Монументальная перезагрузка

Монументальная перезагрузка

29.03.2022
Монументальная перезагрузка

На Красной площади в разгаре первая в истории масштабная реставрация памятника Минину и Пожарскому

Евгения Твардовская

От редакции. Этот материал увидел свет в № 1, 2022 журнала АУИПИК «Охраняется государством», в создании которого мы принимаем деятельное участие. Предлагаем вниманию читателей сокращенную версию. Полную – читайте в журнале

Пожалуй, нет у нас в стране монумента более известного, чем памятник Минину и Пожарскому. И при этом за 200 лет своей биографии он был практически не изучен и не исследован. Конечно, все знали, что это первый монументальный скульптурный памятник Москвы, что открыт он был 20 февраля 1818 года напротив Верхних Торговых рядов, а в 1931 году перенесен на нынешнее место, и теперь его адрес буквально такой: г. Москва, пл. Красная, перед Покровским собором.

Реставрация, начавшаяся в 2020 году, стала первым комплексным и научным исследованием истории создания и физического состояния памятника, а также первым глубоким «реставрационным вмешательством» в его структуру. Стоимость работ – около 55 млн рублей, часть которых – народные пожертвования: так же собирали и на создание памятника в XIX веке.

Заказчиком работ выступает Государственный исторический музей. Генподрядчик – АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» (МНРХУ).

Учитывая состояние и ценность монумента, было решено реставрировать его прямо на месте. Для этого пошли на беспрецедентный шаг: на Красной площади смонтировали огромный реставрационный павильон, отапливаемый и оборудованный по последнему слову техники. Впервые скульптура весом 18 тонн была снята с постамента, а затем с помощью кран-балки перенесена на реставрационно-монтажный стол.

Так что нам удалось побывать не то что внутри павильона, а внутри самой скульптуры Минина и Пожарского!

mip12.jpg

Репортаж из Минина и Пожарского

Зимой Красная площадь загромождена до предела: каток, новогодняя елка и карусели, ларьки, торговля. В этом году – еще и высокий серый павильон у храма Василия Блаженного, подход к которому через специальные ворота. Понятно, что место не для всех.

Ощущение гордости и собственной избранности не покидает, когда попадаешь внутрь. Такое – впервые за 200 лет, да и то не каждому дано видеть: отдельно – знакомые фигуры Минина и Пожарского, совсем близко, отдельно – постамент.

mip2.jpg

«Постамент также требует реставрации. В ходе нынешних изысканий были найдены документы, и подтверждено исследованиями, что он выполнен из трех массивных блоков гранита, – рассказывает Ольга Стригун, главный архитектор Государственного исторического музея. – Нижний блок – цоколь, средний блок – стул постамента с двумя нишами для барельефов и верхний блок – карниз. Для облегчения перевозки тяжелых гранитных блоков Мартосом было принято решение выдолбить изнутри 2/3 камня. На постаменте памятника, под плинтом, были подкладки: видимо, Мартос так регулировал угол наклона для лучшего восприятия скульптуры. Они были в аварийном состоянии и, когда их извлекли, просто рассыпались в труху».

mip6.jpg

mip8.jpg

Медные буквы и цифры надписи на постаменте сейчас сняты для реставрации. Приглядевшись, можно заметить, что последняя цифра 8 в привычной дате 1818 – это исправленная цифра 7: следы «правки» на граните четко видны. Ее пришлось вносить, когда стало известно, что император Александр I не сможет приехать в Москву на торжественную церемонию открытия памятника в 1817 году, как это предполагалось. Поэтому премьеру монумента отложили на год. На барельефе в образе отца, который ведет сыновей в ополчение, изображен профиль самого скульптора – Ивана Петровича Мартоса.

mip7.jpg

mip9.jpg

«Отливка скульптурной группы по восковой модели была осуществлена за один прием вместе с плинтом, исключение – щит, меч и шлем. К сожалению, к моменту передачи памятника Историческому музею у шлема была утрачена наушина. Барельефы тоже, конечно, отливались отдельно. У них утрачены исторические крепления», – пояснила Ольга Стригун.

mip14.jpg

"Интерьер" фигуры князя Пожарского. Видна старинная металлическая арматура

mip16.jpg

Так выглядит внутренняя поверхность скульптурной композиции

Поднимаемся внутрь фигуры сидящего князя Пожарского. На поверхности и изнутри видны отверстия, трещины, следы коррозии: металл – словно лицо пожившего человека, хранит следы времени, годы его не пощадили. Мы фактически повторяем путь Мартоса и его бригады: после отливки они должны были убрать изнутри формовочную массу (смесь глины и кирпичной крошки) и металлокаркас. Но до каких-то мест так и не добрались, заложив тем самым катализатор разрушения монумента изнутри на двести лет вперед. Масса гигроскопична, и год за годом влага разъедала и деформировала памятник.

Большая часть этой массы при реставрации удалена и сложена рядом в специальные мешки. С трудом верится, но это – подлинный материал, которому больше 200 лет. Свидетель рождения монумента, к которому прикасались Мартос и его мастера. Можно подержать на ладони...

mip4.jpg

Грандиозная работа

Реставрация монумента такого уровня и значения, конечно же, проходит под неустанным контролем всех, кто должен, может или даже просто хочет: и ответственных сотрудников госорганов, и СМИ, и коллег-реставраторов, и экспертов, и диванных критиков. Самое интересное, что начинать пришлось буквально «от печки» – с оформления документов на памятник, который был по сути бесхозным.

«В 2016 году памятник Минину и Пожарскому был передан в оперативное управление Историческому музею из состава имущества государственной казны Российской Федерации. Работа началась с оформления документов: охранного обязательства, акта технического состояния, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, – вспоминает Ольга Стригун. – В 2018 году был заключен договор с ООО «Реставратор» на проектирование работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения. Важно отметить, что статус скульптуры – не музейный экспонат, а сооружение».

mip13.jpg

Вначале были выполнены проектно-изыскательские работы. Была составлена программа исследований, затем разработан проект реставрации. Каждое действие на памятнике многократно обсуждалось на Научно-методическом совете по культурному наследию при Министерстве культуры РФ. Работы выполняются по проекту, им же согласованному.

Исследователи провели грандиозную работу в архивах, собрали максимальный корпус документов – от зарождения самой идеи создания памятника Минину и Пожарскому до сложнейшей и уникальной операции по транспортировке фигур и постамента из Санкт-Петербурга, от служебной переписки до технической документации, – а также составили подробнейшую хронологию событий. Кстати, разыскали даже видеозапись переноса памятника в 1931 году!

Накопленный исторический материал с новейшими исследованиями и практикой нынешней реставрации – это просто готовая книга, посвященная памятнику Минину и Пожарскому. Удивительно, но такой до сих пор не издано! Очень надеемся, что она появится по окончании работ. Завершение реставрации планируется к ноябрю 2022 года.

mip11.jpg

Алексей Левыкин,

директор Государственного исторического музея:

– Одной из главных проблем монумента до недавних времен была его фактическая бесхозность, у него не было балансодержателя. В 2016 году Историческому музею было предложено взять памятник на баланс. Отказаться, конечно, было для нас невозможно, ведь это величайшая национальная ценность.

И, естественно, музей принял на себя огромную ответственность за ее сохранение. Мы начали готовить реставрацию, изучать состояние монумента, собирать средства. У нас, музейных работников, психология особая: нам важно обеспечить сохранение объекта на многие годы и десятилетия, не довести до того, что его придется аварийно спасать. Поэтому изучали состояние монумента особенно тщательно, выявляли все элементы, требующие «лечения», места, страдающие от коррозии, и т. п.

Бюджет проекта реставрации – 55 млн рублей, включая и археологические работы, и сооружение павильона над памятником. Основная часть средств выделена Минкультуры РФ, поддержку оказал и генеральный спонсор Исторического музея – «Промсвязьбанк». Очень важно, что, как и на возведение памятника в XIX веке, на его реставрацию были собраны и народные пожертвования.

Хочу отметить, что все согласующие и курирующие проект инстанции шли нам навстречу, обеспечивали сокращение сроков соответствующих процедур. При этом научно-методическое обеспечение качества реставрации – высочайшее: все вопросы, будь то способ удаления формовочной массы или технологии патинирования, обсуждаются и решаются квалифицированными экспертами Научно-методического совета Минкультуры РФ. Они же примут решение и о цвете будущей патины – это вопрос, который волнует многих. Я думаю, что волноваться не стоит. Вот, например, мой любимый Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском – сразу после недавней реставрации свежая покраска и побелка фасадов могла казаться излишне яркой... А через год – все выглядит уже иначе, краски померкли, впечатление от памятника вполне гармоничное. Так что и памятник Минину и Пожарскому, я уверен, сохранит привычный многим поколениям облик и цвет. Нужно просто довериться специалистам.

mip15.jpg

Алексей Жданов,

сотрудник ООО «РМ “Наследие-проект”», главный архитектор проекта реставрации, выполняющий авторский надзор на объекте:

– Памятник дошел до нашего времени в неудовлетворительном состоянии. На протяжении 200 лет его ни разу комплексно не реставрировали. По сути, производились только работы отделочного характера для поддержания его внешнего облика.

В 2018–2019 годах были проведены комплексные научные исследования, включающие в себя историко-архивные изыскания, архитектурные, инженерно-конструкторские, химико-технологические исследования строительных материалов. Проведены также исследования по фундаменту, по каменному постаменту и отмостке памятника. И, конечно, по скульптурной композиции, двум барельефам и буквам памятной надписи.

Выполнено ультразвуковое исследование металла на предмет наличия трещин и определения толщины металла скульптурной композиции и двух барельефов. Выяснилось, что толщина оболочки скульптуры варьируется от 6–8 мм до 7 см. Определены места, где сохранилась формовочная масса с остатками литьевой арматуры. В оболочке скульптурной композиции достаточное количество отверстий, через которые мы вводили эндоскоп для исследования внутренней полости. Металлический литьевой каркас местами сильно корродирован. Есть участки, где медный сплав скульптуры разрушается в результате взаимодействия с черным металлом каркаса. Эти исследования необходимы были для того, чтобы определить центр тяжести скульптурной композиции и определить способ подъема и демонтажа скульптуры, чтобы памятник был минимально потревожен.

mip3.jpg

По большому счету для переноса скульптурной композиции с постамента на монтажный стол и обратно на постамент был выбран метод, похожий на то, как устанавливали скульптуры в XIX веке, но на новом технологическом уровне, с применением современных материалов. Тогда применялись деревянные конструкции, сейчас они выполнены в металле и несут стены отапливаемого павильона, внутри которого будут выполнены все основные реставрационные работы.

Нам придется проделать все возможные виды работ по реставрации оболочки скульптурной композиции и барельефов: установка штифтов, заклепок, сварка в аргоновой среде, пайка швов или трещин, установка пластин в местах дефектов литья.

Для поддержания памятника в работоспособном состоянии и для обеспечения доступа внутрь монумента будет устроен люк под шлемом князя Пожарского. Кстати, шлему уделяем особое внимание. По фотографиям будет восстановлена его утраченная деталь – наушина.

mip5.jpg

Наша главная задача – устранить причины деформации и разрушения, оказывающие негативное влияние на сохранность объекта, – остатки формовочной массы и металлоконструкций из черного металла, находящихся внутри скульптурной композиции. Почему создатели скульптуры их не удалили полностью, трудно сказать. Возможно, спешили, а возможно, технологически не могли извлечь из труднодоступных мест. Также необходимо восстановить утраченные детали и художественный облик памятника.

Сейчас наиболее сложный вопрос – цветовое решение памятника. Цвет скульптурной композиции за 200 лет менялся несколько раз. Вопрос, на какой этап восстанавливать декоративно-защитное покрытие металла, вызывает наиболее острую дискуссию.

Цвет и характер отделки будут выбраны в процессе реставрационных работ, учитывая совокупность факторов состояния декоративно-защитного слоя. Пока окончательного решения по этому вопросу нет.

mip18.jpg

Вокруг памятника

Перед устройством фундамента павильона были проведены археологические исследования. Обнаружена историческая брусчатка Красной площади. Чтобы ее сохранить, изменили глубину заложения фундамента павильона.

«Мы нашли здесь элементы карнизов в классическом стиле – с иониками и зубчиками XV–XVI веков, – восходящих ко временам, когда итальянцы строили Кремль. Это определенно средневековая резьба. Предстоит работа по изучению этих элементов, но они наверняка станут музейными экспонатами, – рассказывал журналистам зав. отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН Леонид Беляев. – Брусчатка еще интереснее. Мы знали, что она лежит под нынешним мощением, эту кладку можно увидеть на гравюрах и фото ХIХ и начала ХХ века. Но нам никогда не удавалось открыть такой большой участок и увидеть рисунок каменного «паркета». Площадь мостили «диким» камнем, то есть обычными булыжниками, по квадратам. До сих пор мы не видели ни одного квадрата целиком».

mip17.jpg

mip19.jpg

mip20.jpg

Археологические работы перед сооружением реставрационного павильона. Вскрыт и изучен большой участок исторического мощения Красной площади XIX века. Найдены фрагменты ренессансного архитектурного декора XV–XVI вв., восходящие к кремлевским постройкам итальянских зодчих

Досье.

Памятник Минину и Пожарскому создан адьюнкт-ректором скульптурного класса Академии Художеств статским советником Иваном Петровичем Мартосом (1754–1835). Работа продолжалась шесть лет: со времени подписания рескрипта в 1811 году до ноября 1817 года.

В работе над созданием скульптурных моделей Мартосу помогали ученики: скульпторы И.Т. Тимофеев и С.И. Гальберг. Отливка в бронзе всех скульптурных частей памятника выполнена литейным мастером Василием Петровичем Екимовым (1758–1837) в мастерской Академии Художеств. Архитектор Авраам Иванович Мельников делал рисунки и шаблоны для постамента и наблюдал за его отделкой. Гранитные работы выполнены камнетесом купцом С.К. Сухановым (1766–1840).

5 августа 1816 года в литейной мастерской Академии Художеств в Санкт-Петербурге в присутствии многочисленных зрителей была произведена отливка скульптурной композиции и плинта из бронзы – за один прием. В журнале «Вестник Европы» в 1817 году была опубликована статья с подробным описанием процесса отливки памятника: «Для сплавки меди положено было 1 100 пуд, в том числе в запас лишних 300 пуд; медь плавилась 10-ть часов, течение ея продолжалось 9 минут благополучно, но после сего она пробила внизу форму и стену и выбежало около 60-ти пудов, но взятыми мерами была остановлена и течение ея в форму продолжалось потом до конца». Отдельно отливали шишак, меч и щит.

Первоначально памятник был установлен по центральной оси Красной площади, напротив Верхних Торговых рядов, перестроенных в 1815 году Осипом Бове. Торжественное открытие его состоялось 20 февраля 1818 года в присутствии императора Александра I и членов императорской фамилии. В августе 1931 года памятник был перенесен в южную часть площади. Постамент со скульптурой был снят с гранитного основания и по бревнам передвинут на территорию Покровского собора.

mip10.jpg

"Вид великого парада на Красной площади в Москве". Русская гравюра 1818 года

Памятник выполнен из медного сплава, установлен на гранитном постаменте, имеющем цокольную часть, стул и карниз. На скамье позади князя под шлемом имеется проем неправильной формы, через который можно проникнуть внутрь скульптуры и в постамент памятника. Шлем с назатыльной частью (бармица) и защитный лист из кровельной меди закрывает проем. На скамью надевалась наушина – деталь шлема, которая в настоящее время утрачена.

В списке памятников г. Москвы, выявленных Комиссией под председательством С. Шестакова в составе архитекторов М.А. Дурнова, Н.Д. Виноградова и И.И. Кланка, составленном 17 мая 1926 года, монумент Минину и Пожарскому отнесен к «Историческим памятникам».

30 августа 1960 года он был принят под охрану как памятник монументального искусства республи- канского значения постановлением Совета Министров РСФСР No 1327.

Фото: Евгения Твардовская, Сергей Шахиджанян; Государственный исторический музей


На главную