Тимирязевской академии не предоставляется общежитие

Тимирязевской академии не предоставляется общежитие

04.11.2023
Тимирязевской академии не предоставляется общежитие

Ансамбль Гиппиуса 1926-28 гг. – краеведческое открытие последнего времени - под угрозой сноса и застройки

Евгения Твардовская

«Постройка предполагается на совершенно свободном, открытом, вполне здоровом и в гигиеничном отношении вполне удобном участке». 

Заманчивое рекламное описание нового ЖК, не правда ли? А это оно и есть, только столетней давности. Это выдержка из пояснительной записки маститого архитектора Карла Карловича Гиппиуса (для тех, кто забыл, напомним, что он – среди прочего - автор фасада и оформления чайного магазина Перловых на Мясницкой, Дома Бахрушина на Зацепском валу – в котором сейчас Театральный музей) о строительстве для Тимирязевской сельхозакадемии двух общежитий для студентов. Они были возведены и находятся сейчас по адресам Тимирязевская ул., 26 и 28 – краснокирпичные здания прекрасной сохранности в зеленом оазисе между парком «Дубки» и Лесной опытной дачей, которую еще называют Тимирязевским лесом. 

Но … как и в 1926 году теперь там снова хотят строить. И – по иронии судьбы – привлекательный участок тоже считают совершенно свободным! Почему? Потому что ансамбль Гиппиуса не является объектом культурного наследия и – по сути – может быть уничтожен в любой момент. Если бы не другое «но»… Усилия местных активистов по их спасению. Как всегда – вопреки частоколу формальностей и наперегонки с экскаватором.

Гиппиус9.jpgГиппиус2.jpg

Фото: Фасады Тимирязевской 26 (вверху) и 28 (внизу)

Снова стройка

Начнем издалека и с «высокого». Похоже, что слова Президента о том, что Тимирязевскую академию в Москве надо «оставить в покое» - дошли не до всех. Хоть и были сказаны в 2016 году. В сентябре 2023 года стало известно, что фирма «Гредос Инвест», связанная с компанией бывших топ-менеджеров «Интеко» — «Орион.3», разрабатывает проект жилого комплекса по адресу: Тимирязевская улица, вл. 26.

«… с учетом опыта и GR экс-топ-менеджеров «Интеко» и влияния мастер-девелопера, полагаю, что вопросы получения градостроительной документации, как и локальные конфликты с жителями могут быть быстро улажены», - сообщает автор ТГ-канала «Стройка - и точка» в посте о летящей в район многоэтажной птице счастья. То есть локальные конфликты – входят в стройпакет. Не удивительно.

Сейчас в здании 28 расположен и вполне успешно работает Дом детского творчества «Гермес» Департамента образования города Москвы. На территории вл. 26 с 1990-х располагался банк «ИРС» Ибрагима Башаева (сначала на правах аренды, а с 2016 г. -  уже как собственник), у которого Центробанк отозвал лицензию в 2021 году. Это здание и земельный участок – в момент присвоения Академии статуса особо ценного объекта культурного наследия народов России (Указ Президента Российской Федерации от 11.09.2008 № 1343) в 2008 году числилось в составе Академии.

Оба строения представляют собой ансамбль. (Кстати, должно было быть еще третье, но от него отказались). Новый ЖК не только уполовинит ансамбль – под ковш пойдет здание 26, но и – как подсказывает нехитрая логика и опыт - наверняка поставит вопрос о дальнейшей экспансии ЖК на соседний участок. А почему нет? Конкуренции с жильем еще ни одна художественная школа не выдержала. Так что будущее второй части ансамбля в случае реализации задуманного строительства представляется неоптимистичным.

Точные параметры комплекса, запланированного на этом месте, пока не известны. О них не трудно догадаться – плотность будет максимальной. В нее идея возможного сохранения и нового приспособления ансамбля Гиппиуса – не входит, нет такого рабочего инструмента в арсенале экс-топ-менеджеров «ИНТЕКО». А ведь в данном конкретном случае их обычные аргументы, типа, «развалюхи», «восстанавливать и сохранять уже нечего», «не шедевр», «неизвестно кто построил» - не срабатывают.

Гиппиус7.jpg

Гиппиус8.jpg

Фото: Дворовый фасад Тимирязевская, 26 и 28

Это же районный бренд, Карл!

Здания общежитий 26 и 28 в отличной сохранности. Все это время прекрасно эксплуатировались. Их легко приспособить, если уж так невмоготу, под функцию жилья – собственно – для этого они и создавались.  Они представляют архитектурную ценность как для Москвы, так и для облика района. Аббревиатура ТСХА,  размещенная Гиппиусом на фасаде корпусов – именно после строительства зданий общежитий, как предполагают исследователи, вошла в широкий обиход: до этого она не использовалась и никогда официально и юридически вуз так не именовался. Имя Карла Гиппиуса – вообще знаковое для Тимирязевского района. Именно с этих общежитий и возникла идея строительства академических частных жилых домов кооператива «Соломенная сторожка». Их также спроектировал Гиппиус и там же сам поселился. Этот комплекс жив до сих пор! Да что уж комплекс: там до сих пор живут и потомки Гиппиуса, и потомки первых жильцов, среди которых – семьи строителей и частных домов, и общежитий Гиппиуса!  

Наконец, самое удивительное. Архитектор Гиппиус являлся в то время профессором Тимирязевской академии как известный в Москве… ихтиолог, содержатель собственного павильона «Аквариум» в Московском зоопарке. Гиппиус проживал рядом с местом будущей стройки общежитий - на соседнем (№22) участке. То есть мы можем говорить об архитекторе – гении места!

И собственно, произведения вот такого мастера хотят заменить типовым массовым жильем, разрушить сохранный исторический маршрут. Кому это надо и кому выгодно? Почему выгодно настолько, что даже локальные конфликты (как сказано выше) – считай - уже улажены? Как-то крайне не патриотично и вредительски очень это выглядит.

Гиппиус14.jpg

Фото: Владение 26. Общая комната 2-го этажа

Гиппиус11.jpg

Гиппиус12.jpg

Фото: Владение 28. Вестибюль и коридор

Как поняли, что это Гиппиус

Работа над приданием статуса объекта культурного наследия этим общежитиям  идет уже не один год. Конечно, это инициатива «снизу». Жительница Тимирязевского района, краевед и архитектор Татьяна Михайлова положила много сил на это занятие: московские исследователи знают, насколько искусно и специально усложнена работа в столичных архивах и чего стоит раздобыть рядовые исторические данные о зданиях, находящихся в чьей-то собственности. Тут нужны и упорство, и сноровка, и вера в успех.

Первая заявка на выявление ансамбля общежитий была подана еще  в  2019 году. В ней еще не утверждалось, что общежития – авторства Гиппиуса. Об этом вообще стало известно лишь недавно.

«Но у меня никогда не было сомнений в том, что эти два здания принадлежат руке опытного и искусного архитектора, - рассказала «Хранителям Наследия» Татьяна Михайлова. - Это чувствовалось и по градостроительному решению участка, и по расположению зданий, и по пластике фасадов, по умению работать с кирпичом. То есть – да, везде говорилось, что эти здания утилитарны и строились хозспособом. Но построить в таком качестве хозспособом и без архитектора невозможно. Было известно, что строили общежития студенческие бригады, а руководил ими – Владислав Александрович Желиговский, впоследствии профессор академии СХАТ (сегодня МСХА им К.А. Тимирязева), доктор технических наук и действительный член-академии. Его внук до сих пор живет на Соломенной сторожке и вот в процессе бесед с ним выяснилось, что его отец говорил про роль и активное участие Гиппиуса. Для меня стало очевидно, что Карл Карлович Гиппиус является архитектором общежитий. Но это требовало доказательств».

Первая заявка 2019 года была возвращена на доработку. И вот – после четырехлетних поисков Татьяна Михайлова обнаружила чертежи и документы, однозначно подтверждающие авторство Гиппиуса: подписанные его рукой чертежи, пояснительные записки, письма Академии об оплате. Это серьезное краеведческое открытие, новое в истории не только московской архитектуры,  но и истории всей российской архитектуры начала XX века, учитывая масштаб Гиппиуса!

«Я не знала о существовании этого проекта Гиппиуса. Надо отметить, что системно исследованием Тимирязевской академии никто из искусствоведов не занимался. Обнаруженные факты и документы - это, конечно же, важное открытие, - сказала «Хранителям Наследия» Мария Нащокина, доктор искусствоведения, заместитель председателя ОИРУ. - Я внесла здания общежитий в свою книгу, которая скоро выйдет: «Архитектура Москвы в творчестве и биографиях зодчих». Первоначально,  судя по генплану, планировалось три таких здания довольно сложной композиции: подковы с выступами. Ансамбль выглядит как вполне европейский университетский кампус того времени. Это очень качественная архитектура как с художественной точки зрения, так и с точки зрения строительства, хотя возводились здания в 1926 году, когда на всем экономили, была установка на лапидарность и дешевизну. Но тут – возникают здания совсем другого типа.  Маститый архитектор прекрасно выполнил работу! Все это – однозначные аргументы в пользу сохранения общежитий Гиппиуса.

Это прекрасный пример, как вообще нужно организовывать быт студентов-аспирантов, будущих ученых. Очень примечательна ориентация по сторонам света: своими торцами подковы обращены на север и во двор, а вот все комнаты выходят на запад-юг-восток, то есть пространства получают полную освещенность в течение дня. Примечательно, что в помещениях по два окна: наверное, это было сделано для того, чтобы при необходимости можно было дополнительно разгородить помещения.

Стилистически трудно однозначно оценить эти здания. Их можно отнести к неоклассике – о чем говорит полукруглое окно, как в мезонинах, но есть и  черты модерна – упомянутый выше частый ритм окон. Видим мы и черты актуального в 1920-е функционализма: это все же довольно простые кирпичные объемы, отвечающие поставленному ТЗ – общие комнаты, кухни, туалеты. То есть мы понимаем, что архитектор мастерски сочетал и использовал наработки как российских, так и западных архитекторов,  использовал богатую палитру стилей. В результате мы имеем абсолютно европейского плана памятник, которому очень несложно подобрать новую функцию».

портрет.jpg

Подпись.jpg

Заявка 2023 года

Обнаружение новых данных в пользу Гиппиуса совпало со сменой собственника участка 26 и строительными планами. Тем не менее в Мосгорнаследие в октябре 2023 года была подана повторная заявка на выявление «Ансамбля общежитий Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 1926 — 1928 годы. Архитектор К. К. Гиппиус» (есть в распоряжении редакции – Ред.), подписанная А.А. Медведевым – заместителем Председателя Московской городской Думы, жителем Тимирязевского района.

«На данный момент мы подали заявление о включении общежитий Тимирязевской сельскохозяйственной академии в реестр объектов культурного наследия народов России, - написал Андрей Медведев в соцсети. - Обращение уже направлено в Департамент культурного наследия со всеми документами, подтверждающими историческую роль объекта. Помимо, отправлено письмо мэру Москвы Сергею Семеновичу с просьбой помочь сохранить здания.
Большая удача, что архивные документы нашли и теперь памятник архитектуры может претендовать на официальный статус. Однако с позитивными прогнозами предлагаю повременить. Пока, пожалуй, дождемся официальной информации. Выводы делать рано».

Увы,  все  правильно. Краеведческое открытие еще не означает автоматической охранной грамоты – такова московская практика. Нынешняя заявка 2023 года также возвращена Мосгорнаследием на доработку. И она будет доработана.

Но в любом случае – что бы ни было и не будет дальше – мы четко знаем, что в Тимирязевском районе есть два здания,  построенных замечательным российским архитектором Карлом Карловичем Гиппиусом, есть целый заповедник его авторства. Если  произойдет необратимое и общежития будут утрачены – то «регалии» их и без того знаменитых уничтожителей утяжелятся еще и значимостью утраты. Можно, видимо, как-то получить индульгенцию на улаживание локальных конфликтов, но подписи Гиппиуса под чертежами это не сотрет.

Гиппиус20.jpg

Гиппиус17.jpgДосье (по материалам заявки на выявление):

Приглашенный руководством Академии к проектированию и строительству общежитий известный московский архитектор Карл Карлович Гиппиус являлся в то время профессором академии как известный в Москве ихтиолог, содержатель собственного павильона «Аквариум» в Московском зоопарке. Кроме того, он проживал рядом с местом будущей стройки общежитий - на соседнем (№22) участке. Он согласился составить проект, сметы для строительства общежитий, наблюдать за строительством. В 1925 году были составлены сметы, закуплен кирпич на Бескудниковским кирпичном заводе, и на участке (вл.26) началось строительство Общежития СХАТ №1 (в 1936-1994гг. Общежитие МСХА №5). Интересен и такой факт, что еще в 1914 году на данном участке планировали построить клуб студентов и выпускников академии "Дом Петровцев", но идее помешала Первая Мировая война. Дачный посёлок Академии, на участках которого строились здания общежитий, назывался «Соломенная сторожка». В ходе контактов Гиппиуса с сотрудниками академии во время строительства возникла идея создания нового посёлка под тем же названием, который был построен в 1929 году в непосредственной близости по адресу: Новое шоссе (ныне — Тимирязевская улица), д. 33. В этом посёлке он и поселился сам. Здания ансамбля общежитий первоначально использовались по назначению: общежитие “московское» (дом № 26) — как преподавательское; общежитие « академическое» (дом № 28) — как студенческое.

Оба здания были запроектированы и построены двухэтажными с подвальными техническими этажами. В теплые общие галереи-коридоры надземных этажей выходят жилые помещения: в доме №28 — комнаты для студентов на 4 -3 человека, а в доме № 26 — помещения для посемейного проживания аспирантов и преподавателей. В обоих корпусах был предусмотрен полный комплекс общих бытовых помещений, включая и расположенные в подвальных этажах котельные и прачечные. В зданиях предусматривались: центральная канализация (с отводом на существующие поля орошения Академии), водопровод из артезианской скважины Академии (от центральной водонапорной башни инж. В.Г.Шухова), автономное отопление (чугунные котлы на твердом топливе в подвальном этаже, приточно-вытяжная вентиляция уборных и умывальных, электрооборудование.

Ценными элементами отделки является наличие фасадной датировки зданий и их административной принадлежности в виде надписи, выполненной кирпичной кладкой: «ТСХА — 1926 г.» Над выступающими элементами входов и эркером центральной общей комнаты первого этажа устроены террасы, выход на которые осуществляется через большие арочные проёмы с витражным заполнением (аутентичные оконные витражи сохранены в доме № 26). Подобные приёмы пластики и построения фасадов можно наблюдать в здании, построенном К.К. Гиппиусом в 1905 году для Пятницкого попечительства о бедных.

Фото и иллюстрации предоставлены Татьяной Михайловой

На главную