Москва сносит второй храм за полгода
Утром 15 августа 2021 года в Москве начался экскаваторный снос старинного здания возле площади Серпуховской заставы, на Подольском шоссе, 3.
Ответственным лицам, принимающим в столице градостроительные решения, очевидно, неведомо то, что хорошо известно историкам и краеведам: это не просто старинное здание, но домовый храм св. Трифона Мученика, входивший в состав комплекса Убежища Общества призрения слепых мужчин. Храм, построенный вместе с корпусами жилья и мастерских в 1913 году, имел отдельный объем и собственное архитектурное решение. Сохранились высокие полуциркульные окна первого этажа. В советские годы над церковным зданием вместо купола был надстроен второй этаж.
За неполные полгода это уже второй снос церковного здания в Москве: в начале марта 2021-го был уничтожен домовый храм св. Александра Невского при училище имени принца Ольденбургского в Бригадирском переулке, 12.
Снос на Подольском шоссе, осуществляемый по заказу фирмы «Строймаркет и К», удалось приостановить к середине дня 15 августа прибывшему на место координатору «Архнадзора». Храмовая часть комплекса пока цела, разрушены только примыкавшие к ней корпуса. Остановить экскаватор удалось практически чистой силой убеждения – старинные храмы нельзя сносить. Однако никаких гарантий от возобновления сноса нет, поскольку здание храма находится в частной собственности, охранным статусом не наделено, а все решения частным собственником и городскими властями уже приняты.
По некоторым данным, в сентябре 2020 года застройщику выдан ГПЗУ, а назначение участка определено как «гостиничное обслуживание».
С другой стороны, проектное бюро «Апекс» опубликовало эскизы концепции – именно на этом земельном участке – некоего «клубного дома с узнаваемым образом», площадью 16 452 кв. м. Воспроизводить эскизы здесь нет нужды (ознакомиться можно по ссылке), поскольку образ этот действительно узнаваемый – столичного девеломпмента, не считающегося ни с какими историческими ценностями и сантиментами. Название «клубного дома» – Coin House – отталкивается, видимо, от соседнего Монетного двора, однако в данном контексте читается весьма двусмысленно.
Департамент культурного наследия Москвы весь день 15 августа хранил молчание и не отзывался на сигналы градозащитников.
Но начинается рабочая неделя, и молчание прервать придется.
Дело в том, что снос происходит в черте Камер-Коллежских валов Москвы, а еще в ноябре 2017 года Мосгорнаследие обнародовало приказ (от 14 ноября 2017 г. № 885) «О включении выявленного объекта археологического наследия «Культурный слой в границах города Москвы XVIII в. (Камер-Коллежского вала)» в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы и об утверждении границ его территории».
Тогда же охранный департамент разъяснял, что «статус объекта археологического наследия закрепляет, по сути, правовой статус всей территории в пределах бывшего Камер-Коллежского вала и предполагает, что проведение хозяйственных работ в пределах выявленного объекта культурного наследия «Культурный слой в границах города Москвы XVIII века (Камер-Коллежский вал)» должно проходить только после обязательного согласования».
В контракт по сносу входит ликвидация подвалов здания, так что заглубление ниже уровня земли неизбежно.
Между тем, в открытых источниках не опубликованы ни историко-культурная экспертиза проекта строительных и сносных работ на участке (с мерами по обеспечению сохранности объекта археологического наследия), ни разрешение Мосгорнаследия на проведение здесь каких-либо работ.
Так что у органа госохраны памятников Москвы есть все основания для решительного вмешательства в ситуацию.
Ничто не мешает и заказчикам с проектировщиками пересмотреть концепции и проекты, обеспечив сохранение исторического здания храма Трифона Мученика на Подольском шоссе.
Комплекс зданий бывшего Убежища для слепых мужчин на Подольском шоссе. Фото 1980-х гг. Справа – надстроенный храм Трифона Мученика
Поскольку случай в Москве за несколько месяцев уже не первый, можно констатировать, что многие храмовые здания старого города, входившие в состав медицинских, учебных и благотворительных сооружений, не имеют охранного статуса, а их былое назначение не учитывается ни при проектировании нового строительства, ни при принятии решений о сносе, ни при сделках купли-продажи недвижимости.
Это обеспечивает непрекращающиеся покушения не только на исторические, но и на сакральные ценности города.
Мы считаем необходимым как минимум составить особый реестр сохранившихся зданий исторических храмов, обеспечить – на уровне закона города Москвы – гарантии их от сноса либо перестройки, а также особый порядок их использования и «хозяйственного оборота».
Наилучшим решением, конечно, была бы их постановка на госохрану как объектов культурного наследия, но… на такое самопожертвование правительства Москвы – надежд немного.
Фото: Андрей Новичков