Клинический снос памятника

В Екатеринбурге стремительно сняли с госохраны и начали уничтожать уникальный советский комплекс больницы
Марина Сахарова, лидер движения «Реальная история», архитектор-градостроитель, г. Екатеринбург
Более 30 лет на государственной охране в Екатеринбурге находился объект культурного наследия «Клиническая больница скорой помощи. Комплекс». 20 лет из них можно назвать историей уничтожения.
В решающую стадию уничтожение перешло в этом году: вывод из реестра по экспертизе экспертов-гастролеров. 15 ноября вокруг центрального здания больницы вырубили деревья. 23 ноября поздним вечером снесли часть здания, в которой находилась водолечебница. В интерьерах сохранялись уникальные декоративные элементы. При этом по информации СМИ 24 ноября, документы на снос еще находятся на рассмотрении, и снос не производился. И все же во внутреннем дворе больницы снесли небольшую одноэтажную часть, где размещалась водолечебница. За простыми кирпичными стенами пряталось настоящее сокровище.
Ценность – неочевидная для нежелающих видеть
В генплане 1931 года архитектор Георгий Голубев проектировал комплекс больницы специального назначения из девяти объектов. Центральный корпус со стационаром и поликлиникой выходит главным южным фасадом на благоустроенный сквер для отдыха и прогулок пациентов. Строительство такого масштабного медицинского комплекса с грандиозным архитектурным объемом главного здания было возможным лишь в крупнейших городах страны, каким и был тогда Свердловск – центр Уральской области. Упразднение Уральской области затянуло финансирование и реализацию проекта. Главный корпус, уже строящийся в стилистике конструктивизма, получил новое архитектурное оформление в стиле советской «неоклассики» по проекту с участием И.А. Югова.
«Три пятиэтажных корпуса поставлены под прямым углом и направлены от центра с главным входом и вестибюлем на север, восток и запад. Объемы корпусов включают прямоугольные, овальные, ступенчатые формы, использованные для оформления ризалитов, лоджий, галерей и террас. Главный, южный фасад здания имеет вертикальные (в виде углов смещенных объемов) и горизонтальные (в виде балконных ограждений) членения. Фасад завершен эффектной аркадой оконных проемов. В планировочное решение этажей включены холлы, залы, в том числе двусветные, с оригинальным оформлением внутреннего пространства. Оформление интерьеров включает свободно стоящие опоры в виде колонн, лепной декор.» (описание из Свода памятников в сокращении)
В функционал больницы тоже были внесены изменения: из специального назначения она была переведена в статус областной клинической, куда включили и клинические кафедры медицинского института. В годы войны больница стала одним из крупнейших госпиталей. С 1939 по 1945 год здесь было принято 90 тысяч человек, проведено 27 тысяч операций. Профессор кафедры госпитальной хирургии Аркадий Тимофеевич Лидский – основатель уральской научной школы хирургов, был главным хирургом эвакогоспиталей свердловской области. В 1948 году он впервые на Урале выполнил резекцию легкого, на что даже в Москве решались немногие. Здесь работали основоположник школы микрохирургии глаза на Среднем Урале Екатерина Михеева, организаторы отделения урологии (позднее почечного диализа) Василий Шамарин и Генрих Векслер, руководитель станции переливания крови в годы войны Моисей Сахаров, основоположник уральской школы педиатров Евгения Кливанская-Кроль, основатель уральской школы гастроэнтерологов Василий Каратыгин. Особая страница истории больницы – деятельность Бориса Кушелевского. Выдающийся кардиолог стал первым в СССР инициатором создания специализированных кардиологических бригад скорой помощи, основателем антикоагулянтной терапии. В годы войны он был главным терапевтом Уральского военного округа. Борис Кушелевский стоял у истоков уральской научной школы терапевтов, воспитал плеяду известных терапевтов, среди его учеников академики Владимир и Ян Габинские - создатели кардиоцентра.
В 1963 году в больнице было открыло первое в Свердловске отделение реанимации и анестезиологии. В 1973 году больница объединилась со станцией скорой медицинской помощи и стала Городской клинической больницей скорой медицинской помощи (ГКБ СМП). 35 лет возглавлял больницу выдающийся хирург, участник войны Юрий Мартынов. Он провел свыше 10 тысяч операций. И его имя было присвоено больнице.
В конце 1990-х в клинике (главный врач Владимир Чеснов) было более тысячи коек, здесь готовили к открытию один из лучших в России антисептических центров. Почти все было готово к началу работы: операционные и послеоперационные палаты, кровати с мониторными системами, рабочие места врачей, но Центр так и не принял пациентов. В 2000 году больница была закрыта… на ремонт.
Врачи больницы обивали властные пороги с просьбами возвращения больницы в рабочее состояние, достойного восстановления здания и всего комплекса. Но более 20 лет без ремонтных работ и консервации приводили к вандализму и пожарам в здании.
Померкший свет в конце тоннеля
Надежда на восстановление появилась в 2020 году. Для объекта культурного наследия были разработаны и согласованы предмет охраны и зоны охраны (экспертиза от 21.02.2020). Осенью 2020 года согласована проектная документация на проведение работ по сохранению ОКН. Эксперты Д.Н. Рожин, Е.Г. Гурина, В.Н. Бублик отметили: «Помимо главного лечебного здания на территории комплекса было несколько двухэтажных вспомогательных строений, где размещалась администрация, кухня, лабораторный корпус, гаражи для машин скорой помощи. В настоящее время эти строения находятся на прежних местах. …Отсутствие консервационных мероприятий здания больницы повлѐкло разрушение и дефектирование строительных материалов и отделки». Эксперты пришли к выводу, что «характер работ, предусмотренных Проектной документацией, позволяет сделать вывод о том, что особенности Объекта, представляющие историко-культурную ценность, сохраняются, в том числе предусматривается сохранение исторического облика Объекта, его архитектурно-художественной ценности». Все эти документы были утверждены Управлением охраны, Правительством Свердловской области.
И всего лишь через несколько месяцев ситуация изменилась кардинально. За лето 2021 года в главном здании больницы произошло не менее трех пожаров. 1 октября на сайте Министерства культуры РФ появилась экспертиза об исключении из реестра объекта культурного наследия «Клиническая больница скорой помощи. Комплекс». Никакой информации на сайте Управления, обсуждения с общественным научно-методическим советом не было. Практически кулуарно, в закрытом режиме решался вопрос об уникальном комплексе больницы, исторически связанном с десятками тысяч судеб.
Согласно федеральному закону 73-ФЗ: исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения. Физической утраты нет, поэтому губернатор Е.В. Куйвашев и начальник Управления охраны Е.Г.Рябинин рекомендуют гендиректору УГМК А.А.Козицину: "документация, обосновывающая исключение из реестра должна содержать результаты исследований, указывающие утрату историко-культурной ценности".
Эксперты из Саратова и Москвы инженеры-строители Жомин В.Ю., Федосеева Е.М. и Соснин В.А. заключение об утрате историко-культурной ценности дали. На 526 страницах их Акта экспертизы не оказалось ни одного архивного документа. Авторы экспертизы сослались на отсутствие материалов в ГАСО и Свердловском областном краеведческом музее. Не были исследованы даже «лежащие на поверхности» материалы Музея медицины, Музея архитектуры (Голубев был главным архитектором Свердловска). При отсутствии документов они могли элементарно обратиться к автору текста в Своде памятников эксперту Людмиле Токмениновой. Но, вероятно, требование законодательства об объективности и полноте информации авторы Акта забыли. Количество самых разных "огрехов" в экспертизе достаточно велико. Так эксперты пишут о значительных перестройках, но в самом акте есть схема, подтверждающая незначительность перестроек.
Общественное движение за сохранение
В рамках обсуждений Акта в Минкультуры РФ были направлены заявления несколькими специализированными организациями, подтверждающими сохранение объектом историко-культурного значения, архитектурной и социальной ценности.
В частности было направлено обращение Свердловского регионального отделения НК ИКОМОС, Россия с тезисами расширенного заседания СРО, состоявшегося 13.10.2021. В заседании приняли участие 4 эксперта государственной историко-культурной экспертизы: члены ИКОМОС Брагина Елена Анатольевна (архитектор-реставратор), Кузнецова Алла Витальевна (архитектор-реставратор), Токменинова Людмила Ивановна (искусствовед, вице-президент НК ИКОМОС, Россия) и приглашённый на заседание Букин Олег Николаевич (культуролог). Полноценную информацию о Комплексе Клинической больницы скорой помощи представила архитектор-реставратор Лариса Вальтеровна Шашкина, почётный архитектор РФ, автор научно-исследовательской документации по обоснованию предмета охраны объекта культурного наследия. 15 участников заседания - профессиональные архитекторы, историки, реставраторы единогласно проголосовали за необходимость сохранения ОКН, оснований исключения Клинической больницы скорой помощи из реестра нет, возможность восстановления и реставрации с учётом современных методик есть. Протокол с тезисами был направлен в рамках обсуждения экспертизы в Минкультуры РФ.
«Основания для несогласия с заключением историко-культурной экспертизой отсутствуют», – таков был ответ Минкультуры. Очень странный вывод при условии, что в ряде заявлений приложены архивные документы, подтверждающие историко-культурную ценность и наличие комплекса (ансамбля), в который входит несколько зданий.
23 ноября поздним вечером начался снос, которого якобы не было...
Как так могло оказаться, что уникальное по архитектуре здание, в котором не одно десятилетие работали выдающиеся ученые, составляющие гордость уральской медицины, перестало иметь историко-культурную ценность? В стенах клинической больницы были разработаны инновационные методы лечения, которые спасли жизни и восстановили здоровье тысячам жителей Урала и России. В здании сохранены оригинальные планировки, подлинные архитектурные и декоративные элементы.
Фото: предоставлены автором