Елена Шатковская – лауреат Государственной премии за сохранение наследия
12 июня 2019 года в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца Президент РФ Владимир Путин вручал Государственные премии в области науки и технологий, литературы и искусства и гуманитарной деятельности за 2018 год.
Директор Кенозерского национального парка Елена Шатковская стала лауреатом Государственной премии в области литературы и искусства – за вклад в сохранение историко-культурного и природного наследия России.
Как подчеркнул Владимир Путин во вступительной речи на церемонии, «такой же принцип – не жалеть себя ради поставленной цели – у Елены Флегонтовны Шатковской. Её – первого и единственного директора Кенозерского национального парка – с гордостью называют в Архангельской области легендарной женщиной. Вместе со своими коллегами и соратниками ей удалось сохранить и во многом возродить живую связь времён.
Сегодня Кенозерье – это уникальное соединение неповторимой северной природы, первозданного онежского ландшафта, древних памятников деревянного зодчества, богатейшей музейной коллекции и главное – интересов людей, считающих Кенозерье своей малой родиной».
В ответной речи Елена Шатковская сказала: «Благодарю Вас, Владимир Владимирович, Совет по культуре и искусству за высокую оценку того большого дела, которому служат сотрудники особо охраняемых природных территорий России, защищая самые ценные, заповедные земли нашей страны.
Награда в области культуры и искусства – это подтверждение правильности выбранного Кенозерским национальным парком 27 лет назад пути. Вся наша деятельность направлена на комплексное сохранение наследия: природного и культурного, материального и не материального, на социальное, экономическое развитие территории.
Сегодня наш парк – это сохранённая заповедная природа, масштабная научная деятельность, возрождённые промыслы и ремёсла, фольклорные традиции, десятки спасённых памятников архитектуры, среди которых шедевры русского деревянного зодчества XVIII века. Два из них восстановлены по Вашему личному, Владимир Владимирович, распоряжению.
Для тех, кто хочет прикоснуться к подлинному миру Русского Севера, у нас созданы все условия: инфраструктура туризма, визит-центры, экологические тропы, музеи, среди которых единственный в России музей эпического наследия «В начале было Слово».
Что объединяется, мной перечисленное? Люди. Они тоже являются уникальным наследием. Это местные жители в дремучих лесах ставили храмы, создавали и сохраняли традиции, быт, веру, мораль, всё то, что мы называем культурой и во многом благодаря которой у нас появлялись национальные парки. И потом, у нас не было более важной задачи все эти годы, чем сохранение коренного населения, потому что всё наше наследие, богатое наследие бессмысленно, если не будет его хранителей».
Нужно особо отметить, что и в праздничной речи Елена Шатковская, как и подобает настоящему хранителю наследия, не смогла не сказать о проблемах, в том числе весьма злободневных, Русского Севера и его людей: «К сожалению, в последние годы появляются запреты и ограничения, вносимые в ряд федеральных законов и ничего общего не имеющие с охраной природы, которые лишают местных жителей права на традиционные виды природопользования.
Вызывают большое опасения попытки считать охотничий туризм частью экологического туризма на охраняемых территориях. Притравочные станции, вольерная охота ничего общего не имеют с милосердием и гуманизмом. Нужно помнить о том, что всё живое тоже имеет право на жизнь, и Бог смотрит на нас глазами стариков, детей и беззащитных животных.
Я благодарна судьбе за то, что живу на Русском Севере, который, по словам академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русские трудовые традиции: ремесленные, крестьянские, мореходные. Именно в этом и есть наш стратегический ресурс развития, это и есть наш шанс на будущее. И пусть наш прекрасный Русский Север всегда остаётся чистым».
Два ансамбля памятников русского деревянного зодчества, восстановленных в последние годы, упомянутые в речи Елены Шатковской – это комплексы Порженского (реставрация проведена в 2012–2015 гг.) и Почезерского (реставрация начата в 2001-м и закончена в 2018 году) погостов. Обе реставрации высоко оцениваются экспертами.
В Почезерском погосте методом «лифтинга» с участием норвежских коллег были отреставрирована шатровая Спасская церковь, восстановлены утраченные в ХХ веке шатровое завершение колокольни и кровля «бочкой» над тёплой Предтеченской церковью. В 2010 году реставрация Почезерского погоста была прервана из-за отсутствия финансирования, однако вскоре была возобновлена по личному распоряжению Владимира Путина.
В Порженском погосте Георгиевскому храму 1782 года был возвращен облик, сложившийся к началу ХХ века - с тесовой обшивкой стен и полихромной окраской фасадов. При этой реставрации отказались от восстановления гипотетического «первоначального облика» памятника в пользу документально доказуемого «позднего» облика, что эксперты оценивают как новую тенденцию в реставрации памятников деревянного зодчества.
В интервью накануне вручения премии Елена Шатковская сказала, что «новость оказалась совершенно неожиданной… Возможно, на нас обратили внимание потому, что Кенозерский национальный парк — уникальный во многих смыслах. Я пришла сюда из Соловецкого музея-заповедника, ставшего для меня хорошей профессиональной школой. В 90-е большие надежды возлагали на национальные парки: новую, прогрессивную форму организации территорий. Но времена выдались непростые. Главной задачей было физическое выживание. Многие отрасли оказались в кризисе: сельское, лесное хозяйство. А тут — национальный парк. Естественно, некоторые жители связывали свои проблемы с его появлением. Но я благодарна тому десятилетию. Это были в какой-то степени честные годы. Нам сказали: «Ребята, денег нет. Выкарабкаетесь — хорошо, а нет — что поделать». Зато не существовало никаких ограничений: работали так, как считали нужным. Наш национальный парк — единственный, кто сразу взял на баланс все памятники архитектуры. Они находились на грани исчезновения. Занимались и сельским хозяйством: приняли на баланс предприятие в 570 голов крупного рогатого скота. Ликвидация производства грозила серьезным социальным кризисом, люди остались бы без работы. Тогда мы не знали, что спасаем главный компонент культурных ландшафтов — открытые пространства. Также выкупали старинные дома в деревнях: средств на реставрацию не хватало, но мы понимали — когда-нибудь эти постройки станут важнейшим элементом туризма. Заодно удалось сохранить историю».
«Национальный парк, – считает Елена Шатковская, – не может быть богатым и успешным, если живущие на территории люди находятся в бедственном положении. Они главное действующее лицо в сохранении наследия, участвуют в реставрации памятников, это их земля, а мы пришли помочь. К сожалению, северная русская деревня переживает тяжелые времена. Молодые и грамотные уезжают. Это очень больно. Правда, местные жители начинают понимать экономическую и нравственную «выгоду» от национального парка. Видят, что надо брать судьбу в свои руки: только объединившись, можно спасти прекрасный северный край, колыбель русской культуры».
«Хранители Наследия» поздравляют Елену Флегонтовну Шатковскую с высокой наградой.