Истпоселение Томск растворяется, не успев сформироваться
Похоже, Томск просто-напросто не доживет до того светлого момента, когда в конце концов будет выполнено президентское поручение от февраля аж 2019 года (!) и будут установлены границы его исторического поселения.
В июле – снова снесен исторический дом, на этот раз по адресу Нечевский пер., 16.
Объект уничтожения, известный даже премьеру
Да не просто дом. А дом из так называемого списка № 701 – списка ценных объектов деревянного зодчества Томска. Дом, до недавнего времени являвшийся региональным памятником и имевший памятную табличку на фасаде. Дом, имевший мемориальное значение для всего региона: в нем жил и работал отбывавший в городе три года ссылки выдающийся геолог и почвовед Ростислав Ильин (расстрелян 11 сентября 1937 года в Томской тюрьме), участвовавший в открытии западно-сибирской нефти.
Уж казалось бы для мегагоскорпораций устроить тут музей – не много надо усилий. Но – не срослось.
В Томске департамент архитектуры и градостроительства прокомментировал снос: «Согласно распоряжению правительства России от 22 июня 2021 года, после того как была проведена историко-культурная экспертиза, было принято решение исключить дом по переулку Нечевскому, 16 из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Проводить оценку и корректировать этот перечень имеют право представители Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области и Минкультуры России».
Да, соучастником уничтожения сделали аж премьера Михаила Мишустина. Столько сил – против небольшого дома. Видимо, очень надо. Кому? Хозяину дома, конечно. К дому примыкает участок – почти 10 га. Понятно, что земля и представляет основной интерес, а не дом и мемории.
Расчистка места под «Абрикосы»?
Cобственник дома – ООО «Рассвет» (ИНН 7017314791, ОГРН 1127017024518). Компания зарегистрирована 28 сентября 2012 года в Томске. Размер уставного капитала 14 422 263,00 рублей. Директор - Сергей Соловьёв (ИНН 700202481560). Основное направление деятельности – аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. За 2019 год доход организации составил: 29 330 000,00 рублей, расход 33 883 000,00 рублей.
«Владелец этой компании – Левчугов Владислав Викторович, бывший депутат-единоросс, директор компании «Лама». Так что можно ждать магазин «Абрикос» на этом месте», — написал в соцсети депутат гордумы Андрей Фатеев.
Ну и теперь «вишенка на торте» – экспертиза, обосновавшая снятие охранного статуса с дома, то есть фактически – его смертный приговор.
Эксперты-соучастники
Казалось бы, как можно доказать отсутствие исторической и мемориальной ценности? Разве стало известно, что Ильин в доме не жил? Или он перестал быть открывателем нефти и ученым?
Но нет ничего невозможного для экспертов, в числе которых Виктор Евгеньевич Тихонов из Волгограда. Его фигура приобретает уже поистине одиозные масштабы: он специализируется на подобного рода экспертизах и уже признал вполне нормальным сокращение охранных зон Мамаева кургана. Сейчас градозащитники борются против этого вандализма, доказывая очевидное. А Виктор Евгеньевич – вполне себе работает дальше и, видимо, неплохо зарабатывает (расценки на акты, обосновывающие исключение из госреестра, начинаются с 1 млн рублей), а еще имеет ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская Тихонова», по которому – правда – есть решение о ликвидации.
«Господин Тихонов – хорошо известный в Волгограде и за его пределами эксперт, дающий положительные заключения любым нужным заказчикам проектам, – рассказал «Хранителям Наследия» руководитель Волгоградского областного отделения ВООПИК Валерий Котельников. - Он не останавливается даже перед прямой фальсификацией, как это было, например, при проведении экспертизы проекта по возведению пристройки из кирпича на ул. Советской, 27 в Волгограде. Волгоградец Тихонов не мог не видеть, что строительные работы, изменяющие предмет охраны, уже давно завершены.
Другой пример - проект приспособления по Металлургов, 1, авторства Тихонова. Он же одновременно делал проект предмета охраны этого дома, сознательно не включив в него те архитектурные элементы, которые изменял приспособлением. И это ведь не единичные случаи, это система его работы. Архитектор Тихонов - автор проектов, изменяющих предмет охраны, по таким адресам, как Советская, 20; Советская 14а; ул. Ленина, 12; ул. Ленина, 9; ул. Мира, 11, ул. Мира, 24. А эксперт Тихонов дал положительное заключение проектам, изменяющим предмет охраны зданий на пр. Ленина, 21; ул. Советской, 21; ул. им. Маршала Чуйкова, 21; пр. им. В.И. Ленина, 41. Также в качестве эксперта он дал положительное заключение проектам, сокращающим территории и зоны охраны ОКН «Комплекс застройки ул.Советской» и «Ансамбль Набережной р. Волги», после чего там развернулись строительные работы.
Печально, что комитет государственной охраны ОКН Волгоградской области, который мы информировали об этих случаях, судя по всему, наши сигналы просто проигнорировал. А теперь мы имеем подписанные Тихоновым положительные заключения экспертиз на снос объекта культурного наследия в Томске и передел в пользу застройщиков зон охраны Мамаева кургана».
Общими усилиями
Уничтожение дома Ильина в Томске – результат «общих» усилий и заказчика, и застройщика, и экспертов. Но всего этого бы не было, будь четко утверждены границы и предмет охраны истпоселения и внятно озвучены «правила игры». То, как спешат застройщики воспользоваться проволочками – мы писали. Их интерес понятен и прозрачен. То, как тянут чиновники с выполнением президентского поручения – тоже наводит на мысли о соучастии в том же корыстном интересе. Либо на мысли о некомпетентности и несоответствии должности.
Не много не мало – два года прошло. Сколько еще ждать? Президентское поручение – не указ?
Досье: В феврале 2019 года, президент Владимир Путин поручил губернатору Томской области Сергею Жвачкину до 31 мая обеспечить охрану объектов культурного наследия Томска. Однако в январе 2020 года региональные власти обратились к федеральным с просьбой отложить утверждение границ исторического поселения в Томске из-за необходимости доработать ряд положений проекта. В феврале мэр Иван Кляйн подписал распоряжение о создании рабочей группы по доработке проекта, в которую, помимо чиновников, вошли представители градозащитной общественности. Сначала глава ВООПИК Мария Бокова утверждала, что всё идёт хорошо, разногласий мало. Но потом выяснилось обратное – протокол итогового заседания рабочей группы по доработке проекта границ исторического поселения содержит в себе совсем не то, к чему пришла рабочая группа во время дискуссий. Общественники не стали его подписывать. Министерство культуры тоже.
Фото: Babr24.com, Pixabay.com, Евгений Каверзин