Зачарованное ведомство

Зачарованное ведомство

27.12.2016
Зачарованное ведомство

Ленинградская область встретит Новый год без законного госоргана охраны памятников

«Хранители Наследия»

Попытки Ленинградской области оперативно отреагировать на критику, прозвучавшую 2 декабря на совместном заседании в Петербурге Советов при Президенте РФ по культуре и по русскому языку, и создать полноценный региональный орган охраны культурного наследия не увенчались успехом. 25 декабря истек срок, назначенный губернатором Александром Дрозденко, но охранное ведомство не появилось – ни официально, ни формально.

Что не удивительно: похоже, мешает не столько недостаток ресурсов или энергии, сколько переизбыток креатива.

«Дело было в декабре – первого апреля»

Как сообщает петербургская пресса, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко поручал создать новую структуру к 25 декабря, однако к этому сроку в губернии успели только разработать проект ее устава и структуры: «до сих пор нет ни денег, ни полномочий, ни сотрудников». Планируется, что в новом ведомстве будут трудиться 40 человек, причем часть из них — в отделениях в Гатчинском, Выборгском и Тихвинском районах. Впрочем, пока не утверждена и штатная численность. Нет ясности и с руководителем:  кандидатур рассматривается несколько, причем не из недр областного Комитета культуры, а «из Петербурга». Ожидается, что имя нового начальника назовут в январе 2017 года.

Казалось бы, в таком взвешенном подходе нет ничего предосудительного, если бы у Ленинградской области не было до того почти два года (с 22 января 2015-го), чтобы исполнить требование федерального закона о создании в регионе специализированного органа охраны наследия.

Впрочем, ничего сенсационного в «опоздании» властей Ленинградской области с новым охранным госорганом к Новому году тоже нет – те же СМИ, что сегодня пишут, что в регионе «не выполнили обещания», в начале декабря сообщали, что «новый орган по охране памятников в Ленобласти будет сформирован и приступит к работе в конце I квартала 2017 года». 

Надо сказать, что даты выхода в свет нового охранного госоргана Ленинградской области в петербургских и областных СМИ фигурировали самые разные. Помимо 25 декабря 2016 года, со ссылкой на губернатора называли 1 января 2017-го, 1 февраля 2017-го, 1 апреля 2017-го. Последняя дата, видимо, и является сегодня расчетной датой старта, если в Ленинградской области не придумают чего-нибудь еще.

Сопротивлялись до последнего

Нельзя не отдать должного упорству, с которым в регионе пытались предотвратить создание нового госоргана. Или, как формулируют некоторые петербургские СМИ, саботировали исполнение нормы федерального закона. Не далее как 14 ноября в середине ноября 2016 года пресса распространила сообщение пресс-службы областного Законодательного собрания  о встрече членов постоянной комиссии по образованию, науке, культуре, туризму, спорту и делам молодежи с председателем областного комитета по культуре Евгением Чайковским. Речь шла о только что принятой «законодательной инициативе Ленинградской области с целью изменения статьи 10 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»».

То есть для того, чтобы не создавать охранный госорган, областные депутаты предлагали даже поправить статью федерального закона, предписывающую это сделать.

В этом, кстати, они не были одиноки – еще в декабре 2015 года мы рассказывали о подобных же «инициативах» целого ряда регионов.  Но Госдума эти начинания исправно пресекала.

Вот и на ноябрьской встрече в областном парламенте констатировали, что «инициатива области, к сожалению, скорее всего будет отклонена. Это уже не первая попытка со стороны регионов изменить данную норму законодательства, и предыдущие оказались безуспешны - причем аналогичную инициативу Чувашской Республики успел отклонить уже новый, седьмой созыв Госдумы. В итоге создавать свой КГИОП или хотя бы соответствующее управление по охране памятников Ленобласти, видимо, все же придется». 

Более того, «представление о нарушении федерального законодательства уже внесла прокуратура региона».

Депутат областного парламента, директор Выборгского музея-заповедника Владимир Цой напомнил, что «Ленинградская область - один из немногих регионов в стране, где отдельная структура для охраны памятников еще не создана (если бы – Ред.). Так, из 11 субъектов Северо-запада отдельного органа охраны памятников помимо Ленобласти нет только в Мурманской области и Республике Коми. При этом во всех регионах, кроме Ленинградской области, есть отдельные специализированные госучреждения, которые выполняют функции в сфере охраны памятников и осуществляют технические работы, связанные с этим вопросом (геодезия, поквартирный обход, съемка на местности и др.). Так у Петербургского КГИОП три таких подведомственных госучреждения».

При создании структур региональной охраны памятников депутат Цой предложил пойти «по кустовому принципу», да еще чтобы ответственные за госохрану работали «на местах». «Мы в своей повседневной работе в Выборгском музее-заповеднике постоянно взаимодействуем с органом по охране памятников, - аргументировал Владимир Цой. -  И часто причиной задержек, проволочек в этом вопросе становится тот факт, что орган находится в Петербурге. Эта работа связана с очень большим объемом документооборота, который довольно сложно перевести в электронный вид. Это разрешения на проведения раскопок, согласования и уточнения проектной документации - целые тома документов. И если бы специалист по охране памятников находился в Выборге, конечно, нам было бы намного проще работать».

Игнорировать проблему отсутствия охранного госоргана в Ленинградской области стало невозможно после выступления председателя ЦС ВООПИК Галины Маланичевой на упомянутом выше совместном заседании президентских Советов 2 декабря 2016 года. Обращаясь к Владимиру Путину, она подчеркнула, что «чрезвычайно затянулся вопрос создания самостоятельного органа охраны памятников Ленинградской области. Мы знаем примеры того, что не очень хочет руководство Ленинградской области вообще создавать такой самостоятельный орган у себя. Учитывая то, что в Ленинградской области огромное количество уникальных объектов культурного наследия, в том числе находящихся под охраной ЮНЕСКО, и вообще уникальное культурное наследие, мне кажется, тянуть вопрос с формированием такового органа просто недопустимо».

Через два дня и прозвучали обещания создать охранный госорган Ленинградской области к 25 декабря 2016 года.

«Эксперимент на выживание»

Казалось бы, в Ленинградской области нет нужды далеко ходить за примерами – в Санкт-Петербурге уже много лет работает Комитет госконтроля использования и охраны памятников (КГИОП) с подведомственными организациями. Да и федеральный закон предписывает создавать госорганы в структуре региональной исполнительной власти.

Но в регионе, видимо, решили не искать легких путей. Судя по сообщениям СМИ, здесь задуман гибридный орган, совмещающий контрольные, надзорные, административные, экономические и даже экспертные функции.

Как сообщалось, «это будет автономное бюджетное учреждение, подконтрольное комитету по культуре. Управление будет контролировать состояние памятников, выступать в качестве заказчика при проектировании и реставрации, а также проводить историко-культурную экспертизу».

По сравнению с ныне исполняющим охранные функции департаментом в составе областного Комитета по культуре, где работает 17 человек и на свыше 5200 объектов культурного наследия приходится 6 инспекторов, это, конечно, значительный прогресс.

Но этим новшества не ограничились.

Новое охранное ведомство решено рассредоточить по области. Его отделения предполагается разместить в Выборге, Тихвине и Гатчине, поскольку именно в этих районах сосредоточено наибольшее количество памятников региона.

26 декабря губернатор Александр Дрозденко подтвердил эти намерения на пресс-конференции по итогам 2016 года. Перевод части чиновников «на места» коснется не только сферы охраны памятников. Но уже с февраля в Выборге должны приступить к работе «два специалиста нового областного учреждения по охране памятников». (Мы помним, конечно, что само учреждение должно заработать 1 апреля, но эксперимент – на то и эксперимент).

Сам губернатор называет эту реформу «экспериментом на выживание»: с теми чиновниками, кто не сможет ежедневно ездить из Петербурга на работу в Выборг или Приозерск, «придется расстаться».

Надо сказать, что эксперты пока что отнеслись к перспективам реформы госохраны памятников в области без особого энтузиазма. В интервью «Деловому Петербургу» известный в городе архитектор Рафаэль Даянов заявил, что «сейчас много вопросов к тому, как будет реализована обещанная реформа. По-хорошему это должна быть очень мощная и хорошо финансируемая структура с профессиональными кадрами, но у меня довольно много скепсиса по этому поводу».

А председатель «Народного комитета по защите ансамбля Гатчинских парков и исторической застройки Гатчины» Борис Удальцов посетовал, что новое учреждение будет по-прежнему подчиняться областному Комитету по культуре: «До сих пор работу департамента можно охарактеризовать одним словом — вредительство. Они давали разрешение на строительство в Гатчинском парке, не обращали внимания на вырубку деревьев на территории, охраняемой ЮНЕСКО».

Известный уже нам депутат и директор Выборгского музея Владимир Цой добавил: «Будни департамента по охране памятников — это постоянные отписки в адрес граждан и контролирующих органов. На одного человека там такая бешеная нагрузка, что они готовят ответы в среднем 6 раз чаще, чем любой другой чиновник в Ленобласти. Они постоянно занимаются какой-то перепиской, времени на другую работу, проверки, ознакомление с памятниками не остается вообще». 

Очень похоже, что эксперимент на выживание будет поставлен  не только на чиновниках, но и в принципе на всей системе охраны памятников в Ленинградской области.

Досье. В Ленинградской области охраняется более 5200 объектов культурного наследия. Из них федерального значения — 604 (в т.ч. памятников — 552, ансамблей — 52), регионального значения — 1169 (достопримечательных мест — 6, памятников — 1134, ансамблей — 29), выявленных объектов культурного наследия — более 3400.

В списке исторических городов области — Приозерск, Тихвин, Гатчина, Выборг, Кингисепп, Лодейное Поле, Луга, Ивангород, Шлиссельбург, а также Старая Ладога и Ропша.

Региональная подпрограмма «Сохранение и охрана культурного и исторического наследия Ленинградской области» предусматривала финансирование этой работы из областного бюджета в 2016 году в размере 542 млн рублей. В 2017 году планируется выделить 388,2 млн рублей.  

На фото (К. Михайлов): средневековая крепость Копорье, которую с 1 января или 1 февраля или 1 апреля 2017 года будет охранять и реставировать автономное бюджетное учреждение Ленинградской области.

На главную