С миру по бревнышку

Деревянный собор в Вологодской глубинке восстанавливают, используя новые социальные технологии
Александра Меркулова
Современные социальные и экономические технологии – краудфандинг и краудсорсинг – привлекли себе на помощь жители крошечного села Ромашево в Тарногском районе Вологодской области, в 360 км от Вологды - чтобы восстановить деревянный храм Введения во храм Пресвятой Богородицы 1767 года постройки.
Как следует из исторических исследований, опубликованных в местной газете «Кокшеньга» еще в 2013 г., восстанавливаемый храм - одна из трех сохранившихся в районе деревянных церквей. А было их в начале ХХ века 22. И что немаловажно, он - самый яркий в архитектурном отношении. В XVIII веке Введенский храм в Ромашевском Погосте (нынешнее Ромашево) считался собором, местный священник был главным над всеми остальными священнослужителями Кокшеньги, народ стекался в храм со всей округи.
За время своего существования деревянная постройка несколько раз подновлялась и перестраивалась. В XX веке были снесены шатер и главы, само здание церкви приспособили под клуб, во время войны там было зернохранилище. До наших дней в удовлетворительном состоянии сохранился основной объем, включая массивный двухэтажный четверик, двухэтажную алтарную апсиду и трапезную.
О пользе женского образования
История восстановления храма началась с образованных дам. Студентка Вологодского технического университета Юлия Мартемьянова в 2009 году заканчивала свое образование и для темы дипломной работы выбрала Ромашевский храм. Архитектор-реставратор профессор Ирина Белоярская и главный архитектор Бюро проектов г. Вологды Наталья Пьянкова поддержали идею. Юлия Мартемьянова и Ирина Белоярская приезжали в Ромашево, исследовали здание храма, говорили с местными жителями. И вот, после создания обмерных чертежей, изучения архивно-библиографического материала и аналогов Юлия предложила гипотезу реконструкции архитектурного облика храма. К сожалению никаких документальных материалов о его облике не сохранилось, есть лишь снимки-фиксации 1947 года, сделанные сотрудниками Московского Архитектурного института. На этих фотографиях видно еще существовавшее на тот момент большое крыльцо с резными перилами.
А группу энтузиастов восстановления храма возглавила директор Ромашевской начальной школы – детского сада Александра Пешкова.
Восстанавливать или строить новое?
До 2011 года шла дискуссия среди местных жителей – восстанавливать или строить новый храм и часовню. И вот осенью 2011 года храм посетил священник и реставратор из Кириллова протоиерей Алексий Фомичёв, который после внимательного осмотра вынес заключение, что восстановление возможно.
На первых субботниках разобрали многометровые завалы внутри храма, убрали старые сгнившие постройки с территории. Местный житель Яков Головин с помощниками законсервировал храм: установил временные окна и крышу. В декабре 2011 года в храме прошло первое за 77 лет богослужение. Через год в храме начались работы по разбору потолка в трапезной и укреплению фундамента четверика. Добровольцы срубили первые четыре ряда на замену верхних гнилых венцов в трапезной. Летом 2013 года в храме установили 12 качественных деревянных окон, которые изготовила в дар храму совершенно незнакомая ромашевцам до этого момента семейная пара из Вологды. 5 лет назад начались работы, тогда храм был разрушен более, чем на 50%. За это лето силами вологодских реставраторов планируется закончить первый из трех этажей храма.
За ходом работ и сбором пожертвований можно следить на специальном сайте и в группе в социальной сети. А можно и поучаствовать.
Архитектор Наталья Пьянкова периодически помогает Александре Пешковой искать реставраторов, спонсоров, делает сувениры с изображением храма для продажи. Вот, например, как Александра Пешкова искала и нашла руководителя группы реставраторов: «Архитектора-реставратора мы искали через всю страну, составили список из 13 специалистов. Каждое утро я начинала по этому списку всех обзванивать, но все безуспешно. Андрей Борисович Бодэ был в моём списке последним, 13-м. И я знала, что это за величина, и не надеялась особо. А он ответил на мой звонок, поговорил тепло и согласился приехать. Денег он не взял ни за консультацию, ни даже на бензин. Сказал: «Вам они сейчас нужнее…». Три года переписок, надежд, срывов, и тут такое! Не просто специалист крупный, но и человек замечательный! После этого поверишь и в Бога, и в силу молитвы». Андрей Бодэ приезжал в Ромашево в июне 2013 года, осмотрел храм, разработал тактику реставрационных работ и согласился консультировать в дальнейшем.
Есть известный подход к реставрации деревянных построек, который упрощенно выглядит так: сначала постройку разбирают, предварительно разметив, а потом собирают заново, используя новый материал, вместо сгнившего. За прошлое лето храм полностью разобрали и начали собирать: из 22 венцов сложили уже 7.
Активную роль, естественно, играет приход, на сайте которого, как и на сайте реставрационного проекта, можно найти - как именно помочь проекту. Его инициаторы собирают буквально с миру по бревнышку: «Для завершения реставрации надо заготовить и оплатить 250 кубометров столетней сосны и найти средства на оплату работ реставраторов».
От редакции. В «Публичной декларации целей и задач Министерства культуры РФ на 2016 год» среди целей и задач значится «Разработка концепции сохранения деревянного зодчества». При недавнем обсуждении «Декларации» на заседании Общественного совета министерства мы поинтересовались, как идет работа над «Концепцией», благо уж май на исходе. Ясного ответа не прозвучало; никакого, хотя бы предварительного обсуждения документа, например, с участниками комиссии Общественного совета по культурному наследию, не было.
Фото: nachinanie.ru, Александра Пешкова.