Троцкий как туристический бренд Свияжска

Троцкий как туристический бренд Свияжска

27.04.2016
Троцкий как туристический бренд Свияжска

Свияжск (Республика Татарстан) – один из самых серьезных кандидатов от России на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Региональные власти способствуют этому самым активным образом. «Первой очередью» номинации должен стать Успенский собор одноименного монастыря с уникальными фресковыми росписями XVI столетия.

Параллельно руководство государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск» бьется над тем, как бы привлечь иностранного туриста. И вот придумали - на территории Свияжска воссоздадут кабинет вождя революции Льва Троцкого. О таких планах на предстоящий туристический сезон рассказал на брифинге в Кабинете министров Республики Татарстан директор Свияжского музея-заповедника Артём Силкин.

«Когда Свияжск всплывает в разговоре с иностранцами, всегда ищешь какие-то общие темы, чтобы они хоть что-то поняли. К сожалению, из российской истории они знают только несколько имен. Из истории ХХ века Льва Троцкого знают во всем мире, — рассказал директор музея-заповедника

В день открытия туристического сезона, который стартует 1 мая, в Свияжске будет открыт Музей истории гражданской войны. Расположится музей в объекте культурного наследия, деревянном особняке первой половины XIX века. «С Гражданской войной этот особняк связан тем, что, по устойчивому местному преданию, в августе-сентябре 1918 года в нем некоторое время проживал Лев Троцкий», — рассказал Силкин.

В августе – сентябре 1918 года Лев Троцкий прожил в Свияжске 25 дней, будучи направлен сюда спасать положение на разваливавшемся красном Восточном фронте, где падение Казани, казалось, открывало белым армиям дорогу на Нижний Новгород, что создавало прямую угрозу их беспрепятственного наступления на Москву. «В течение месяца здесь решалась заново судьба революции», - напишет позже Троцкий.

На одном из сайтов, посвященных граду-острову Свияжску, Троцкий тоже упоминается как «местное предание» в разделе «уничтожение памятников». Любопытно, что из этого войдет в экспозицию мемориального кабинета. Цитируем:

«В 1918 году в Свияжск направляют Льва Троцкого, цель которого — борьба с белыми. По его приказу началось истребление духовенства: настоятеля Успенского Богородицкого монастыря архиепископа Амвросия зверски убили за то, что он отказался отдать хлебные запасы монастыря и церковные ценности; священник Софийской церкви отец Константин (Долматов), ветхий старик, был расстрелян за то, что он якобы палил из пулемета по красноармейцам с колокольни своей церкви; монахинь Предтеченского монастыря расстреливают без каких-либо обвинений».

Еще одно любопытное местное предание, связанное с пребыванием Троцкого в Свияжске, пока не призвали на помощь туризму. Это, видимо, резерв, поскольку персонаж заключительной части нашего рассказа также хорошо известен во всем мире: «Газета «Le Journal» сообщает: «Датский писатель Галлинг Келлер, возвратившийся из путешествия по России, рассказывает, что он присутствовал в Свияжске на открытии памятника Иуде Искариотскому. Местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин - слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском, как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу».

Документальных подтверждений существования памятника Иуде в Свияжске пока не обнаружено, равно как и его изображений, однако местные краеведы не сомневаются в достоверности этой истории, которую излагают с подробностями: «Памятники наскоро лепила группа молодых подмастерьев. Образцами служили бледные, подчас мало достоверные иллюстрации из книг. Скульптуры покрывали белой масляной краской, а затем паковали в ящики с опилками. Среди персон, удостоившихся внимания большевиков, наряду с деятелями французской революции XVIII века Дантоном и Робеспьером, была Софья Перовская, и странная фигура, грозящая пальцем небу… Иуда Искариот. Иуду в список деятелей революции внес кто-то из ленинского окружения. Он должен был олицетворять, по мнению большевиков, первого борца с религиозным мракобесием.

Несколько десятков ящиков с фигурками «революционных бунтарей» - от Иуды Искариота до Степана Разина и Емельяна Пугачева - вез прицепленный к бронепоезду Льва Троцкого специальный грузовой вагон. Сейчас трудно сказать, почему памятник Иуде-христопродавцу был водружен именно на полуострове Свияжск. Возможно, он попался просто под руку красногвардейцам и матросам?..

Городок Свияжск стал первым в списке населенных пунктов России, отмеченных памятниками революции. Очевидец установки гипсового истукана Иуде, некто А.Караксин, писал в брошюре «Дорогами российской смуты», изданной в 20-х годах в Берлине, что этот памятник был установлен на острове матросами волжской военной флотилии сразу после взятия Казани…

Утром 6 сентября красногвардейцы покинули остров, а вечером того же дня жители разнесли вдребезги истукана Иуду. Второй гипсовый Иуда, аналогичный свияжскому, был, по воспоминаниям, установлен Реввоенсоветом в Томске».

Фото: Agnes Vever, CC BY-SA 4.0

На главную