Адепты юбилейного госконтракта

Нижний Новгород считает дни до своего 800-летия, которое будут отмечать уже в следующем году. На специальном сайте освещается весь план работ к грядущему юбилею. Входит в него и реставрация: 69 объектов культурного наследия, составляющих гордость и лицо древнего города, должны привести в порядок.
Это и правильно, и радостно, и долгожданно.
Но – страшно.
Потому что юбилеи с их традиционной штурмовщиной редко когда чем хорошим оборачиваются для культурного наследия, не терпящего суеты. Вспомним опыт Изборска, Енисейска ...
Вот и в Нижнем Новгороде «снежный ком» уже покатился под гору.
Поднимал тяжести, а теперь - миллиарды
Итак, стало известно, что будут отреставрированы Борисоглебская и Георгиевская башня Кремля плюс участок стены от Зачатьевской башни до Борисоглебской. На эти работы отводится… меньше года: срок контракта с 02.09.2020 до 16.08.2021. Выделяется огромная для Нижнего сумма, больше напоминающая номер телефона: 397 524 598,95 рублей.
Ну и наконец, вишенка на торте.
Осваивать эти средства будет ООО «АДЕПТ-СТРОЙ», в штатной численности которого 8 (по другим данным – 12) человек, уставной капитал 11 000 рублей, а основной вид деятельности – подготовка строительной площадки. У компании даже нет своего фирменного сайта. По всем справочникам – это микроорганизация.
Учредитель и генеральный директор – Михаил Варлахин, по некоторым данным, бывший спортсмен-тяжелоатлет.
Очевидно, что компания работает с помощью субподрядов.
При этом «раскрутилась» она с 2018 года. Ей достаются знаковые объекты в Москве: масштабный проект реставрации Яузской больницы («Медсантруд»), ДК Русакова, Дом Немировича-Данченко в Глинищевском.
Кстати, параллельно с тендером в Нижнем Новгороде, «АДЕПТ-СТРОЙ» выиграл контракт на реставрацию Театра оперы и балета в Саратове. И там сумма – 1 млрд 400 млн рублей. Да-да, счет идет уже на миллиарды.
Но это не предел. В конце 2018 года компанией был подписан договор на реставрационные работы по Гимназии Грибоедова в Москве на сумму — 1,5 млрд рублей.
Похоже, у легендарного «Балтстроя» появился московский воспреемник.
Из 25 контрактов компании 22 заключены с ГКУ «Мосреставрация» (2,2 млрд рублей) и три — с ПАО «Газпром» (4,5 млн рублей).
Работы в Нижнем уже идут.
«АДЕПТ» с легкостью адаптирует деньги и сроки
Судя по послужному списку, освоить меньше чем за год почти 400 млн рублей – это «АДЕПТ-СТРОЙ» сумеет. Но вот как быть с качеством работ? Как быть с парадоксальными условиями госконтракта? Очередные невыполнимые условия – если подходить профессионально и «по науке».
«Любопытно, как «АДЕПТ-СТРОЙ» справится с таким объемом работ сразу в двух регионах, учитывая, что по данным на 1 января 2020 года в компании числилось 12 сотрудников, а по условиям саратовского контракта на субподряд может быть отдано не более 35 % работ», - задаются вопросом журналисты деловых изданий.
Опять рулетка, а памятники – заложники Фортуны.
Комментарий Анны Давыдовой, координатора общественного движения «СпасГрад», аттестованного госэксперта (Нижний Новгород): «Сложнейшие работы, связанные с укреплением склона, реставрацией двух башен и стен Нижегородского кремля, московский подрядчик «АДЕПТ-СТРОЙ» берется сделать менее, чем за год за фантастическую сумму в 400 миллионов рублей. При этом половину ее, судя по календарному плану, он получит к новому году. Вопрос: какие работы он успеет сделать за 4 месяца нестабильной погоды (контракт заключен с сентября), стоимостью 200 миллионов рублей? При этом эта контора имеет еще десятки подрядов по всей России.
По имеющейся в открытом доступе сметной тендерной документации в эти месяцы, включая декабрь, необходимо провести археологические раскопки и археологические наблюдения. Зимними раскопками уже давно никого не удивишь. Но почему археологические наблюдения, менее затратные по ресурсам, стоят 25 миллионов, а раскопки ... только около 9?
Подготовка Нижнего Новгорода к 800-летию вроде бы имеет положительный момент привлечения огромного и беспрецедентного по масштабам привлечения бюджетных средств к реставрации нижегородских объектов культурного наследия. Об этом много и красиво, используя столичных блогеров, говорит руководство области. Но при этом возникает масса вопросов. Выбор объектов сомнителен, потому что большинство из попавших в список памятников архитектуры - в хорошем состоянии, при этом рядом догнивает или сгорает при поджогах нижегородское деревянное зодчество. Выбор подрядчиков оставляет желать лучшего. Несовершенство 44-ФЗ можно как-то минимизировать, наладив надзор и контроль за производством работ на объектах, но этого нет. Так, оба этих фактора привели к тому, что в июне сгорел при реставрации особняк Бурмистровой, который уже реставрировался в 2017 году. Выгорели самые ценные интерьерные залы. Подрядчик ответственности не понес. Ну и самое главное – это сроки, которые нижегородские власти выставляют подрядчикам, а те готовы на них соглашаться. В городе еще нет ни единого особняка, ни единого здания, на которых бы шел производственный процесс. А 800-летие – следующим летом. А сказано, что реставрация пройдет на 69 объектах! Неужели власти договорись с Господом, и зиму отменили? В общем, не 800 лет, а 800 вопросов. И они совсем не лишние».
Фото: Анна Давыдова, Андрей Орехов