На нет и иска нет

06.03.2017
На нет и иска нет

Прокуратура Челябинска в начале марта отозвала из суда иск, поданный в связи со сносом летом 2016 года выявленного объекта культурного наследия – одного из зданий комплекса Войскового остановочного пункта начала ХХ века.

Об обращении челябинского градозащитного «АрхиСтража» в прокуратуру с требованием привлечь к ответственности виновных в сносе и обеспечить сохранность трех уцелевших зданий комплекса мы рассказывали прошлой осенью. 

Как сообщили СМИ региона, Прокуратура Челябинска «сняла свои претензии» к ООО НПО «РТС», собственнику снесенного памятника, и региональному Госкомитету охраны объектов культурного наследия - после проведения государственной историко-культурной экспертизы, которая посмертно отказала снесенному зданию в ценности. «В начале февраля мы подавали иск в Советский районный суд Челябинска, в отношении НПО «РТС» и областного Госкомитета, - подтвердила журналистам заместитель прокурора Челябинска Ольга Чубук. - Однако проведенная экспертиза выявила, что здание, ранее располагавшееся по адресу Монакова, 1 «а»/2, не представляет собой культурной ценности. В связи с этим иск был отозван».

22 февраля 2017 г. региональный Госкомитет охраны объектов культурного наследия издал приказ о включении выявленного объекта культурного наследия «Войсковой остановочный пункт» в Единый госреестр - как памятника регионального значения. Погибшее здание в реестр не включено.

Логика действий прокуратуры немного странная: ведь на момент сноса в конце августа 2016 года объект имел статус выявленного и, стало быть, закон его охранял, а те, кто его сносил, закон нарушали.

Получается, на нет и иска нет – снесли, и никто не отвечает.

«АрхиСтраж», со своей стороны, опубликовал целое расследование по современной истории военного городка, связанного, кстати, не только с событиями начала ХХ века, но и с эпохой Великой Отечественной войны: в его стенах тогда размещалось Челябинское танковое училище.

После расформирования училища в 2007 году, рассказывает «АрхиСтраж», территория осталась без охраны, а здания были заброшены. В 2012 г. погибшая в 2016-м солдатская казарма была выставлена Минобороны РФ на торги, и ее выкупило ООО «Научно-производственное объединение «Радиотехнические системы» (НПО «РТС»).

23 декабря 2015 г. Министерство культуры Челябинской области включило все четыре здания комплекса в перечень выявленных объектов культурного наследия. Уведомления об этом были на следующий же день направлены в областное Управление Росреестра и главе города, но... не были направлены собственникам зданий (по официальной версии – минкультуры не имело сведений о них).

В августе 2016-го, когда снос выявленного объекта уже был начат, именно на это обстоятельство и напирали представители НПО «РТС»: нас-де не информировали об обременении.

«АрхиСтраж» напоминает, что «29-30 августа 2016 г. собственнику здания и его представителям были сделаны в разной форме четыре предупреждения о недопустимости сноса памятника истории и культуры. Таким образом, если до этого собственник организовал работы по сносу здания из-за возможной неосведомлённости, то с этого момента любые новые работы, связанные с разрушением памятника, уже автоматически становились преступлением».

Градозащитники утверждают, что на решение собственника довести снос до конца «сильно повлияло заявление начальника управления информационной политики администрации Челябинска Владимира Сафонова (озвученное для представителей СМИ 30 августа 2016 г.) о том, что три здания войскового остановочного пункта, принадлежащие Министерству обороны, являются объектами культурного наследия, а четвертое, принадлежащее НПО «РТС», таковым не признано. К утру 1 сентября 2016 г. памятник истории и культуры был почти полностью разрушен».

Как пишет лидер «АрхиСтража» Юрий Латышев, «утрата одного из зданий бывшего войскового остановочного пункта возмутила прокурора города. Было заведено уголовное дело, которе затем было передано в суд. Но 1 марта 2017 г. прокурор отозвал иск. Может быть, это и правильно. Так как нужно наказывать не только Долматова и сотрудников Госкомитета охраны объектов культурного наследия, но чиновников Городского управления архитектуры и строительства, а также полицейских, не принявших необходимых мер по сохранению памятника истории и культуры. А такая задача, похоже, прокурору города не по зубам».

Градозащитники обращают внимание на плачевное состояние трех уцелевших зданий комплекса – двух солдатских и офицерской казармы. Они остаются в собственности Минобороны РФ.

По сведениям «АрхиСтража», в конце ноября 2016 г. военной прокуратурой Центрального военного округа с привлечением военной прокуратуры Челябинского гарнизона была проведена проверка, подтвердившая, что «конкретных мер по сохранению объекта культурного наследия так и принято. Бомжи и наркоманы продолжают бродить и громить здания».

«Я думаю, что в связи с этим уже пора этих бездельников из Министерства обороны штрафовать за их мерзкое отношение к культурному наследию и приступить к процедуре изъятия у них памятника истории и культуры для передачи добросовестному собственнику с целью сохранения, восстановления и благородного использования важного символа воинской славы России», - заключает свою публикацию Юрий Латышев.

«Хранителям Наследия» лидер челябинской градозащиты сообщил, что еще осенью 2016 года охранный Госкомитет совместно с военной прокуратурой провел проверку соблюдения законодательства о наследии в зданиях Войскового пункта. И составил предписание в адрес ФГКУ «Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ - со сроком выполнения требований до 31 декабря 2020 года.

«Графика с промежуточными этапами и сроками нет! При таком подходе оставшиеся три здания разберут по кирпичику за эти четыре года! Планируем обсудить эту проблему на ближайшем заседании общественного совета в конце марта или начале апреля. Нужно как-то заставить военных чиновников уже сейчас принять меры для консервации и охраны здания», - сообщил нам Юрий Латышев.

На главную