Владимир Путин поручил зоны охраны Генпрокуратуре
А Охтинский мыс – Минкультуры, правительству Санкт-Петербурга и «Газпрому»
«Хранители Наследия»
На официальном сайте Президента России опубликован перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, прошедшего 10 декабря 2020 года.
Весьма отрадно, что проблемные вопросы по тематике сохранения культурного наследия, поднятые на этом заседании главным редактором «Хранителей Наследия» и координатором «Архнадзора» Константином Михайловым, нашли отражение в президентских поручениях, что лишний раз подтвердило постоянное внимание руководителя Российского государства к этой важной проблематике. Надеемся, что исполнение этих поручений позволит наконец закрыть лазейку для беспардонного нового строительства и сносов исторической застройки в охранных зонах объектов культурного наследия, ужесточить ответственность за разрушение и повреждение памятников архитектуры. И, конечно, сохранить бесценное археологическое наследие Охтинского мыса в Санкт-Петербурге.
Итак:
Поручение № 7 от 28 января 2021 года предписывает –
«Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть совместно с Правительством Санкт-Петербурга и публичным акционерным обществом «Газпром» вопрос о создании историко-археологического музея-заповедника на Охтинском мысе и представить соответствующие предложения.
Срок – 1 мая 2021 г.
Ответственные: Любимова О.Б., Беглов А.Д., Миллер А.Б.»
Поручение № 9б адресовано Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
«проанализировать совместно с Министерством культуры Российской Федерации и комиссией Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Культура» правоприменительную практику в части, касающейся осуществления строительства в зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ответственности за уничтожение или повреждение таких объектов, и представить при необходимости предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере.
Срок – 1 июня 2021 г.
Ответственные: Краснов И.В., Любимова О.Б., Азаров Д.И.».
Напомним, что на заседании президентского Совета по правам человека 10 декабря 2020 года, помимо темы создания полноценного археологического музея-заповедника на Охтинском мысе в Санкт-Петербурге, главным редактором «Хранителей Наследия» были подняты вопросы нового строительства в охранных зонах объектов культурного наследия:
«Прямо на Софийской набережной, в квартале напротив Кремля, в охранной зоне этого объекта, Всемирного, между прочим, наследия ЮНЕСКО, чуть левее британского посольства, выстроено 5–6-этажное здание, в котором уже добившиеся такого разрешения от городских властей девелоперы продают квартиры с видами на Кремль. Это, к сожалению, не единственный в этой охранной зоне пример. Есть аналогичный пример: в конце улицы Варварка, которая также в этой охранной зоне находится, уже строится стеклобетонное, фактически новое здание с сохранением крохотных фрагментов предыдущего, которое теперь будет стоять буквально в 10 метрах от церквей XVII века. И виды на Кремль, я думаю, из его верхних этажей тоже будут очень красивые и доходные. И это ведь охранная зона Кремля, за которой, казалось бы, тщательный присмотр. Что говорить тогда о прочих охранных зонах?..
Стало это возможным еще и благодаря отсутствию четкой законодательной рамки. К сожалению, наше федеральное законодательство для охранных зон не предусматривает прямого запрета на строительство сооружений, превосходящих габаритами исторические постройки на этом месте, и не предусматривает сноса исторических сооружений в этих охранных зонах. Поэтому их регулируют так, вручную, и становятся возможными такие факты, о которых я только что рассказывал.
Поэтому я считал бы целесообразным и просил бы Вас дать поручение Министерству культуры подготовить соответствующий законопроект, где четко было бы прописано, что можно и что нельзя делать в зонах охраны, и четко был бы установлен запрет на то, что нельзя строить в них выше, чем исторические постройки, чтобы не искажались исторические пейзажи, иначе эти охранные зоны ничего не значат и не нужны, а Кремль постепенно будет обставлен вот такими шестиэтажными сооружениями, как можно увидеть на Софийской набережной»;
а также уголовной ответственности за уничтожение и повреждение объектов культурного наследия:
«У нас в Уголовном кодексе есть целых три статьи (243, 243.1 и 243.2), которые предусматривают наказание за повреждение или уничтожение объектов культурного наследия. Они практически не работают.
Я поднимал статистику, которую собирают ученые и специалисты, в том числе из институтов, связанных с прокуратурой. Скажем, по одной из этих статей за пять лет (с 2013 по 2017 годы) всего девять дел – никто не привлечен к ответственности. По другим статьям примерно та же картина. Все можно считать на пальцах.
Думаю, даже те немногие дела, которые доходят до суда, часто прекращаются либо по истечению срока давности, либо суды их вообще считают несущественными. Одно дело меня недавно потрясло, было прекращено по примирению сторон. Человек нанес ущерб памятнику, но владелец сказал, что не имеет к нему претензий, и поэтому дело закрыли.
Как можно дело о повреждении культурного наследия прекращать по соглашению сторон? Здесь пострадавшей стороной является не какой-то частный собственник одного особняка, а вся, можно сказать, Российская Федерация, которая теряет часть своего наследия.
Мне кажется, Владимир Владимирович, что здесь основная проблема в том, что эти статьи, карающие за разрушение наследия, не относятся нашим законодательством к особо тяжким, считаются преступлениями небольшой тяжести, хотя они каждый раз непоправимы: подлинный памятник вернуть уже невозможно, и со стороны МВД не находят должного внимания.
Поэтому я бы предложил, если можно, рассмотреть вопрос о повышении степени тяжести этих статей и о передаче подведомственности в Следственный комитет Российской Федерации. Когда он занимается подобными делами, он как раз занимается достаточно эффективно, есть несколько примеров из Санкт-Петербурга и из Ленинградской области».
Президент России Владимир Путин ответил следующим образом:
«…Я посмотрю обязательно на это, обещаю Вам, как и на другие поднятые Вами вопросы… Это же касается строительства в охранных зонах Москвы – с мэром Москвы Собяниным Сергеем Семеновичем обсудим, и с петербургскими руководителями и собственниками земельного участка, о котором Вы упомянули, я его хорошо знаю. Надо проработать просто, мне сейчас трудно вот так сразу сказать, на что мы выйдем, но идея, на мой взгляд, очень хорошая.
Одним зданием административным больше, одним меньше, а археологический заповедник – это интересная идея. Я просто не готов сказать, достаточно ли там артефактов. Но в целом идея очень хорошая, потому что это уникальное место, эта стрелка. Это действительно. И она подтверждает, что очень важно для меня, как для главы Российского государства, исторические связи всей этой территории с Россией, с русским народом. И это очень интересно. Ну и, кстати говоря, показывает, что в этих местах мирно сосуществовали самые разные этносы на протяжении длительного периода времени истории человечества. Это интересная идея. Не знаю, насколько это реализуемо, не хочу ангажироваться никак, но идея мне очень нравится».
«Хранители Наследия» будут следить за исполнением президентских поручений от 28 января 2021 года и готовы соучаствовать в разработке предложений, ими предписанных.
Фото: панорама коммерческого строительства в охранной зоне Московского Кремля – объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО