Ворота на скамью подсудимых

Департаментом культурного наследия города Москвы выдано предписание о приостановке работ по «сохранению» объекта культурного наследия федерального значения – главного дома городской усадьбы поручицы К.С. Лобковой (он же «Дом XVIII - XIX вв.»; Большой Толмачевский пер., 5, стр. 7). Готовятся материалы о возбуждении административного производства в отношении подрядчика – ООО «СпецСтройУниверс», работающего по заказу собственника – ООО «Пушкиностройиндустрия». Работы на памятнике, начатые в феврале 2019 года, должны завершиться в декабре 2020-го. Классический особняк преобразуют в московский представительский офис подмосковной строительной компании.
Чтобы Мосгорнаследию было сподручнее вести официальное расследование, публикуем промежуточные результаты собственного.
Реставрация реставрированного
Оно началось с письма историка и экскурсовода Марии Подъяпольской, которая сообщала, что в ходе работ на замоскворецком памятнике «были полностью уничтожены белокаменные ворота начала XIX в.». «Ворота были отреставрированы в 2013 году, – сообщала Мария Подъяпольская. – Причем отреставрированы очень хорошо, была сделана вычинка белого камня с сохранением части подлинных белокаменных блоков. Сейчас все это снесено и выстроены новые ворота из современного кирпича, оштукатуренные цементной штукатуркой. Ворота, разумеется, входят в предмет охраны. Я написала по этому поводу письмо в Департамент культурного наследия».
Пилон ворот. Август 2019 года
К письму была приложена фотография пилона ворот, сделанная 6 августа 2019 года. Очевидно, что ворота в их нынешнем виде не имеют ничего общего ни с пилонами до реставрации 2013 года, ни с воротами, которые все посетители Большого Толмачевского переулка видели здесь в 2013–2018 гг.
Пилон ворот. Декабрь 2013 года
Второй воротный пилон сегодня выглядит ничем не лучше первого – это мы проверили сами. То, что стоит на месте ампирных усадебных ворот, невозможно расценить иначе, чем грубый «новодел». Причем если подлинные ворота были сложены из белокаменных блоков, то сквозь цементную обмазку нынешних явственно проступают очертания кирпича.
Спасибо, конечно, что ворота не монолитно-бетонные, но что общего имеет это с реставрацией?
Дом-страдалец
Дом Лобковой в Толмачах состоит под государственной охраной с 1960 года. Он не раз реставрировался и описывался еще в советских путеводителях по Старой Москве, но от «реставрации» 2000-х гг. понес значительный урон. До нее он долго стоял бесхозным, ветшал, утратил отделку интерьеров, исключенную затем и из предмета охраны.
В опубликованном Мосгорнаследием Акте государственной историко-культурной экспертизы на откорректированный «проект реставрации с приспособлением под административные цели» (октябрь 2018 г.; эксперты Елена Воронцова, Елена Скрынникова, Сергей Демидов) описаны многочисленные утраты памятника в ходе «реставрации» 2006–2009 гг.:
«До проведения реставрационных работ 2000-х гг. фасады дома сохраняли декоративное оформление в стиле московского ампира с элементами эклектики второй половины XIX в. (…) В ходе ремонтно-реставрационных работ были разобраны деревянные стены части второго этажа, мезонин и частично перекрытия. (…) Была полностью разобрана кирпичная восточная стена второго этажа. Под всем объемом здания был выполнен подвал с сохранением сводчатой палаты 1835 года, заново выполнены железобетонные перекрытия. К заново построенному из кирпича мезонину были добавлены новые помещения, выходящие на боковые (восточный и западный) фасады дома. Мансардные помещения перекрыты современной, частью металлической, частью деревянной стропильной конструкцией. Для освещения этих помещений были устроены широкие полукруглые окна, пропорции которых нарушили историческую объемную структуру здания. Дополнительно в крыше были сделаны три полукруглых «слуховых» окна для освещения вновь выгороженных помещений в подкровельном пространстве и в уровне антресольного этажа.
Фасады здания были расчищены от штукатурки. При этом утрачен весь первоначальный штукатурный декор главного фасада. Также утрачена декоративная отделка интерьеров здания: тянутые и лепные штукатурные карнизы и отделка стен. Декоративное оформление главного северного фасада было в основном воссоздано в ходе реставрационных работ. На западном и восточном фасадах историческую композицию нарушают большие полуциркульные окна мезонина. Основным переделкам подвергся южный дворовый фасад из-за устройства двусветного зала в уровне антресолей и мезонина в южной части здания. Стену второго этажа и мезонина прорезает вертикальное ленточное остекление, существующее решение четырехпилястрового портика не соответствует историческому».
И т.д. и т.п.
«Выходила молода за новые ворота»
Отметим, что рецензируемый экспертами в 2018 году проект «реставрации с приспособлением» отнюдь не предполагал демонтажа усадебных ворот, которые были добротно отреставрированы в ходе следующего этапа работ на памятнике, в 2012–2013 гг.
Усадебная ограда, в комплекс которой входили ворота, два пилона с калитками и два прясла, соединяющие пилоны, флигель и главный дом – часть предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения. «Ограда с воротами и калиткой нач. XIX в., по красной линии Б. Толмачевского переулка, ее местоположение, материал, включая белый камень, конструкция, декоративное оформление» – так указано в утвержденном предмете охраны, приведенном в вышеупомянутой экспертизе.
В нашем распоряжении имеются фотофиксации реставрационных работ 2013 года. на них отчетливо видно, что пилоны ворот сложены вовсе не из кирпича, а из белокаменных блоков, что при реставрации они были промаркированы. После докомпоновки утраченных и негодных блоков и реставрации подлинных пилоны были восстановлены – на снимках видно даже отличие цвета: подлинные блоки имеют желтоватый оттенок.
Пилон ворот до реставрации. Август 2013 года
Пилон ворот в процессе реставрации. 2013 г. Отчетливо видно, что ворота сложены из блоков белого камня
Пилон ворот в процессе реставрации. ноябрь 2013 года
Август 2019-го. Следствие
На прошлой неделе, после нашего обращения в Департамент культурного наследия Москвы, сотрудники Мосгорнаследия совершили контрольный выход на объект, результатом чего стали предписание об остановке работ (как по дому, так и по воротам) и подготовка к административному расследованию. Повод был налицо – отклонение от проекта, который никакого оштукатуривания ворот не предполагал. Мосгорнаследие зафиксировало также факт отсутствия авторского надзора (со стороны ООО "Топ-Реставрация") за работами.
Как пояснили нашей редакции в Мосгорнаследии, административное расследование будет проводиться в отношении подрядчика, но по ходу его выяснится вопрос и о возможной причастности к нарушениям заказчика работ.
Факт сноса подлинных ворот и замены их «новоделом» Мосгорнаследие пока не подтверждает. Имел ли он место – станет ясно по ходу дела: Мосгорнаследие предписало подрядчику привести ворота в соответствии с проектом, т.е. первым делом снять с них штукатурку. Как только это будет сделано – подлинность или ее отсутствие можно будет увидеть невооруженным глазом.
Мосгорнаследие будет контролировать процесс. «На сегодняшний момент нельзя сказать точно, что подлинные ворота утрачены. Но выглядят пилоны подозрительно: слишком «идеально», слишком ровно», – сказал «Хранителям Наследия» ответственный сотрудник столичного охранного департамента.
Август 2019-го. Показания
Мы не поленились позвонить по телефону, указанному на информационном щите под словами «Ответственное лицо. Руководитель проекта». Человек, представившийся как Владимир Киряков, рассказал нам следующее:
– Мы проводим реставрацию на объекте без нарушений закона. Ворота были разрушены, а после наших работ будут выглядеть как были. Мне кажется, их восстанавливали заново еще до нас, во время предыдущей реставрации, в 2013 году. Может быть, они и «новодел», но это сделано еще до нас. Мы хотим облицевать ворота белым камнем, который уже запасен. Надеемся, уже в сентябре ворота будут точно такие же, как раньше, даже лучше.
Однако простое обращение к «Яндекс-Панорамам», которое может проделать вслед за нами любой читатель, опровергает такую версию.
Ворота усадьбы Лобковой на "Яндекс-Панораме" 2018 года
В 2018 году, например, ворота усадьбы Лобковой выглядели как положено: белокаменные и отреставрированные. То же видно и на снимках 2015–2017 гг.
Дом Лобковой и ворота (слева) на "Яндекс-Панораме 2017 года
А вот ворота на снимке 2013 года – явно запечатлены в процессе реставрации.
Дом и ворота усадьбы Лобовой на "Яндекс-Панораме" 2013 года
Так что если Мосгорнаследие официально установит в ходе своего расследования факт демонтажа подлинных ворот и замены их «новоделом» – мы надеемся, что Департамент не ограничится административным преследованием. Уничтожение элемента памятника федерального значения, включенного в предмет охраны – это прямая 243-я статья УК.
И «новые ворота» тогда должны распахнуться пошире, открывая путь на скамью подсудимых.
Заглавное фото: ворота дома Лобковой в декабре 2013 года.
Иллюстрации: Мария Подъяпольская, «Яндекс-Панорамы».