Цена обещаний – новая стройка в буферной зоне ЮНЕСКО

Погибший в июне 2017 года практически неизученным исторический дом в буферной зоне объекта ЮНЕСКО в Ярославле (ул. Собинова, 8, 10) – Дом Эпштейна 1877 года постройки – будет построен заново, но выше, глубже, шире.
Исторический дом Эпштейна, погибший от рук неустановленных убийц-градостроителей в 2017 году
Новый дом появится на участке площадью 1949 кв. м, который сейчас находится в частной собственности. Частью территории с 2021 года владеет общество с ограниченной ответственностью «СтройКом». Строительная фирма зарегистрирована в Ярославле в 2017 году на Владимира Алькаева. Площадь непосредственно застройки составит 980 кв. м. Здание будет четырех-пятиэтажным.
Да, это то самое заколдованное место, о расчистке которого никто не ведал, имя сносителя так и не было названо. Правда, мэр города Владимир Слепцов в 2017 году пообещал, что точечной застройки на этом месте не будет.
Прошло пять с половиной лет. Мэр в Ярославле теперь другой – и какова цена обещаниям прежнего? Ну а выгодное место – пусто не бывает.
И вот – на сайте областного Департамента охраны объектов культурного наследия публикуются акт государственной историко-культурной экспертизы и раздел проектной документации «Меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия при строительстве «Многоквартирного жилого дома по адресу; г. Ярославль, ул. Собинова, д. 8, 10». Сейчас общественное обсуждение уже завершено.
Развитие ситуации в общем-то ожидаемое. Снос – отсутствие наказания и ответственности – выжидание, пока волна возмущения схлынет – новый проект и стройка на благо всех. Хорошо, предположим, что надо заполнить пространство. Но – почему столь диссонирующим объектом? Зона-то не простая, а буферная, позор на весь мир…
К тому же важно отметить факторы, которые не на поверхности для широкого круга: то, что предлагается проектом в буферной зоне ЮНЕСКО, – уже обсуждалось НК ИКОМОС, Россия, и получило отрицательное заключение экспертов.
По мнению проектировщиков и гастролирующего эксперта, это здание гармонично впишется в облик исторического центра Ярославля – объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО
«Указанные материалы представлены на общественное обсуждение и касаются застройки новоделом пустующего участка, расположенного в границах буферной зоны объекта Всемирного наследия, на котором в 2017 году было варварски «по-тихому» снесено историческое здание XIX века, участвовавшее в формировании неповторимой исторической среды Ярославля, – рассказал «ХН» эксперт Юрий Аврутов, почетный член НК ИКОМОС, Россия. – Сразу возникает вопросы: почему проект без изменений выносится на общественное обсуждение, если его материалы уже прошли через профессиональное обсуждение экспертами ИКОМОС на региональном и российском уровнях – и одобрения не получили? И почему в материалах, вынесенных на общественное обсуждение, упущена столь важная информация (мнение экспертов ИКОМОС), относящаяся к полномочиям федерального госоргана – Министерства культуры Российской Федерации?
В рецензии Национального Комитета ИКОМОС, подготовленной еще в 2021 г., содержатся выводы (результат рассмотрения):
«Представленный на рецензию отчет «Оценка воздействия объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом», расположенного по адресу: улица Собинова, 8-10 в г. Ярославле на выдающуюся универсальную ценность объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр города Ярославля», является недостоверным и необоснованным. Исполнителями отчета· доказывается возможность строительства здания, запроектированного на месте снесенного исторического со значительным превышением параметров снесенного исторического здания и с нарушением утвержденных градостроительных регламентов, приводятся необоснованные выводы об отсутствии негативного влияния новостройки на ВУЦ объекта всемирного наследия.
Отчет рекомендуется отклонить, проектную документацию на строительство объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенного по адресу: улица Собинова, 8-10 в r. Ярославле рекомендуется переработать – предусмотреть восстановление снесенного исторического здания XIX века в части его посадки на плане, с условием сохранения высотных параметров и архитектуры фасадов».
Что же предлагают проектировщики, кстати, ярославские архитекторы, взамен снесенного двухэтажного дома, формировавшего и поддерживавшего историческую застройку улицы, располагавшегося неподалеку от мемориального дома-музея Леонида Витальевича Собинова?
Громоздкое четырехэтажное здание, несоразмерное и диссонирующее с существующей исторической застройкой, почти полностью заполняющее осиротевший земельный участок…
Мое мнение: с утратой исторических зданий безвозвратно уходит и историческая среда, составляющая особенность Ярославля, послужившая основанием для включения города в Список всемирного наследия. Утрата среды чревата угрозой потери Ярославлем высокого и почетного международного охранного статуса.
Призываю федеральный и региональный госорганы рассмотреть не разрозненно, а совместно, с приглашением экспертов ИКОМОС, вопрос восстановления утраченного дома, как положительный прецедент восстановления утраченной исторической среды на принципах регенерации».
Другой фактор – персона эксперта, давшего положительное заключение «Мерам по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия при строительстве «Многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ярославль, ул. Собинова, д. 8, 10».
«Не прокатило» через ИКОМОС – не беда. Российские госорганы стерпят. Видимо, логика у инициаторов стройки такая – и методы уже обкатанные: приглашение проверенных экспертов.
В данном случае – это Геннадий Шелудьков, инженер-строитель. Не первый раз замечен в «вандальных экспертизах», не первый раз отмечается в Ярославле. Видимо, город стал для него местом регулярного заработка. Именно он – член авторского коллектива ГИКЭ, одобрившей скандальные охранные зоны Ярославля, разработанные по заказу застройщиков, он также написал экспертизу для строительства дома в Архангельске прямо на историческом месте Михайло-Архангельского монастыря.
Свои методы и навыки Геннадий Шелудьков применил и на этот раз, просто проигнорировав факторы, вполне очевидные другим профессионалам.
Историческая среда Ярославля в районе предполагаемого строительства
Вот мнение о разработанных мерах архитектора-реставратора высшей категории, эксперта ГИКЭ, члена НК ИКОМОС, Россия, Вячеслава Сафронова:
- В указанной работе, на мой взгляд, присутствуют следующие недочеты:
1) Территория исследования не захватывает находящиеся в непосредственном визуальном контакте (напротив, через дорогу, - по ул. Собинова) с проектируемым зданием объекты культурного наследия – здания усадьбы Холщевниковых; отсюда: не проведена важнейшая часть исследований (градостроительного анализа), отражающая влияние на указанные ОКН и архитектурный образ одной из старейших улиц города, сохранившей свою историческую застройку.
2) Историко-градостроительный анализ участка выполнен не в полном объеме: автор не проанализировал все имеющиеся в научном обиходе планы Ярославля, в результате оказалась не отраженной древняя историческая парцелляция квартала, фиксировавшаяся, в частности, торцевой стеной снесенного исторического здания, располагавшегося на этом месте и являвшегося, по всем признакам, исторически ценным градоформирующим объектом. В связи с этим, вывод о сохранении исторической структуры («каркаса») квартала, считаю не правомерным.
3) Участок осваивается, на мой взгляд, с чрезмерной техногенной нагрузкой: превышен процент застройки участка, нет комфортной дворовой территории (она слишком мала для предлагаемого объема), нет наземных парковок, что приведет к дополнительной загрузке проезжей части ул. Собинова, въезд в подземный паркинг выдвинут в плоскость парадного уличного фасада, удлинив его; вызывают сомнения, с точки зрения обеспечения пожаротушения, внутридворовые проезды.
4) Высотные характеристики проектируемого здания не исследовались в контексте с объектами усадьбы Холщевниковых в основных видовых раскрытиях по трассе ул. Собинова, при том, что высота главного здания усадьбы до карниза составляет 10-11 м, новый объем явно не сомасштабен сложившейся исторической застройке.
5) Архитектура здания весьма ординарна, ритм проемов, их пропорции, фасадная пластика, тектоника воспринимаются грубыми в контексте расположенных напротив объектов культурного наследия.
Запроектированное здание заметно превышает по габаритам исторические постройки, расположенные через дорогу
Комментарий Ольги Мазановой, архитектора-реставратора 2 категории, члена правления Ярославской организации Союза архитекторов России:
– По моему мнению, проектируемое 4-5-этажное здание как по габаритам, так и по характеру объемно-пространственного и архитектурного решения диссонирует с окружающей исторической средой и объектами культурного наследия, расположенными в данном историческом квартале и на противоположной стороне улицы Собинова. Здание запроектировано на очень ответственном участке ул. Собинова. Дело в том, что на данном участке улицы сохранилась в неискаженном виде историческая среда. Точно напротив земельного участка располагаются три объекта культурного наследия:
«Ансамбль усадьбы Холщевниковых - Ярославской уездной земской управы»: «Главный дом усадьбы Холщевниковых. Дом Ярославского Уездного Земства» (ул. Собинова. 5); «Флигель северный Ярославской уездной земской управы» (ул. Собинова. 5а); «Флигель южный усадьбы Холщевниковых - Ярославской уездной земской управы» (ул. Собинова. 5в).
Здание очень громоздкое с большим количеством остекленных поверхностей фасадов, особенно в мансардном этаже, где предусмотрено ленточное остекление, с нехарактерным для исторического центра уклоном крыши, с немасштабными остекленными треугольными щипцами на фасадах. Оно абсолютно не вписывается в историческую среду.
Поэтому главной задачей проектировщиков, я считаю, было максимально корректно вписаться в историческую среду. Но, увы, видимо такую задачу они перед собой вообще не ставили.
Они просто выжали максимально все возможное и невозможное из этого крошечного земельного участка и даже превысили разрешенные параметры застройки.
Проект жилого дома выполнен в нарушение действующих регламентов Проекта зон охраны объектов культурного наследия города Ярославля. Допустимая высота проектируемых зданий в подзоне ЗРЗ.Ю.1.1: для уличного фронта: до карниза - 12 м, до конька крыши – 14 м.
Многоквартирный жилой дом запроектирован на целый этаж выше, с гораздо большими параметрами: до карниза - l5 м, до конька крыши – 17 м.
Мое мнение: проект жилого дома требует кардинальной переработки, с учетом интересов объектов культурного наследия и сохранения масштаба и целостности исторической среды, исторического характера застройки в буферной зоне Юнеско.
Я считаю, что в идеале на данном земельном участке необходимо предусмотреть восстановление снесенного 2-этажного каменного исторического здания (дом Эпштейна) XIX века в его исторических габаритах, с прямоугольной формой здания в плане, вальмовой крышей, с учетом характера отделки и стилистики оформления фасадов снесенного здания.
И вообще для подобных случаев, когда застройщик агрессивно ведет себя в историческом центре города, намеренно уничтожая культурное наследие, необходимо принять закон об изъятии земельных участков и закон, обязывающий застройщиков воссоздавать снесенные ими исторические здания.
Пока Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области не вынес своего вердикта по экспертизе. Не позавидуешь его сотрудникам: всегда меж молотом и наковальней. Но контраргументы для выгодоприобретателей от вредоносного прецедента незаконного безнаказанного сноса – вполне весомые и очевидные. Если мэрия свое слово не держит, остается закон и профессиональное сообщество.