Семнадцать плачевных памятников

Александра Меркулова
В Нижегородской думе в начале февраля начались заседания коллегии ответственных людей, получившей очень длинное название: рабочая группа по разработке правил передачи инвесторам ветхих и аварийных домов, являющихся объектами культурного наследия.
Еженедельное спасение
Инициатор создания группы депутат Нижегородской думы Вячеслав Растеряев, открывая заседание, сказал: «Мы должны собрать всю информацию, проанализировать законодательство и выработать такой правовой механизм на уровне местного самоуправления, который бы позволил сохранить, спасти дома – памятники, находящиеся сегодня в плачевном состоянии. В Нижегородском районе таких объектов выявлено 17. Все они находятся в муниципальной собственности». Сохранить памятники – такая задача поставлена перед комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами (КУГИиЗР). Комитет изучил существующий опыт работы с такими объектами в Москве и других городах и предложил в качестве пилотного проекта модель инвестиционного контракта. В качестве объекта культурного наследия для пилотного проекта был выбран дом №64А1 по улице Ильинской, известный в городе как «Дом Котельникова».
К предложенной модели появились замечания со стороны депутатов, юристов, инвесторов. Проект пока признан недоработанным. Осталось очень много вопросов: объектом инвестирования могут быть лишь нежилые помещения, следовательно, нужно расселить все выявленные 17 домов-памятников и перевести их из жилого фонда в нежилой. Какой именно должна быть процедура конкурса? Как должен быть устроен процесс контроля над исполнением обязательств по реставрации?
Депутаты договорились, что будут встречаться по этому поводу еженедельно. Хочется надеяться, что результатом этих встреч станет нижегородская модель сохранения памятников и вовлечения их в современную жизнь города.
Глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин в комментариях для СМИ делится такими соображениями: «Мы должны разработать такой механизм льгот, который заинтересует инвесторов. Надо понимать, что инвесторы – народ осторожный, особенно когда дело касается памятников. И многие в кулуарных разговорах говорят, ну возьму я этот памятник, вы меня потом замучаете бесконечными проверками. Поэтому нужно убедить предпринимателей, что такого не будет».
Борьба за утраченное
Весь 2014 год, а нижегородские градозащитники говорят, что и все предыдущие 10 лет, шла настоящая война за сохранение одного из самых примечательных зданий Нижнего Новгорода - дома № 46 по улице Новой (доломали его уже в 2015 году). Кампания за сохранение Дома с бельведером выплеснулась далеко за пределы Нижнего Новгорода, за него ходатайствовали деятели культуры и искусства в Москве, но интересы девелопмента оказались важнее.
У местных властей был план развития территории – еще в 2011 году почти весь исторический квартал (очерченный улицами Ильинской, Горького и Новой, всего 2,17 га) был передан под застройку. Как сообщали СМИ, и Дом с бельведером, и другие яркие интересные объекты нижегородской исторической застройки стали помехой на пути застройщика.
Еще одна большая нижегородская утрата прошлого года, рассказывает градозащитница Анна Давыдова, - комплекс исторической кондитерской фабрики Кочетова (Такелажной фабрики) на ул. Воровского. В одночасье город лишился промышленного комплекса стиля модерн.
Можно предположить, что ветхие строения в исторической части Нижнего Новгорода местные власти воспринимают как зло, подлежащее последовательному искоренению. Можно сказать, что у города есть концепция развития и что она очень рыночно ориентирована. История умалчивает, есть ли у этой концепции серьезная теоретическая база или она сформировалась стихийно. Но суть ее проста: старое – это плохо, а новое – очень хорошо.
Утверждение само по себе, безусловно, спорное, но применимое ко многим областям человеческой жизни. Скажем, среди определенной части сограждан распространено мнение, что старая жена – плохо, а новая – очень хорошо. Но чтобы это утверждение действовало, обновление жены должно происходить регулярно, а на это не у всех есть силы, желания и средства. Тут важно отметить, что новая жена не отменяет существования старой, пусть и в каком-то ином статусе.
Применение этой идеи к исторической застройке, увы, прямо преступно – хотя бы потому, что, в отличие от старой жены, старое здание становится жертвой нового, физические занимает его место. Тем не менее реализация концепции «вместо плохого старого – хорошее новое» идет в Нижнем Новгороде довольно решительно. Есть даже список, как его называют градозащитники, приговоренных: Адресный перечень ветхих домов, планируемых к сносу и реконструкции до 2015 года.
Как пишет «Новая газета – Нижний Новгород»: «Скандальные сносы зданий, претендующих на звание объектов культурного наследия, взбудоражившие общественность в 2013-2014 годах, могут оказаться для центра Нижнего Новгорода лишь цветочками. Власти города планируют в 2015 году снести более трех сотен домов, весомая часть которых формирует исторический облик «Старого Нижнего».
Примечательно, что впервые 26 января о существовании списка из 339 домов, которые "планируется снести или закрыть художественными элементами в Нижнем Новгороде к концу июня 2015 года", заявил на одном из совещаний глава администрации («сити-менеджер») Нижнего Новгорода Олег Кондрашов. Тот самый, в отношении которого только что возбуждено уголовное дело по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями при продаже городского имущества.
339 зданий в историческом районе Започаинье, как их трактуют сторонники избавления от старины - «аварийные, развалившиеся дома, которые не только уродуют своим видом эстетический облик Нижнего Новгорода, но и опасны для проходящих мимо людей».
По словам Анны Давыдовой (градозащитное сообщество «СпасГрад»), в «списке 339» нет статусных объектов культурного наследия, однако в нем множество объектов, которые могли бы стать выявленными, если бы службы охраны наследия в городе функционировали должным образом. «СпасГрад» уже приступил к анализу списка обреченных. Но что настораживает, по словам Анны Давыдовой: в последние два года «СпасГрад» и общественная организация «Зеленый мир» подготовили 13 экспертиз о признании зданий памятниками и подали их в региональное управление государственной охраны объектов культурного наследия.И ничего не произошло. Объекты не поставили на охрану даже как выявленные. С точки зрения защиты исторического города, да и просто в силу законной процедуры принятия решений – это нонсенс. С точки зрения города, которым руководят строители, – так уж повезло Нижнему Новгороду, – ничего особенного. Как комментирует Анна Давыдова: «Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области окончательно обозначило свою позицию защиты интересов застройщиков своими действиями по легитимизации и подержке сносов».
В опубликованном заявлении "СпасГрад" напоминает отцам города, что массовые сносы планируются ими в границах исторической территории "Старый Нижний Новгород", установленной самими же нижегородскими властями еще в 1993 году. В соответствии с особым правовым режимом этой территории, снос домов здесь возможен только по согласованию с региональным органом госохраны, после обмеров и фотофиксации. А параллельно должна проводиться работа по выявлению объектов культурного наследия: более того, здания, обладающие признаками объектов культурного наследия, были обозначены еще на историко-культурном плане 2005 года. «Поэтому, - заключает «СпасГрад», - указанные О.А. Кондрашовым волюнтаристские даты решения проблемы "гнилушек" (июнь 2015 года) не представляются выполнимыми, если только работы будут проходить в соответствии с духом и буквой законодательства».
В сухом остатке два вопроса – один философский (о старом и новом), другой – образовательный и кадровый. Руководитель регионального органа охраны наследия Владимир Хохлов – закончил факультет радиофизики политехнического института, занимался предпринимательской деятельностью, руководил гостиничным комплексом и дилерскими центрами. Мэр Нижнего Новгорода Олег Сорокин – девелопер. Награжден званием “Почетный строитель России”, удостоен премии “Человек торговли” и почетным знаком “Элита Нижегородского бизнеса”. И депутат городской думы Вячеслав Растеряев – строитель, выпускник Московского автомобильно-дорожного института. А губернатор в Нижегородской области – Валерий Шанцев. Хотелось бы, чтобы хотя бы руководители департаментов культурного наследия обладали определенной квалификацией имено в сфере своей профессиональной деятельности. По крайней мере, дискурс станет профессиональным.
На фото: Дом Котельникова на Ильинской улице, с которого должна начаться реализация пилотного проекта спасения нижегородского наследия с