Никольское-Урюпино: точка возврата
Консервация Белого домика в подмосковной усадьбе Никольское-Урюпино завершена.
Написать эту фразу просто, и звучит она обыденно, буднично – если не знать, сколько бедствий пережил этот памятник архитектуры за последние двадцать лет и каких усилий стоило профессиональным и общественным хранителям наследия прервать эту череду бедствий.
Луч надежды забрезжил для Белого домика три года назад, когда в полуразрушенную усадьбу неожиданно приехала министр культуры России Ольга Любимова и отдала распоряжение о ее консервации. Надежда эта то крепла, то вновь ослабевала – как в конце 2022 года, когда выяснилось, что подрядчик провел кровельные работы некачественно, и влага продолжает уничтожать росписи и лепнину в интерьерах Белого домика. Наша тогдашняя публикация не осталась незамеченной, и Минкультуры РФ дало жесткое поручение о спасении одного из лучших в Подмосковье памятников усадебной архитектуры, а затем контролировало его исполнение.
Белый домик – за надежной железной оградой
И в январе 2023 года наш сайт уже рассказывал о начале консервации Белого домика. Собственнику на этот раз был рекомендован подрядчик, уже зарекомендовавший себя успешными работами по консервации десятков объектов культурного наследия в различных регионах по всероссийской программе Министерства культуры 2022 года – ФГУП ЦНРПМ.
В феврале 2023-го Белый домик был уже в лесах, и работы не останавливались даже в праздники и выходные, о чем мы тогда рассказали в специальном репортаже.
И вот теперь мы можем продемонстрировать промежуточный итог этой работы специалистов ЦНРПМ. Говорим «промежуточный» потому, что ясно – процессы разрушения в Белом домике остановлены, но он, конечно же, ждет – и заслуживает – большой комплексной реставрации. Скорее всего, она станет возможна, когда здание вместе со всей усадьбой обретет наконец заботливого и эффективного собственника. Говорят, что это уже не за горами, но не будем опережать события.
Восточный фасад Белого домика после консервации
Итак, в середине мая в Никольском-Урюпине прошел традиционный волонтерский праздник-фестиваль с субботником и мастер-классами, организованный местными общественниками, которые много лет заботятся о сохранности усадьбы. На этот раз он был приурочен к окончанию работ по консервации Белого домика.
Западный фасад Белого домика после консервации
А еще через несколько дней в Никольском-Урюпине побывал наш корреспондент.
Леса со здания уже сняты, реставраторы покинули объект 20 мая. Свободного доступа к законсервированному памятнику архитектуры нет, его окружает надежная металлическая ограда с воротами. Местные активисты намерены, тем не менее, завести за оградой сторожевую собаку и два-три раза в день навещать Белый домик волонтерскими патрулями.
Реставратор из ЦНРПМ Иван Чурюканов показывает результаты сделанных работ.
Все места повреждений белокаменной и кирпичной кладки, вывалы, трещины – укреплены прочными деревянными подпорками и распорками. Деревянный крепеж обработан антисептическими составами – прослужит несколько лет. По-хорошему, конечно, требуется вычинка кладки – но это уже реставрация, в состав работ по консервации вычинка не входит.
Временная подпорка в месте вывала кладки цоколя
Укрепление исторической кладки в подвальном этаже
Закрытие оконного проема
Дверной проем в процессе и после консервации
В местах трещин кладки реставраторами ЦНРПМ поставлены "маяки". Держатся...
Укреплять реставраторам пришлось не только сводчатые помещения исторического подвала, но и некачественные бетонные конструкции подвального этажа, сооруженного под южной частью здания в 2000-е годы. Их разрушение чревато деформацией исторических фундаментов и стен.
Укрепление проемов в железобетонном подвальном этаже 2000-х гг.
Приямки, имеющиеся вдоль всего фасада здания, тщательно закрыты сверху – теперь влага не будет скапливаться у стен и угрожать фундаментам. Защищены сверху покрытиями от осадков белокаменные подоконники окон. Арочные проемы окон также подкружалены и укреплены деревянными конструкциями.
Оконные проемы заделаны, подоконники и приямки защищены покрытиями
Полуобрушенный фронтон на восточном фасаде «дополнен» деревянными конструкциями до правильного геометрического объема, над ним сделана кровля. Теперь попадание здесь влаги в здание извне исключено.
Полуобрушенный фронтон в начале консервационных работ
Сооружение консервационного фронтона-футляра
Конструкция деревянного консервационного фронтона-футляра изнутри
Фрагмент здания с полуобрушенным фронтоном после консервации
Кровля над всем Белым домиком – безусловно, достижение консервации-2023. Много лет над памятником архитектуры кровли практически не было, что и привело к многочисленным утратам в интерьерах. Прогнившие и покосившиеся прежние стропила заменены новыми; стропила и обрешетка кровли также обработаны огнебиозащитными составами. Вместо сгнившего и размокшего рубероида – теперь крыша из «профлиста», оцинкованного железа. Рубероид, поясняет Иван Чурюканов, плох был еще тем, что у него шершавая, неровная поверхность, с него не скатывается снег. С железной кровлей – совсем другое дело.
Замена сгнивших стропил кровли
Устройство новой кровли над Белым домиком
Вынос новой кровли не позволит атмосферным осадкам стекать на стены
В день визита нашего корреспондента в Никольское-Урюпино над Москвой и западным Подмосковьем пронесся сильный ливень. Можем засвидетельствовать: внутри Белого домика не упало ни капли.
Подкровельное пространство Белого домика после консервации
Кровля сделана, как и было задумано, со значительным выносом – не менее 30 см от линии фасада, чтобы стекающая вода не попадала на стены и ступени.
А на коньке кровли красуется новенький молниеотвод, его провода уходят в землю у южного фасада. Конечно, прямое попадание молнии в Белый домик маловероятно – вокруг растут высокие деревья. Но тем не менее, решено было защитить его и от таких угроз стихии.
Новая кровля и молниеотвод
Отпираем тяжелую железную дверь, попадаем в интерьер памятника. Внутри царит полумрак – все оконные и дверные проемы закрыты деревянными щитами. Свет сочится сквозь щели между ними и стенами. Щели оставлены (т.е. тепловой контур не закрыт) не случайно, а намеренно. Отопления в здании нет, следовательно, оно нуждается в циркуляции воздуха и вентиляции. Именно для этого, объясняет Иван Чурюканов, при устройстве кровли были удалены вместе с остатками рубероида слои утеплителя и полиэтилена – они способствовали образованию конденсата и накоплению влаги в здании.
Центральный зал Белого домика. Май 2023 года
Законсервированный дверной проем. Вид изнутри
Осыпавшиеся фрагменты штукатурки с живописью оставлены на месте – для фиксации и изучения будущими реставраторами. Все фрагменты подлинной лепнины, собранные ранее реставраторами и волонтерами, также по-прежнему сложены в нескольких помещениях в южной части здания.
Фрагменты осыпавшейся живописи сохранены на месте – в ожидании реставрации Белого домика
Основные консервационные работы на Белом домике закончены еще в апреле 2023 года и приняты выездной комиссией Главного управления культурного наследия Московской области.
Железная дверь – преграда для вандалов
До 2023 года путь Белого домика во времени неуклонно вел его к «точке невозврата», за которой уже просматривались обрушение и новодел. Сейчас, после консервации специалистами ЦНРПМ, памятник архитектуры, можно сказать, прошел «точку возврата».
Теперь у Белого домика есть по меньшей мере несколько лет, чтобы без дальнейших разрушений дождаться реставрации. «Хранители Наследия» будут следить за судьбой памятника.
Фото: «Хранители Наследия»; ЦНРПМ