Ангел Успенского собора

В древней княжеской столице Владимире готовится большая комплексная реставрация Успенского собора XII века – объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время специалисты ФГУП ЦНРПМ ведут тщательное научное натурное исследование прославленного памятника архитектуры, без которого невозможно приступать к реставрационным работам. Изучаются не только особенности архитектуры, но и строительные материалы, растворы, краски росписей и покрытий, температурно-влажностный режим, необходимый памятнику.
Исследования Успенского собора, ведущиеся с 2022 года, уже принесли немало открытий – как научных, так и предметных, от фрагментов не известных ранее специалистам древних конструкций до отдельных предметов былого убранства собора. Одним из таких открытий (пока что самым популярным) стало обнаружение небольшой фигурки ангела, вероятно, относящейся к XII столетию. Об этом сообщил Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Фигурку ангела специалисты ЦНРПМ нашли при изучении полов Успенского собора. Вскрыв современное покрытие пола, реставраторы обнаружили первоначальный пол собора (в той части, что пристроена в 1186–1189 гг. при князе Всеволоде Большое Гнездо к первоначальному соборному храму Андрея Боголюбского 1158–1161 гг.). Пространство между этими уровнями пола (25–30 см) было засыпано строительным мусором. Среди него и обнаружился драгоценный артефакт.
Предыдущие столь значимые по ценности и редкости находки были сделаны в Успенском соборе более 70 лет назад, во время реставрации начала 1950-х гг. под руководством А.В. Столетова. Тогда, например, в слое строительного мусора под полом в северном нефе была обнаружена медная кованая пластинка середины XII века с фрагментом надписи.
Что же касается найденного в 2023 году ангела, специалистам еще предстоит установить и точную датировку, и состав материала, и, возможно, место и предназначение фигурки в соборе, и то, как она оказалась на том месте, где ее нашли. Сейчас для изучения и научного описания артефакт передан в Москву, в Институт археологии РАН. Затем она вернется во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Для «Хранителей Наследия» – комментарий Дмитрия Яковлева, главного архитектора проектов ЦНРПМ, руководителя проекта комплексных научных исследований Успенского собора во Владимире:
– Точную датировку фигурки ангела, возможно, сумеют установить археологи и специалисты по древнерусскому декоративно-прикладному искусству. Отталкиваясь от особенностей художественного образа, можно предположить, что этот артефакт относится к первоначальному периоду существования собора. Но это пока что только моя гипотеза. Материал фигурки – скорее всего, сплав бронзы с каким-то другим металлом, возможно, свинцом, потому что она достаточно тяжелая.
С точки зрения художественного стиля, иконографически – это, конечно, «романика», она полностью вписывается в романскую металлопластику XII столетия. Что совершенно не удивительно, если вспомнить известные летописные и исторические известия о привлечении Андреем Боголюбским мастеров «из всех земель», в том числе и германских, к строительству и украшению собора.
Сейчас самый интересный процесс – это атрибуция находки. Возможно, это был элемент подсвечника, но я больше склоняюсь к тому, что этот ангел – элемент соборного паникадила. Известны таковые – типа романских хоросов, где чередуются фигурки и характерные иглы для свечей. Ножка с драконьей головой от такого хороса хранится в Историческом музее и, кстати, обнаружена она былв в трех метрах от нашего ангела – во время раскопок, проводившихся А.В. Столетовым в 1950-е годы.
Точно установить время, когда фигурка была утрачена, отделена от предмета, который украшала, невозможно. Вероятно, это было следствие какого-то разрушения, скорее всего, во время татаро-монгольского нашествия. Ну а обнаружены она и другие находки прежних лет в строительном слое XIX века потому, что именно в то время в соборе активно велись работы, несколько раз переделывались полы – все перемешалось.
Находка нашего ангела в совокупности с другими известными науке артефактами (например, знаменитый Сион из Успенского собора, сейчас он находится в Музеях Московского Кремля) позволяет говорить, что не только архитектура, но и интерьер, и утварь Успенского собора во Владимире относились к романскому стилю – и при Андрее Боголюбском, и при Всеволоде Большое Гнездо.
Подробный материал об исследованиях и задуманной реставрации Успенского собора во Владимире с комментарием Дмитрия Яковлева – читайте в ближайшее время на «Хранителях Наследия».
Иллюстрации: Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник