Дом Стройбюро реабилитирован судебной экспертизой. Посмертно

Дом Стройбюро реабилитирован судебной экспертизой. Посмертно

23.06.2016
Дом Стройбюро реабилитирован судебной экспертизой. Посмертно

В рамках уголовного дела о сносе Дома Стройбюро в подмосковном Королеве проведена комиссионная судебная историко-культурная экспертиза. Об этом сообщает Королевское отделение ВООПИК.

Трём аттестованным экспертам надо было ответить на 2 основных вопроса:

1) Обоснованно ли был включен Дом Стройбюро в единый государственный реестр объектов культурного наследия?

2) Имеются ли основания для исключения Дома Стройбюро из единого государственного реестра объектов культурного наследия?

На первый вопрос экспертами дан положительный ответ, на второй – отрицательный.

В экспертном заключении отмечена большая историко-архитектурная ценность Дома Стройбюро «как яркого произведения видного советского архитектора А.Я. Лангмана, автора крупнейших построек Москвы 1920–1930-х годов».

Ансамблевую ценность Дома Стройбюро эксперты признают «неоспоримой», так как памятник является «первым крупным жилым зданием, занимающим строго определенное место в планировке комплекса Болшевской Трудовой Коммуны, выделяющимся импозантностью своих форм и являющимся композиционной доминантой всего ансамбля».

Отмечена градостроительная ценность объекта, а также его уникальная историко-художественную ценность: ее эксперты связали с обнаружением в доме стенных росписей художника В.Н. Маслова, «являющихся ярким и единственным, сохранившимся на сегодняшний день, памятником монументального искусства начала 1930-х годов».

Важен ещё один вывод экспертов, касающийся застройки территории Дома Стройбюро: «Все многолетние решения и действия, направленные на строительство на месте Дома Стройбюро высотного 19-этажного дома, заведомо противоречили действующему законодательству» и «по существу, грубо и цинично нарушали закон».

В экспертном заключении также выражено мнение о воссоздании Дома Стройбюро: «Особая историко-архитектурная, ансамблевая, градостроительная, историко-социальная и мемориальная ценность Дома Стройбюро даёт основание требовать его воссоздания посредством реставрации в соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона от 25. 06. 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Достаточные научные данные для его воссоздания имеются. В данном случае воссоздание имеет своей целью восполнение утраченных смыслов и значений, важных для национальной культуры в целом».

Вот как прокомментировала нынешний этап следствия Мария Миронова, председатель Королевского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), лауреат Всероссийской премии "Хранители наследия" (2013): «Проводить эту экспертизу решило следствие, и что конкретно дали эти выводы для уголовного дела - я судить не берусь. Но для градозащитников этот документ важен тем, что к двум экспертам, которые в свое время признали Дом Стройбюро и рекомендовали включить его в Реестр Объектов культурного наследия, присоединились еще трое. Таким образом, две группы специалистов, независимо друг от друга, пришли к одному и тому же выводу.
Эта экспертиза особенно своевременна на фоне того, что по нашей информации ГУП МО «МОК-центр» рассылает предложения различным аттестованным госэкспертам сделать экспертизу по выводу Дома Стройбюро из Реестра объектов культурного наследия регионального значения. То есть попытки избавиться от Дома Стройбюро и отдать землю под застройку - не прекращаются.
И важно не допустить, чтоб они сработали. Иначе это станет сигналом другим застройщикам, что можно идти таким путем, и идти вполне успешно.
Ну и наконец, важно напомнить, что с 2014 года в Минкультуры Московской области лежит экспертиза на признание объектом культурного наследия всего конструктивистского ансамбля Болшевской трудовой коммуны, частью которого является Дом Стройбюро. За два года мы так и не получили на нее никакой реакции».

Напомним, что уголовное дело по факту попытки сноса Дома Стройбюро было возбуждено 16 марта 2015 года после второго этапа сноса памятника (7-8 марта 2015-го), в результате которого здание было уничтожено до уровня первого этажа, законсервированная комната с росписями Маслова частично разрушена, и сама монументальная композиция «Рабочий класс» («Индустриализация»), сохранившаяся после первого сноса 2013-го года, повторно оказалась под завалами.

На главную