Тамбовский рецепт: сохранение снесенного новодельным
В Тамбове – новый виток истории со снесенным памятником - зданием бывшей детской больницы на ул. Степана Разина, 10. В этом году, кстати, уже 18 лет, как все началось и никак не закончится. В СМИ опубликовано новое предложение по восстановлению здания – из серии «еще лучше, чем было». Можем констатировать: конечно, не лучше, чем было, но лучше – чем могло бы быть, хотя еще лучше – если б там уже не было ничего. Но это – будем реалистами - невозможно.
Итак, благодаря бдительности Тамбовского областного ВООПИК, настойчивости Департамента по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области, а также оперативности и информированности местных журналистов – мы сейчас имеем возможность воспроизвести процесс вызревания этой захватывающей истории, который – обратим внимание – пока не завершен, но явно перевалил за стадию совершеннолетия.
История уничтожения вкратце
Объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой» - числится по адресу: г. Тамбов ул. Степана Разина, 10. Здание принадлежало статскому советнику Дмитрию Яковлевичу Малевинскому и было возведено во второй половине XIX века: тогда улица называлась Соборной. С начала ХХ века и до момента национализации в 1918 г. – домовладелицей числилась Прасковья Григорьевна Афанасьева. После революции дом использовался как диспансер, а в 1940 – 2004 гг. – как городская детская больница № 1. В этот период, предположительно, изменилась конфигурация здания: к южному фасаду пристроили двухэтажный объем, пробили новые дверные проёмы и – наоборот – заложили исторические. Понятно, что планировка была изменена под новые функции. В 1993 году дом стал региональным памятником. В 2004 год на 25 лет его передали по договору аренды ООО «ИТ- Сервис». Условием аренды являлось проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. В результате - возникает проект четырехэтажного стеклянного торгового центра, который «вбирает» в себя двухэтажный исторический дом, который – очевидно – уже становится «третьим лишним». При этом ОАО ПИ «Тамбовгражданпроект» выполняет техническое обследование здания и – как можно догадаться - приходит к выводу, что «наилучший выход сохранения культурного наследия – возведение главного фасада здания заново». Для кого наилучший - не пояснялось. В 2006 году историческое здание снесли. Однако в виртуальной реальности оно продолжало жить, производились его осмотры, в 2018 г. ... даже утвердили предмет охраны: и в него было включено не только местоположение и конфигурация основного объема, а и главный фасад со всеми архитектурными элементами, материал стен и кровли, строительные конструкции и техника исполнения, то есть то, что уже давным-давно на тот момент было уничтожено. Между делом, «ИТ-Сервис» даже смог выкупить земельный участок под домом.
Сейчас на месте дома – то, что осталось от попыток ТЦ 18 лет назад: строительный котлован, превышающий исторические параметры памятника, и цокольный этаж будущего торгового центра. Работы были приостановлены. Но вот ответственности за фактическое уничтожение объекта культурного наследия и его предмета охраны никто не понес.
Фото: Дом на Степана Разина 10, май 1976 г.
Фото: проект воссоздания Дома на Степана Разина, 10, 2005 г.
Фото: нынешнее состояние места, где ранее стоял Дом-памятник
Фото: проект воссоздания Дома на Степана Разина, 10
Поиски путей воссоздания
На сайте Департамента по госохране ОКН Тамбовской области опубликован акт ГИКЭ «Проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенного па адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Степана Разина, д.10, из которого и стало известно о том, что история нового строительства на старом месте реанимировалась.
Человек, не будучи посвященный в актуальную ситуацию, читая этот текст, подумает, что «дом стоит – свет горит». Только где-то в глубине документа начинают звучать слова о том, что объектом экспертизы является воссоздание по проектной документации, выполненной ООО «Архитектурно-проектная мастерская «АвАрх»» (Тамбовская обл., г. Мичуринск).
Указывается, что «Габариты объекта незавершённого строительства незначительно (не очень понятно, на основании чего дана такая оценка – Ред.) отличаются от демонтированного объекта культурного наследия «Дом жилой»: имеет большую ширину в поперечном направлении на 3,5 м. Вновь возведённый объект смещён от западной границы земельного участка более чем на 2 метра». При этом состояние уже существующих конструкций оценивается как работоспособное, и следует уточнение - «При разработке проекта воссоздания утраченного объекта культурного наследия была принята во внимание возможность использования конструктивных элементов объекта незавершенного строительства (существующий цокольный этаж недостроенного здания), возведённый на земельном участке объекта с кадастровым номером 68:29:0214014:2».
Другими словами – новодел, который, как указано выше не соответствует ни местоположению, ни габаритам исторического здания – все же предлагается считать его основой, на которую можно наклеить псевдо-исторический фасад и всю эту «коллаборацию» назвать воссозданием. Такое решение эксперты одобрили и предложили «воссозданному верить». В общем-то вывод ожидаемый – ведь экспертиза заказана и оплачена самим «ИТ-Сервисом», который заинтересован в минимизации собственных расходов и скорейшем строительстве – чем выше и шире, тем лучше.
«Проектом предложен компромиссный метод реставрации, который направлен на воссоздание исторического облика главного фасада, сохранение общей конфигурации объекта и объемно-пространственной композиции, - осторожно, чтоб не лишиться гонорара, говорится в Акте ГИКЭ. - Боковые и дворовые фасады, не являющиеся предметом охраны, реконструируют с учетом приспособления объекта к современному использованию и новых нормативных требований».
Как же так? По такой логике можно и более ранний проект со стеклянными дополнительными этажами считать воссозданием. Почему ж от него отказались? Почему была тишина все это время? Тут, очевидно, какие-то внеархитектурные факторы сыграли роль.
В СМИ указывается, что «ИТ-Сервис» связан с успешным в 2000-х бизнесменом, а ныне мэром Котовска Алексеем Плахотниковым. На сегодняшний день директором ООО «ИТ-Сервис» значится Дмитрий Веретенников. До 30-го июля 2021-го года директором фирмы был Роман Герасимов – предприниматель, а также владелец мусорных полигонов и представитель в судах группы компаний, связанных с Алексеем Плахотниковым. При этом даже перестав быть гендиректором Герасимов представлял интересы ООО «ИТ-Сервис» в суде, где настаивал на приостановлении дела об отчуждении недвижимости в областную собственность.
Тамбовский заход
Надо отметить, что такие подтасовки – уровня «незначительно», «допустимо», «несильно» - очень популярны в Тамбове. Можно сказать – городская плохая привычка. И никто не собирался здание изначально сохранять и к этому не готовился. Вот как нам прокомментировал ситуацию Алексей Селиванов, председатель Тамбовского областного отделения ВООПИК:
- Год назад в ВООПИК обратилась архитектурная мастерская из Мичуринска с просьбой помочь фотографиями, необходимыми для разработки проекта восстановления здания-памятника по улице Ст. Разина, 10. Оказалось, что застройщик, который сносил дом, не собирался что-либо воссоздавать, поэтому никаких материалов в виде обмеров, чертежей, фотоснимков не сделал.
История такова. В начале 2000-х годов госорган охраны памятников разрешал создавать имитацию фасадов, как было сделано с известным на всю страну домом-памятником купца Аносова по улице Красной, 12. На торговом центре, построенном на месте снесенного здания, разместили под стеклом ложный фасад-декорацию из дерева. Сегодня в реестре он называется «Жилой дом-особняк – дом купца Аносова с комплексом хозпостроек», хотя никакого комплекса давно уже нет.
Нечто подобное собирались сделать и с домом М.А. Боратынского на улице Мичуринской, 9, где было разрешено оставить фасад, но в 2010 году собственник снес всё. Здание было выявленным ОКН. Через экспертизу его сняли с охраны. Не стало городской усадьбы, связанной с фамилиями поэтов Боратынского, Дельвига, Жемчужникова. Теперь там зона застройки.
Проблема с домом по Ст. Разина, 10 вскрылась, когда областные власти стали решать политические проблемы давлением через суд на неугодных им лиц. Тогда нарушения и «обнаружили».
Шло время. В 2019 году были утверждены зоны охраны исторического центра Тамбова. В нормативных документах обозначена земля историко-культурного назначения, соответствующая размерам снесенного памятника. Вокруг действует охранная зона ОЗ-1 ОКН федерального значения «Спасо-Преображенский собор». Увеличение площади строительства торгового центра нарушит законодательство.
Кроме того, еще ранее территория Тамбовской крепости, на которой сегодня располагается дом по Ст. Разина, 10, получила статус земли историко-культурного назначения, где какое-либо новое строительство запрещено. Документ никто не отменял. См.: Решение Малого совета Тамбовского областного Совета народных депутатов № 34 от 25.02.1993 «Об установлении перечня участков особо ценных продуктивных земель, земель природно-заповедного фонда и историко-культурного назначения, изъятие которых не допускается».
Фото: Дом на Степана Разина, 10 перед сносом в 2005
Фото: так сейчас выглядит место, где раньше находился исторический Дом
Суд да дело
Но иметь долгострой прям в центре города, рядом с историческим Гостиным Двором как-то все же неприлично: идентичность, исторический облик, комфортная городская среда – все эти слова в Тамбове прекрасно знают. И вот - в 2018 году к теме разрушенного здания вновь вернулись. На этот раз областное Управление (на тот момент пока не Департамент) по госохране памятников обязало «ИТ-Сервис» разработать проектную документацию по приспособлению памятника к современному использованию в течение 2018-2019 годов, а в 2020-2030 годах провести реставрационные работы. «ИТ-Сервис» заявил, что проект для памятника, прошедший все необходимые согласования у них уже есть (имеется ввиду стеклянный четырехэтажный – Ред.), и чтобы отстоять свою позицию - фирма обратились в Арбитражный суд. Процесс разбирательства, длившийся три года, дошёл в итоге до Верховного суда РФ, где в 2023 году признали правоту регионального госоргана по охране памятников. Арендатор, согласно решению, должен разработать новую проектную документацию по сохранению дома.
Вот и разработали – с поправкой на компенсации «простоев и ущербов».
Но дело уже даже не столько в безвозвратно погибшем памятнике, сколько в проистекающей двусмысленной морали всей этой саги: никогда не сдавайся, позорься до конца и своего добьешься. По итогу виновные в уничтожении вполне целого крепкого дома (а дом был нормальный: обратим внимание, что в 2000-м там было еще детское учреждение и никто не считал, что детям там опасно, а уже вдруг четыре года спустя – у арендатора в руках все гниет и рассыпается) отделались просто легким простоем. И в результате не только получили землю, но еще и возведут новодел в желаемых габаритах. Еще не факт, что построят то, что напроектировано. А то – глядишь – выяснится, что земельный участок какой-то не такой, и надо бы расшириться…
Фото: Материалы Акта ГИКЭ, Яндекс-карты