа

«Цвета России»

(ожидаемый результат в рамках совместного проекта )

    Разрабатываемый Цветовой атлас включает в себя две части.

·      Первая часть. Обосновывающая. Представляет собой результат научной работы и содержит подлинные исторические пигменты и цвета, определенные по результатам региональных, археологических и этнографических исследований.

·      Вторая часть. Результирующая. Представляет собой разработанную индексированную базовую палитру, адаптированную для практического применения в градостроительной деятельности на исторических территориях, включая сохранения объектов культурного наследия и современное проектирование.

Разнообразие культурной и этнографической составляющих, а также географическая обширность нашей страны сформировали то, что можно смело назвать национальной цветовой идентичностью России. Среди факторов, в которых присутствие цвета является неотъемлемой частью, выделяется следующее:

·      Природа. Основой этнического цветового кода, напрямую связывающего его с географическим регионом, являются природные красители, распространённые или характерные для местности. С того момента, как развитие культуры человека начинает нуждаться в самовыражении, материалом для его реализации становятся находящиеся под рукой простые и легко доступные пигменты и растительные краски. Возникающие в этот же момент первые образы и символы, обретают свои цвета и, передаваясь из поколения в поколение, становятся неотъемлемо связанными в виде этнических орнаментов.

С развитием достижений растут возможности добычи натуральных цветовых пигментов и красителей, но тем не менее, набор их все равно ограничен природными рамками региона. Эти ограничивающие рамки и являются основой аутентичного цвета, базовой этнической цветовой палитрой.

·      История и торговля. Региональному развитию и объединению всегда сопутствовала торговля. И одновременно с другими товарами, ведется торговля пигментами, изначально высокая стоимость которых делает редкие, нехарактерные для региона цвета - привилегией богатого и правящего сословия. Однако с расширением торговли некоторые цвета становятся более доступными, но тем не менее продолжают характеризовать статус своего приобретателя. Среди таких привнесенных цветов, например, можно отметить:

-   Кроваво-красная краска (или кармин), получаемая из кошенилевой тли.

-   Синий цвет - практически единственным природным минеральным синим пигментом была ляпис-лазурь (лазурит), растертые сапфиры и Индигофера красильная из Индии. В Средние века был синтезирован ультрамарин, а позже из Америки стало привозится дешёвое натуральное индиго.

·       Этнография.

Материальные и нематериальные свидетельства:

Быт и национальный костюм. Сказки и легенды всегда находили отражение в орнаментальном искусстве, несшим изначально сугубо символический смысл. Данная взаимосвязь объясняет прежде всего цвета, характерные для того или иного орнамента. Возникшие на ранних стадиях развития общества символы объединялись, сливаясь в орнаменты, имевшие определенный цвет. В отсутствие письменности, орнаменты имели значительную смысловую и информационную роль. Помимо функции оберегов, они могли рассказать про историю и самоидентификацию этноса. С развитием общества, происходила утрата изначальных сакральных смыслов символов. При этом цвета и орнаменты, являющиеся основой культурного идентификационного кода, сохранили свою индивидуальность и привязанность к той или иной этнической группе. Незаметная разница в рисунке, применение различного цвета могла много рассказать, о статусе, месте рождения и самоопределение.

·      Религиозные верования и традиции. Символика цвета в христианском искусстве канонизирована. Здесь закрепились строгие цветопредпочтения: золотой, символ света и величия, а также слава и достоинство; красный - символ жизни; белый - святость и духовность. Кроме этого используются: синий - цвет гармонии, истины и смирения; черный - зла, греха и смерти; зеленый – цвет земного начала и юности. Преимущественное использование этих цветовых канонов привело к замедлению в развитии цветовой культуры, но при этом развивались материальные и духовные ценности цвета.

·      Архитектура. С появлением городов, а тем более каменных зданий и сооружений, цветовое решение фасадов и интерьеров получило особенное развитие. Архитектурное оформление, прошедшее путь от орнаментального декора до живописного и более привычного нам цветового окрашивания фасадов, стало подчиняться моде. По цвету, технике нанесения цвета зачастую можно определить возраст здания и период его строительства. По краске также можно определить и статус владельца. В поздние периоды окраска фасадов велась как в типовой цвет, согласованный с губернским архитектором или на основании образцового альбома, так и в редкие цвета, если владелец здания мог себе позволить не считаться со мнением оного. Более простые цвета покраски, как и ранее, основывались на местных и доступных природных красителях. Сложные цвета, как правило, являлись привозными.

Вторая часть колерного атласа разрабатывается в прикладном ключе и представляет с собой индексированные цвета и их оттенки, подобранные на основе ранее представленных принципов. Подбор цвета на этом этапе каталогизируется по географическому признаку. Цвета, представляющие регион, в свою очередь имеют дополнительную временную шкалу градиента. По сути, предусматривается разработка колерного атласа города, в основе которого исключается базовая структура иностранных атласов и цветовых систем.

 

На главную