Кто строил, кто жил, как сохранить?
![Кто строил, кто жил, как сохранить?](/upload/iblock/57e/57ef90989ee3efa047f09b69ba62ade7.jpg)
Какой строительный материал – смертный, почему в Москве долгое время строили из дерева даже дворцы, отражает ли выражение «топорная работа» исторические реалии? Ответы на эти вопросы можно найти в новой книге Владимира Александровича Резвина «Москва деревянная: что осталось».
Ее «действующими лицами» стали 23 дома – не только признанные памятники архитектуры, но и рядовая историческая застройка, и даже новоделы – как терем царя Алексея Михайловича в Коломенском... Их выбор не случаен. Автор отвечает на вопрос «Для чего написана эта книга» в самой первой главе, которая так и называется.
«Это моя шестая книга о Москве. Я полистал предшествующие издания и убедился, что все они посвящены или деревянным храмам, или народному жилищу, а книг о деревянном доме или усадьбе, в том числе в Москве, значительно меньше», - рассказал «Хранителям Наследия» Владимир Резвин.
Автор связан со своими «героями» – и личными историями, и профессиональными: о них тоже идет речь на страницах книги. Как известно, Владимир Резвин долгие годы руководил мастерской института «Спецпроектреставрация» и участвовал в реставрации некоторых из описанных домов. Именно поэтому во многих главах идет повествование от первого лица и рассказывается не только о хозяевах домов, но и их реставраторах.
«Если говорить о моих любимых домах, то назову Дом Палибина и Дом Сытина, - рассказал «Хранителям Наследия» В. Резвин. - К сожалению, состояние последнего вызывает тревогу: он отселен, стремительно ветшает, теряет детали и декор, в него легко можно попасть».
Ну а в конце книги приведен список сохранившихся деревянных домов Москвы. В нем 120 адресов. Список, признается автор, не претендует на полноту, скорее, заставляет задуматься о дополнениях, о уязвимости деревянного наследия и о том, что важно выработать единую городскую стратегию его сохранения и приспособления.
«Важно поднять вопрос: что делать с этими домами? – считает Владимир Резвин. - Многие отселены, в каждом сделать музей не получится. Моя мысль – предоставить эти дома коллекционерам, чтобы они могли разместить там свои собрания и показывать публике. Так делают в Европе и в США. В Москве есть попытка – Музей уникальных кукол на Покровском бульваре… А ведь в столице много коллекционеров, обладающих ценностями вполне музейного уровня. Если бы город воспринял такую идею, то удалось бы и дома спасти, и принести пользу Москве».
Фото: сайт Музея Москвы