Словарь Ожегова. Толкование беспамятства

Словарь Ожегова. Толкование беспамятства

06.05.2020
Словарь Ожегова. Толкование беспамятства

В городе Кувшиново Тверской области (бывшее село Каменное) произошло частичное обрушение дома, объекта культурного наследия, который напрямую связан сразу с двумя выдающимися деятелями русского языка и литературы – Горьким и Ожеговым.

Вот так сейчас выглядит дом № 6 по улице Красногвардейской. А эти две памятные таблички были предусмотрительно кем-то сняты больше года назад.

ожегов4.jpg

ожегов1.jpg

ожегов2джипег.jpg

Итак, история первая. В конце октября 1897 г. в с. Каменное к своему другу, инженеру-химику Николаю Васильеву приехал молодой писатель Максим Горький. Отметим, что благодаря Васильеву имя Горького появилось в столичной прессе: в 1893 году он без ведома писателя послал его рассказ «Емельян Пиляй» в «Русские ведомости», которые его и напечатали 5 августа в № 213.

горький.jpg

Каменцы вспоминали, что Горький «неподкупной честностью, прямотой и умом... на всех нас производил сильное впечатление, хотя как писатель тогда еще был мало известен». Выглядел он очень плохо, был бледным, исхудалым, но «настроение его всегда бодрое... Он очень остроумно и весело рассказывал, остро реагировал на нечеловеческое отношение к людям». В Каменном писатель много работает, отдаёт в переписку рассказы «В степи» и «Варенька Олисова», пишет значительную часть романа «Фома Гордеев» и заканчивает рассказ «Скуки ради», посылает его в «Самарскую газету». Готовит к печати два тома своих произведений, отправляет рукопись в Петербург и ведёт переговоры с издателями.

Считается, что каменский период писателя был одним из ответственных моментов в его творческой биографии: он окончательно перешел от журнально-газетной работы к литературному творчеству. В начале 1898 г. писатель вынужден был покинуть Каменное и-за нездоровья сына. 

История вторая. Да, это тот самый дом, в котором появился на свет 9 (22) сентября 1900 году Сергей Иванович Ожегов – профессор, знаменитый лексикограф и составитель «Толкового словаря русского языка», выходившего больше полувека и поставившего имя Ожегова в один ряд с именами Владимира Ивановича Даля и Дмитрия Николаевича Ушакова. Будущий ученый провёл здесь всё детство, сохранив самые теплые воспоминания о Каменке и родительском доме.

ожегов.jpg

До 2019 года дом был обитаем. Как утверждают его жильцы, никогда не ремонтировался и никак не поддерживался. Туристы в Кувшиново практически не ездили: «спросом» пользуются в основном соседние Торжок и Осташков. Про мемориальную ценность дома власти, похоже, забыли, его начали расселять.

В январе 2019 года в России проходил конкурс идей новых достопримечательностей "Культурный след". Заявку на создание дома-музея Ожегова подал житель Кувшинова Шарапанов Николай: 

«Создание в этом доме музея С.И. Ожегова, которого признает и почитает весь мир, могло бы стать в совокупности с историческим наследием семьи Кувшиновых и многочисленными дворянскими усадьбами, расположенными на территории Кувшиновского района, уникальной изюминкой в становлении туризма, как значимого сектора развития г. Кувшиново среди моногородов.  В настоящее время, дом представляет из себя двухэтажное деревянно–кирпичное строение, которое находится в плачевном состоянии и происходит расселение жильцов. Когда это произойдет, дом останется полностью бесхозным, после чего возможна его полная утрата, несмотря на то что он является объектом культурного наследия Тверской области, регистрационный номер 310».

Но растолковать тверским властям ценность и перспективы кувшиновского дома Ожегова и истории, похоже, невозможно.

Тверская область известна как своим богатым наследием, так и многочисленными примерами отсутствия действий властей по его сохранению, скандальными ситуациями (обрушением «визитной карточки» города Речного вокзала, сокращением охранных зон и вертолетными площадками в монастырях), деградацией среды целых исторических городов (Торжок, Кимры), безнаказанными поджогами. За последние два-три года невозможно вспомнить ни одной достойной реставрации, за исключением федеральных или международных программ, ни одной городской или областной программы по сохранению, льготной аренде…

Никогда не поверим, что в областном бюджете (при бесконечных ЖК и ТЦ, строительстве церковных новоделов при параллельном уничтожении остатков подлинных построек и проч.) нет средств и сил если уж не на реставрацию, то хотя бы на поддержание крошечного строения в Кувшинове в порядке.

Похоже, имена Горького и Ожегова ничего не говорят чиновникам, принимающим решения, определяющим приоритеты. Вообще, если взглянуть на картину в целом – это уже просто определенное состояние сознания, потеря ориентиров, а может, намеренное их уничтожение – при формальных заверениях «на камеру» в ценности наследия и истории... Это впадение в настоящее беспамятство, что означает согласно словарю Ожегова – потерю сознания, обморок… Это состояние болезни.

Автор поста про разрушение дома Ожегова Валерий Солонбеков, несколько лет мониторивший состояние дома, пишет следующее: «Можно лишь с пугающей точностью прогнозировать ближайшее будущее. По факту частичного обрушения здания будет сформирована компетентная комиссия, которая признает его аварийным и, исключительно в целях защиты людей от возможного попадания под обломки, оно будет снесено.
А немногочисленным радетелям за сохранение исторического наследия будут обещаны "золотые горы" по увековечиванию памяти, связанных с этим домом, исторических личностей и... не будет сделано ничего».

Так готовится Тверская область, да и все мы вместе с ней, встретить грядущее 120-летие со дня рождения выдающегося деятеля русской словесности С.И. Ожегова.

Фото: Валерий Солонбеков

На главную