Приключения храма в руках частного собственника

08.07.2023
Приключения храма в руках частного собственника

В декабре 2020 года мы очень кратко известили читателей, что в Москве выставили на продажу старообрядческий храм Николо-Рогожской общины.

Теперь, два с небольшим года спустя, можем поведать о его приключениях в надежных руках эффективного частного собственника.

Построенный в 1910–1912 гг. по проекту архитектора И.А. Бондаренко, Никольский старообрядческий храм был одним из лучших, изысканных образцов национально-романтического модерна начала ХХ века. Даже сейчас, обезображенный и перестроенный в советские времена, он сохраняет на фасадах черты прекрасной архитектуры. До 1990-х гг. здание служило клубом, а в наши времена пошло по рукам и сделалось офисным комплексом. В 2000-е годы его все же поставили на госохрану... правда, в судьбе памятника архитектуры это пока ничего не переменило.

Случай для современной Москвы не то чтобы скандальный, но все же нетипичный. Объяснимый, впрочем, тем, что «реституция» старообрядческих храмов вообще идет не так бойко, как принадлежащих Московской Патриархии: приходов в сравнении с ней мало, а ресурсы несоизмеримы. Тем более, если здание успели приватизировать, то и «реституция» по закону невозможна.

И вот 4 июля 2023 года Мосгорнаследие опубликовало небольшой отчет о своей судебной борьбе за реставрацию Николо-Рогожского храма.

Из него мы можем узнать, что собственником объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской общины, 1910-1912 гг., архитектор И.Е.Бондаренко» (Москва, Малая Андроньевская ул., 15) является некое ООО «Альтавир». А торговля храмом в конце 2020 года, вероятно, не задалась.

Во всяком случае, как пишет Мосгорналедие, еще в 2018 году оно оформило акт технического состояния ОКН, который зафиксировал необходимость проведения работ по его сохранению. На фасадах и цоколе были «участки деструкции штукатурного и окрасочных слоев, биопоражения, местами – обрушения с оголением кирпичной кладки». Состояние уцелевших ярусов колокольни признавалось неудовлетворительным. Кроме того, в здании были «выявлены несогласованные перепланировки».

«В связи с этим, – пишет московский охранный департамент, – ООО "Альтавир" надлежало провести работы по сохранению Объекта, а именно: разработать и согласовать в Мосгорнаследии проект реставрации и приспособления Объекта для современного использования в срок до 1 марта 2020 г.». А птом – выполнить эти работы «в соответствии с согласованной Мосгорнаследием проектной документацией в срок до 1 марта 2021 г.».

Никакие работы собственник в указанные сроки не выполнил, проект реставрации в Мосгорнаследие не представил, за разрешением на работы не обращался.

То есть наплевал на предписания столичного госоргана охраны памятников и на особый статус своей собственнности.

За это его постигла суровая кара. Во-первых, «в целях устранения вышеуказанных нарушений Мосгорнаследием ООО «Альтавир" неоднократно выдавались предписания о проведении работ по сохранению Объекта». Во-вторых, «постановлением Таганского районного суда города Москвы собственник привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В-третьих, «Мосгорнаследие обратилось в суд с соответствующим иском об обязании ООО "Альтавир" провести работы по сохранению Объекта». Арбитражный суд города Москвы решением от 19 декабря 2022 г. иск Мосгорнаследия удовлетворил и обязал ООО "Альтавир" разработать проект реставрации и согласовать ее с Мосгорнаследием в течение 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу (это произошло 16 марта 2023 года, после разбора апелляции собственника в Девятом арбитражном суде). А потом – и «выполнить работы по сохранению Объекта в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией, предоставить в Мосгорнаследие отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ в течение 12 месяцев с даты согласования проектной документации».

Что же собственник? Посыпал голову пеплом и приступил к разработке проекта реставрации?

nr3.jpg

Храм Николо-Рогожской старообрядческой общины. Фотография 1912 года

Конечно же, нет. Вместо этого ООО "Альтавир" подало кассационную жалобу в Арбитражный суд Московского округа, в которой доказывало, что суды первой и апелляционной инстанций нарушили нормы материального и процессуального права, и просило отменить их акты.

Однако в судах дело завершилось победой Мосгорнаследия: «Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2023 г.судебные акты в отношении собственника Объекта оставлены без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения».

Любители юриспруденции могут поизучать еще, как Департамент культурного наследия города Москвы и ООО «Альтавир» выясняли в 2021–2022 гг. отношения в Верховном суде, где слушалось дело и о вышеописанном принуждении собственника к реставрации, и о попытке Мосгорнаследия наложить запрет на попытки продажи Николо-Рогожского храма собственником и регистрацию Росреестром любых сделок по объекту.

Но и без этих подробностей картина, в общем, ясна.

С момента составления акта технического состояния памятника, предписывавшего провести его реставрацию, прошло пять лет. Никакой реставрации нет. Собственник отделывался штрафами и вместо исполнения своих обязанностей по отношению к памятнику архитектуры занимался судебным крючкотворством. Вполне возможно, что он продолжит это делать и дальше.

У Мосгорнаследия, конечно, теоретически есть рычаги для принуждения собственника к исполнению своих законных требований. Однако в наши времена даже контрольные мероприятия на объектах проводить крайне затруднительно, а уж если нажать по административной линии – подымется вселенский хай на тему притеснения частного бизнеса в эпоху ковида и санкций. Остается действовать чисто юридическими методами... сколько еще понадобится лет?

Следующим шагом может стать изъятие памятника у рецидивно не заботящегося о нем собственника, однако по нашим законам изъятие – это не конфискация, а принудительный выкуп, причем еще по согласованной сторонами цене.

Вот если бы изъятие ОКН у собственников, чья недобросовестность и несостоятельность доказаны судом, было бы действительно изъятием – глядишь, и реставрации проходили бы куда быстрее.

В начале ХХ века этот храм гораздо быстрее построили, чем под занавес первой четверти века XXI-го эффективного собственника принуждают приступить хотя бы к проекту его реставрации.

nr2.jpg

Храм Николо-Рогожской старообрядческой общины. Проектный эскиз И.Е. Бондаренко

Досье. Некогда пятиглавый храм Николо-Рогожской старообрядческой общины был построен в 1910–1912 гг. с применением новейших тогдашних технологий: своды и купола были выполнены из железобетона, завершение храма опиралось на железные фермы кровли.

Архитектор И.Е. Бондаренко вдохновлялся образами древнего новгородского и московского зодчества. На фасадах и ныне читается его излюбленный прием: рельефный абрис другого, в данном случае трехглавого, храма. Крыльцо венчали три маленьких шатра, а башню-колокольню, пристроенную к церкви с северо-запада, – высокий шатер-шпиль.

В 1924 году в храме прошел Всероссийский Собор Древлеправославной церкви. Но уже на рубеже 1920/1930-х гг. храм закрыли, община перешла на Рогожское кладбище.

Здание отдали под рабочий клуб (в последние советские год – клуб швейного объединения «Пионер»). Убранство интерьеров погибло, внутри здание перепланировали, а снаружи – сломали главы, шатер колокольни, частично заштукатурили фасадный декор. В 1990-е годы здание приватизировали и стали сдавать под офисы. Над кровлей появилась стеклянная пирамида.

Заглавное фото: sobory.ru

На главную