Аморальный ущерб
Градозащитника, члена Московского областного отделения ВООПИК Игоря Гришина 31 октября 2022 года суд подмосковного Королева признал виновным в избиении профессионального каратиста, обладателя серебряной медали чемпионата Москвы по киокусинкай Тимура Прохорова.
Обвинение было выдвинуто по пунктам А и В части 2 статьи 115 УК – «Умышленное причинение легкого вреда здоровью». Судя по обстоятельствам и материалам, вред был нанесен с помощью штатива камеры. По решению мирового судьи Ксении Конюховой Гришин должен выплатить потерпевшему 30 тысяч рублей морального ущерба, еще 40 тысяч — заплатить в качестве компенсации за труды его адвоката, а также отработать 200 часов обязательных работ.
Как рассказал «Хранителям Наследия» сам Игорь Гришин, заседание шло около часа, ему просто зачитали приговор. Не было представителей прокуратуры, также никого не было и со стороны пострадавшего: не пришел ни Прохоров, ни его адвокаты. Как отметил Игорь Гришин, из порядка 14-ти судебных заседаний Прохоров присутствовал от силы на двух, а его адвокат – максимум на трети. Поддержать градозащитника 31 октября пришли его коллеги из Московского областного отделения ВОПИК, а также жители Королева.
«Обязательные работы должны начаться после вступления приговора в силу. Вид работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциям. То есть их будет выбирать та самая городская администрация, с которой я так активно «обсуждаю» вопрос сохранения культурного наследия, – сказал Игорь Гришин. – Именно эту свою деятельность по защите исторического центра Королева я и считаю главной причиной сфабрикованного дела. Сами работы меня не пугают, но пугает наличие уголовной судимости, которая какое-то время будет не погашена и сделает меня уязвимым: можно в любой момент меня остановить, подбросить наркотики или устроить какую-то провокацию – и тогда уже приговор может быть гораздо более серьезным! Но вообще-то решение судьи можно назвать в чем-то комплиментарным: она снизила сумму иска со 100 до 30 тысяч, а работы назначила – как запросила прокуратура. Не знаю, что было бы, если бы прокуратура запросила реальный срок. Возможно, тогда был бы и реальный срок, ведь весь процесс – это сплошной гротескный спектакль».
Вкратце напомним суть дела.
В ночь с 19 на 20 сентября 2021 года, когда шел подсчет голосов на выборах в Госдуму и Мособлдуму, Гришин, оказавшись рядом с горадминистрацией Королева, решил сфотографировать светящиеся окна здания. В этот момент его окружили четверо людей в медицинских масках и темной одежде, не давали снимать, а затем стали оттеснять от здания.
«На меня уже совершались нападения, и я решил не играть с огнем и дать деру, – рассказывает Игорь Гришин. – У меня в руках был штатив от камеры, и я опускал его ниже к земле, чтобы, с одной стороны, они его не выхватили, с другой – чтоб их не ударить. При этом вокруг была тьма кромешная, свет только немного падал из окон».
Каково же было удивление Игоря, когда выяснилось, что он якобы при этом нанес серьезные травмы – вплоть до сотрясения мозга – Тимуру Прохорову – каратисту, чемпиону, которого наверняка пол-жизни учили правильно держать удар!
О том, какие нестыковки в самом уголовном деле и как предвзято велся судебный процесс – уже много написано в соцсетях. И о том, что после инцидента свидетели видели Прохорова вполне бодрым и здоровым и даже есть такая видеозапись, но показания этих свидетелей суд не принял, сославшись на их дружеские отношения с обвиняемым. При этом свидетели со стороны Прохорова отчего-то не были лишены права голоса. Непонятно, как мог Игорь наносить прицельно удары в голову в темноте? Почему в заявлении Прохорова в полицию указано, что при составлении заявления присутствовала его мать, хотя женщина на суде не подтвердила того, что была вместе с сыном в тот момент?
К делу подключился даже писатель и общественный деятель Захар Прилепин, который четко назвал причину раздутого инцидента: «Естественно, учитывая то, каким бревном в колесе чиновничьего беспредела был в последние годы Гришин, ВООПИК, как и все его коллеги, считают донос связанного с местной администрацией «спортсмена» ложным. А уголовное дело сфабрикованным: Гришин – фигура, набившая оскомину местным властям, и суд не может случайно не заметить подозрительного контекста этого дела.
Кроме того, за свою деятельность Игорь Гришин ранее неоднократно становился жертвой провокаций и нападений, получал прямые и косвенные угрозы от должностных лиц администрации Королева в период руководства городом Александра Ходырева, в том числе и прямые угрозы возбудить против него уголовное дело».
Отчасти эти угрозы реализованы. Ждать продолжения? Ведь поручение № 4 главы государства от 15 декабря 2018 года - по итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству – так и осталось нереализованным (срок исполнения был – 2019 год), о чем градозащитники постоянно пишут.
А звучит Поручение так: «Правительству Московской области совместно с Минкультуры России обеспечить сохранение исторического центра г. Королева Московской области, включить здания, связанные с жизнью и деятельностью конструкторов и учёных – создателей российской космической техники, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
Ну а если спуститься с высот геополитики, то из всей этой истории следует два вывода. Каратистам надо беречься градозащитников. Беречься особенно - если у тех в руках штатив.