Два выявленных памятника пропали без вести
Управление госохраны объектов культурного наследия Самарской области (УГООКН) опубликовало 11 января 2023 года проект приказа ведомства об отказе во включении в Единый госреестр ОКН сразу двух выявленных памятников в городе Сызрани – жилых домов по улице Урицкого (бывш. Большая Монастырская), №№ 67 и 97. УГООКН намерено, естественно, исключить их и из официального перечня выявленных ОКН региона.
Причина проста – государственной историко-культурной экспертизой выявлено отсутствие объектов на месте. Примечательно, что установить причины их гибели и даже ее время самарская госохрана уже не в состоянии.
УГООКН опубликованы и акты соответствующих экспертиз (от 24 ноября 2022 года), из которых мы можем почерпнуть некоторые сведения о без вести пропавших памятниках Сызрани.
Каменный флигель на улице Урицкого, 67, на территории бывшей Ильинской слободы Сызрани не имеет, по данным ГИКЭ, даже точной датировки. Вероятно, он был построен или восстановлен после большого сызранского пожара 1906 года. В начале ХХ века он принадлежал крестьянину Фоме Истомину. Это был одноэтажный домик в три окна с лучковыми перемычками и кирпичными наличниками, межоконные простенки были декорированы рустованными пилястрами. Фасад венчал высокий фронтон с парапетными столбиками и круглым слуховым окном. Дом получил статус выявленного ОКН в конце декабря 2002 года.
Дом по ул. Урицкого, 67 в Сызрани (в центре). Осень 2022 г.
Цитируем экспертизу поздней осени 2022 г.: «В ходе визуального осмотра выявленного объекта культурного наследия… установлено следующее:
По зарегистрированному адресу места расположения… «Жилой дом» отсутствует. Какие-либо строения в ближайшем обозримом пространстве, подходящие по типологии под рассматриваемый объект культурного наследия «Жилой дом», отсутствуют. Объект культурного наследия полностью утрачен, на его месте располагается новый кирпичный дом, обшитый сайдингом. Точное время утраты установить не представляется возможным».
Одноэтажный деревянный на каменном цоколе дом на улице Урицкого, 97, постройки начала ХХ века, также стал выявленным памятником в конце декабря 2002 года. В 1911 году он принадлежал мещанину Михаилу Белову. Фасад дома был украшен деревянным накладным декором в духе провинциального модерна: сандриками, пилястрами с кругами и т.п.
Дом по ул. Урицкого, 97 в Сызрани в начале 2012 г.
И вот двадцать лет спустя после выявления к памятнику приходит эксперт: «В ходе визуального осмотра выявленного объекта культурного наследия… установлено следующее:
По зарегистрированному адресу места расположения… «Жилой дом» отсутствует. Какие-либо строения в ближайшем обозримом пространстве, подходящие по типологии под рассматриваемый объект культурного наследия «Жилой дом», отсутствуют. Объект культурного наследия полностью утрачен, на его месте располагается территория школы 9, огражденная забором. Точное время утраты установить не представляется возможным».
Фрагменты главного фасада дома № 97 по ул. Урицкого
Если бы красноярский эксперт Александр Слабуха, выполнявший обе экспертизы (ближе, видимо, специалистов по Сызрани не нашлось), был более бдителен, он не пропустил бы подробной аналитической, с таблицами и фотофиксациями, публикации сызранских краеведов от января 2012 года, где анализировалось состояние городских реестровых и выявленных памятников. Оба выявленных памятника значатся еще в списках живых. Дом № 67 фигурирует там уже в нынешнем обличии – видимо, он все-таки не снесен, а перестроен и заново облицован, по крайней мере, лучковые перемычки окон и «высокий фронтон» на фото четко видны. Так что на месте самарского УГООКН мы бы не соглашались вслепую с этой экспертизой. А дом № 97 предстает во всей исторической модерновой красе (полного, не фрагментарного вида его фасада, опубликованного ко всеобщему сведению в 2012 году, в заказанной УГООКН Самарской области экспертизе нет).
Боковой фасад дома № 97 по ул. Урицкого
Выводы краеведов 11-летней давности поучительны – и по части сохранности сызранских памятников, и по части качества их учета и госохраны. По их данным, в тогдашних официальных списках в Сызрани числилось 143 реестровых и 66 выявленных ОКН – всего 209 адресов. Краеведы проанализировали списки и прошли по всем адресам.
Для начала они выявили 8 повторов и ошибок, когда один и тот же объект фигурировал в списках под разными адресами, или они значились под неверным адресом, или по адресам, вовсе не существующим. Пеший обход Сызрани выявил 22 «мертвых души: по указанным в списках адресам больше нет никаких памятников». Также было зафиксировано «11 новоделов – по указанным в списке адресам находятся, хотя и часто стилизованные под старину, но все же современные, построенные буквально несколько лет назад, здания». Еще несколько зданий вызывали «сомнения насчет их исторической подлинности». Следующая группа – 6 «зданий, которые уже с трудом тянут на объекты культурного наследия – дома, обложенные кирпичом или отделанные плиткой или вагонкой». Также нашлось 11 «заброшек» культурного наследия регионального значения.
В конце 2011 года, отмечали краеведы, постановлением правительства Самарской области из списка выявленных были исключены шесть объектов, и у властей были планы продолжать это увлекательное занятие.
Всего в начале 2012 года, по этим неофициальным подсчетам, в Сызрани реально сохранялось 152 объекта культурного наследия из числившихся в бумагах 209. Сегодня их, конечно, еще меньше – например, весной 2021 года местные СМИ сообщали о сносе Паровой мельницы Цветкова.
Примечательно, что при этом ни в Самаре, ни в Сызрани не звучит никаких публичных заявлений хотя бы о намерениях установить виновников гибели утраченных памятников, не говоря уже о привлечении их к ответственности. Списали – и с плеч долой.
Не так ли и в народе воспитывается полное безразличие к культурному наследию?
Заглавное фото: выявленный объект культурного наследия начала ХХ века на улице Урицкого, 97 в Сызрани приспособлен к современному использованию. Осень 2022 г.
Иллюстрации: syzran-small.ru; материалы ГИКЭ