Возвращение преимущественного выкупа

Возвращение преимущественного выкупа

21.10.2020
Возвращение преимущественного выкупа

В Госдуму вносится законопроект о преимущественном праве арендаторов объектов культурного наследия на его выкуп в собственность, сообщило 20 октября ТАСС. Авторами законопроекта являются два сенатора – председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и зампред комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности Сергей Мамедов.

«Внесение изменений позволит однозначно установить, что субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на возмездное приобретение арендуемых объектов культурного наследия с соблюдением бизнесом требований законодательства об объектах культурного наследия. Предлагаемые поправки позволят освободить бюджеты от расходов на содержание, поддержание и восстановление объектов культурного наследия», – говорится в пояснительной записке к документу.

Как поясняют в комитете СФ по экономической политике, данная норма будет применяться при приватизации помещений и зданий, которые арендаторы за время аренды привели в надлежащее состояние, выполняя при этом условия охранного обязательства. Сегодня после истечения срока аренды малые и средние предприятия участвуют в аукционах на право приватизировать объект культурного наследия наравне с другими претендентами.

Кроме того, законопроект Кутепова – Мамедова предусматривает изменение нынешних процедур приватизации объектов культурного наследия. Он предлагает осуществлять продажу объектов культурного наследия в частные руки либо на аукционе, либо на основе конкурсных процедур – в зависимости от того, находится объект в удовлетворительном или в неудовлетворительном состоянии. От состояния памятника будет зависеть и возможность приватизации вместе с ними земельных участков.

Сенаторы предлагают отказаться от конкурсных процедур для приватизации объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии. И приватизировать их путем продажи на аукционе вместе с занимаемыми ими земельными участками. Если же объект наследия находится в неудовлетворительном состоянии, земельный участок, на котором он расположен, будет предоставляться новому собственнику памятника исключительно в аренду на срок выполнения условий конкурса – при установлении минимальной арендной платы. После выполнения условий конкурса собственнику предоставят право выкупить указанный земельный участок.

В настоящее время, как подчеркивают авторы законопроекта, в законодательстве имеются противоречия, существенно усложняющие приватизацию памятников. С одной стороны, закон гласит, что объект культурного наследия может отчуждаться только вместе с занимаемым им земельным участком и только на конкурсе, а с другой – такой земельный участок не может отчуждаться путем продажи на конкурсе, но должен быть продан или сдан в аренду на аукционе. Сроки и процедуры кокурсных и аукционных процедур не стыкуются друг с другом, из-за чего приватизация памятников на практике превращается в головоломный ребус. Предлагаемые изменения в законодательство, позволят вовлечь объекты культурного наследия в хозяйственный оборот и эффективно обеспечить их сохранение и восстановление, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Как считает сенатор Кутепов, около 90 тысяч объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, могут быть введены в хозяйственный оборот в случае принятия законопроекта.

Со своей стороны, напомним, что весной 2016 года «Хранители Наследия» уже рассказывали о законопроекте о преимущественном праве выкупа памятников арендаторами, внесенном в Госдуму группой депутатов во главе с Ильдаром Гильмутдиновым. Он предусматривал такое право для физических или юридических лиц, которые арендовали объекты культурного наследия и вложили средства в работы по их сохранению. При этом из рыночной стоимости объекта предлагалось вычитать сумму произведенных арендатором затрат на восстановление объекта.

Однако тогда этот законопроект, стимулировавший частных инвесторов арендовать и реставрировать памятники, Комитет Госдумы по вопросам собственности рекомендовал отклонить в первом чтении. С такой аргументацией: способ приватизации государственного и муниципального имущества путем внеконкурсного выкупа арендованного имущества, применялся в начале 1990-х годов и был впоследствии исключен из законодательства в связи с высоким коррупционным потенциалом: большинство арендаторов договаривались-де с чиновниками и оценщиками о цене выкупа.

Возвращение законодателей к теме права преимущественного выкупа памятников арендаторами – на этот раз по инициативе членов высшей палаты парламента – стоит расценить как меру, способную стимулировать восстановление памятников частными инвесторами. Если «внеконкурсные преимущества» на деле заработаны добросовестным восстановлением объекта и соблюдением охранных обязательств в течение длительного срока – то отчего же их не предоставить? Для борьбы с гипотетической коррупцией можно найти иные объекты, нежели погибающее наследие.

В противном случае арендаторы часто просто уходят с объекта, который затем годами пустует. «Коррупционный потенциал» оказывается вне подозрений, а памятник вновь начинает разрушаться. Подтвердить этот тезис можно на примере такой знаменитой усадьбы, как Знаменское-Раек работы архитектора Николая Львова (см. заглавное фото). В том же 2016 году наш сайт рассказывал о том, как ее на правах арендатора более 10 лет постепенно восстанавливала частная компания, вложив десятки миллионов рублей. Объект начали готовить к приватизации, и компания-арендатор заявила о желании приобрести усадьбу в собственность – с учетом своих вложений в реставрацию. Однако никаких «преимуществ» ей не было предоставлено, в результате чего арендаторы покинули объект. Знаменское-Раек пустует до сих пор, восстановление усадьбы приостановилось. Кто выиграл от такого исхода?

Фото: Usadboved/WikimediaCommons 

На главную