Якутия призналась в отсутствии госнадзора

В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 16 декабря 2016 года прошли парламентские слушания о состоянии и мерах по улучшению госохраны памятников в регионе. Помимо позитивных моментов в развитии региональной системы охраны наследия, на слушаниях были названы три главные ее проблемы: недостаток археологов, изобилие самовольных работ на памятниках и полное «отсутствие практики госнадзора».
Как свидетельствует официальный отчет, присутствующим напомнили о создании в начале лета 2016 года Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия. Само по себе существование специализированного госоргана представляет собою достижение республики, поскольку, как отметили на слушаниях, «в настоящее время в Дальневосточном федеральном округе только в двух регионах – в Хабаровском крае и Республике Саха (Якутия) созданы отдельные органы исполнительной власти, уполномоченные в области охраны ОКН, что было отмечено как положительный фактор на окружном совещании в Хабаровске».
Руководитель Департамента Айталина Захарова (на фото), отметив, что «Минкультуры РФ проект сохранения культурного наследия признан как один из двух приоритетных проектов стратегического развития культуры и представлен в Правительство РФ», заключила, что «тема сохранения ОКН в настоящее время становится общефедеральным трендом в области культуры».
Далее Айталина Захарова сообщила, что по состоянию на 10 декабря 2016 года в республике насчитывается 1723 объекта культурного наследия, из них: 129 – объектов археологии (федерального значения), 7 – объектов культурного наследия федерального значения (архитектуры, истории и культуры), 371 объект республиканского значения, 174 – местного, 1042 – выявленных.
По словам руководителя департамента, «ежегодно общее количество памятников увеличивается в среднем на 40-60 памятников в результате строительства новых (! – Ред.) монументальных памятников, открытия новых археологических памятников и выявления объектов, обладающих историко-культурной ценностью». В Единый госреестр пока что внесены 222 якутских памятника, хотя документация в Москву была направлена на 320.
Затем г-жа Захарова перешла к приоритетным задачам и основным проблемам своего ведомства.
«Безусловным приоритетом в работе Департамента станет организация и осуществление госнадзора за соблюдением законодательства об объектах культурного наследия».
По словам Захаровой, подготовлены проект указа Главы республики и проект Административного регламента о порядке организации и осуществления регионального госнадзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и госохраной памятников.
Более того, Айталина Захарова заявила, что «до настоящего времени в республике не было практики госнадзора в сфере ОКН. Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), правопреемником по осуществлению государственной политики в области охраны объектов культурного наследия которого является Департамент, проводились в основном мероприятия по государственной охране памятников истории и культуры, предусмотренных статьей 33 №73-Ф3».
Видимо, результатом такой постановки дела стала печальная статистика: «38 утраченных объектов культурного наследия регионального значения, 22 - утраченные объекты, обладающие признаками ОКН». Эксперты республиканского отделения Общероссийского народного фронта называли этим летом другую цифру - 150 погибших в последние 10 лет памятников.
Был назван только один факт попытки привлечь разрушителей к ответственности: «По факту утраты объекта культурного наследия регионального значения «Здание магазина, в котором оборонялся Жирков Афанасий Васильевич во время нападения на Амгу белобандитов в 1927 г.» в с. Абага Амгинского улуса, Департаментом составлен Акт утраты объекта культурного наследия и направлено представление министру МВД РС(Я) по факту нарушения действующего законодательства. В настоящее органами следствия проводятся мероприятия по установлению состава преступления».
Другими ключевыми проблемами названы были «недостаточное количество археологов, получающих открытые листы, а также организаций, осуществляющих археологические полевые работы». А без них по закону невозможны никакие «мероприятия по освоению земельных участков, лесного массива на территории республики, в том числе, тех, которые имеют стратегическое значение».
«Еще один проблемный вопрос – это причинение вреда объектам культурного наследия при проведении ремонта и реставрации лицами, не обладающими лицензиями на осуществление реставрационной деятельности по сохранению объектов в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности».
Причем речь идет не об отдельных исключениях, а о повсеместной практике, которую насаждают и органы государственной власти: «Надо отметить, что это явление повсеместное, можно сказать, распространенное. Исходя из самых благих намерений, направленных на сохранение важного объекта культурного наследия, а не на его повреждение или уничтожение, большинство собственников и пользователей, в том числе государственные учреждения, муниципальные учреждения, органы местного самоуправления, самовольно проводят работы по сохранению (реставрация, ремонт) памятников истории и культуры, включенных в реестр или выявленных объектов культурного наследия. Тем самым, нарушают законодательство сфере охраны объектов культурного наследия и причиняют вред объекту культурного наследия, его предмету охраны и облику», - подчеркнула руководитель охранного департамента.
Лицензии на работы по сохранению памятников в республике Саха (Якутия) имеют всего 3 организации.
Даже без учета объектов археологии, получается, что на каждую приходится свыше 500 памятников.
Фото: Василий Кононов (пресс-служба Государственного Собрания Якутии).