Владимирский вокзал, ветер серости

Владимирский вокзал, ветер серости

16.01.2023
Владимирский вокзал, ветер серости

Директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачева и архитектор Сергей Чобан опубликовали 13 января 2023 года открытое письмо в защиту построенного в середине 1970-х годов здания железнодорожного вокзала во Владимире, которому угрожает реконструкция с изменением аутентичного облика фасадов и интерьеров. Авторы письма также призывают госорганы охраны наследия по всей стране «в самые кратчайшие сроки составить с участием широкой профессиональной общественности полный список произведений архитектуры советского модернизма 1960–80-х годов и поставить их на лист охраны как федеральные памятники».

Разделяя эту позицию, публикуем документ и некоторые подробности истории.

Открытое письмо

«Дорогие коллеги!

Мы решились на это открытое письмо и его публикацию на уважаемом нами и активно читаемом широким профессиональным сообществом ресурсе archi.ru, поскольку ситуация с сохранением, а вернее несохранением и последовательным уничтожением памятников советской архитектуры 1960-80-х годов достигла, по нашим ощущениям, новой точки невозврата.

Почему для истории архитектуры так важны памятники советского послевоенного модернизма? Во-первых, потому что они являются неразрывным и непосредственным продолжением истории советского авангарда и конструктивизма как основополагающих, формообразующих течений архитектуры, оказавших существенное влияние на ход ее развития в общемировом контексте. Во-вторых, потому что они создавались лучшими представителями российской и советской архитектурной школы первой половины XX века, отличавшейся своим чрезвычайно высоким уровнем. И, наконец, в-третьих, потому что эти здания являются неотъемлемой частью истории России XX века. Уничтожая и перелицовывая до неузнаваемости эти здания, наше поколение рискует безвозвратно вырвать страницы истории, сделать ее нечитаемой и дать неверный пример для подражания нашим потомкам.

Вести о реконструкции здания железнодорожного вокзала города Владимира и замене материала его фасадов, развивающих традиции белокаменного Владимиро-Суздальского зодчества, а также о кардинальных изменениях в интерьерах выдающегося здания МХАТ авторства недавно ушедшего от нас классика современной архитектуры Владимира Степановича Кубасова говорят нам о том, что ценность архитектуры модернизма и сама ее суть остаются неочевидными для подавляющего большинства россиян. Эта архитектура – не муляж, не просто полая форма, материалы и детали которой не важны и могут меняться по желанию и в том числе из соображений экономии, а тщательно выверенный и до детали отрисованный рукой труд великих мастеров, учившихся еще в тот период, когда архитектура являлась результатом рукотворного, тщательного и сопротивлявшегося любой антихудожественной оптимизации труда.

Мы уверены, что реконструкция железнодорожного вокзала Владимира, основанная на отношении к этому объекту как к памятнику архитектуры, может и должна стать предметом открытого архитектурного конкурса, который даст молодым (и не только!) архитекторам России шанс ярко проявить свой талант. Мы также призываем органы по работе с архитектурным наследием России в самые кратчайшие сроки составить с участием широкой профессиональной общественности полный список произведений архитектуры советского модернизма 1960–80-х годов и поставить их на лист охраны как федеральные памятники. Только этот статус, на наш взгляд, поможет спасти постройки данного периода от сноса и тотальной реконструкции, обеспечит поддержание их сохранности, включая бережную реставрацию, в крайнем случае замену на абсолютно идентичные материалы и детали, как это происходит с памятниками архитектуры предыдущих эпох.

Елизавета Лихачева, директор Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева

Сергей Чобан, архитектор».

К призывам Лихачевой – Чобана можно присоединиться, подписав открытое письмо непосредственно на сайте публикатора. К вечеру 15 января 2023 года под документом уже было более 1250 подписей.

Протесты и обещания

vlad1.jpg

Проектный вид вокзала после реконструкции, опубликованный областной администрацией

Реконструкцию владимирского вокзала РЖД и губернские власти намерены начать уже весной 2023 года, чтобы успеть открыть обновленное здание к 1000-летию Суздаля в 2024 году.

Как обычно, обсуждения проекта с горожанами, общественниками и экспертами начались после его утверждения, в авральном режиме, после многочисленных протестов и жалоб.

Проектные виды вокзала после реконструкции были опубликованы областной администрацией 7 декабря 2022 года. Вместо местного известняка (оммаж архитекторов 1970-х традициям средневекового владимиро-суздальского зодчества) фасады должны быть облицованы армированным керамогранитом. Губернские СМИ цитируют обещания региональных властей: «Отделочный материал, который предлагают в проекте реконструкции, придаст современный вид и в то же время не нарушит архитектурную целостность здания».

По сообщениям региональной печати, владимирцы в такой хэппи-энд не поверили и засыпали офисы губернатора и РЖД протестными обращениями, заявляя, что новая облицовка уничтожит аутентичный вид здания и «навсегда вычеркнет вокзал из исторического ландшафта города».

Губернатор пообещал сохранить облик вокзала, власти запустили даже интернет-опрос жителей региона о желательном материале для облицовки. Ее обещают сделать такой же белой, как и прежнюю.

Из ОАО «РЖД» на протестные петиции пришел официальный ответ, из которого становится понятно, что в железнодорожном ведомстве знают толк в «диссонансной архитектуре»:

«Разработанный проект реконструкции железнодорожного вокзального комплекса Владимир и обустройства прилегающей территории направлен на повышение транспортной доступности и качества транспортных услуг для населения, вносит вклад в развитие экономики Владимирской области. Решение по замене материала облицовки фасада принято с деликатной осторожностью, понимая значимость для жителей города Владимира существующего облика вокзала, отделка которого из местного аутентичного материала ракушечного известняка в чем-то схожа с историческими зданиями белокаменного зодчества (например, Успенский и Дмитриевский соборы), несмотря на его диссонансную архитектуру».

В разъяснениях федеральным СМИ РЖД отмечало, что новое решение фасадов «учитывает современные требования энергетической эффективности зданий».

Комментарий «Хранителей Наследия»:

Владимирская история – очередной пример прямо-таки трагического непрофессионализма властей в решении архитектурных вопросов, тем более имеющих социальный резонанс. Опять решение, спущенное сверху, без каких-либо предварительных обсуждений с архитекторами, общественными организациями, жителями региона. Опять – принятое без учета традиций архитектуры региона и уважения к замыслам предшественников. Опять жонглирование словами, рассказы о «деликатной осторожности», с которой инициаторы проекта намерены уничтожить созданное полвека назад. Опять вопросы архитектурного облика хотят решать интернет-голосованием...

Хотя цвет нового облицовочного материала и обещают сделать по-прежнему белым, на всей этой проектной истории – налет откровенной серости: унификации, стандартизации, «энергетической эффективности», бессмысленно убивающих в наши дни образ отнюдь не одного только Владимира.

Необходимое послесловие

vlad3.jpg

Но нелишне вспомнить, что строительство нового владимирского вокзала в 1970-е годы стало причиной гибели исторического вокзала начала 1860-х гг., одного из старейших в России. Построенный в 1860–1861 гг., владимирский вокзал Московско-Нижегородской железной дороги был весьма импозантным сооружением. Первый поезд, прибывший на него из Москвы, привез царский манифест об отмене крепостного права.

В советском Владимире вокзал почитался как ленинское мемориальное место: в августе 1893 года будущий вождь мирового пролетариата нелегально приезжал во Владимир, чтобы встретиться с видным марксистом Николаем Федосеевым, своим наставником в казанских революционных кружках конца 1880-х гг. Встреча не состоялась, поскольку Федосеев в тот момент сидел во владимирской тюрьме за организацию стачки рабочих в Орехово-Зуеве. Однако известно, что Ленин, ожидая связного, который должен был провести его к дому Федосеева, коротал время за чаем в вокзальном буфете. В силу этого здание было поставлено на учет как памятник истории и культуры, а на фасаде помещена была мемориальная доска.

vlad4.jpg

Однако даже эта мемория не помешала сносу старого владимирского вокзала – методом взрыва – в 1970-е годы. Взамен был в 1974–1975 гг. построен – причем не на месте старого, а чуть западнее, т.е. сохранить памятное здание было возможно – новый вокзал (проект института «Мосгипротранс», архитекторы М. Готлиб, В. Евстигнеев Е. Кмитович и Ю. Малюшкин). Он был вместительнее и просторнее прежнего. Отделка его фасадов была выполнена из местного ракушечного известняка – в знак преемственности традиций белокаменного зодчества владимиро-суздальской земли. Мемориальную ленинскую доску повесили и на новое здание.

На главную