Камышин. Послесносие

Председатель Волгоградского областного отделения ВООПИК Валерий Котельников недавно опубликовал содержательный обзор событий, связанных со сносом флигеля городской усадьбы Старых в городе Камышине (Пролетарская улица, 32). Это здание XIX века входило в состав ОКН регионального значения «Исторический центр города Камышина» и включено в его предмет охраны. Но в июле 2022 года было снесено частным собственником.
«Последнее время мы привыкли, – отмечает В. Котельников, – что общественные организации и госорганы находятся, так сказать, в непростых отношениях. Тем важнее показать пример конструктивного сотрудничества, когда и госорган, и общественная организация вместе добиваются поставленной цели, в нашем случае – принуждение собственника объекта культурного наследия воссоздать снесенный им памятник градостроительства XIX века».
Развитие сюжета в этой истории таково.
Получив от камышинских общественников сигнал о начавшемся сносе флигеля, областное отделение ВООПИК направило запрос в Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области. Госорган отозвался месяц спустя (!), подтвердив, что зафиксировал самовольный снос охраняемого законом объекта.
Обращение ВООПИК в Комитет госохраны датировано 8 июля 2022 года, а контрольное мероприятие на объекте было проведено госорганом только 2 августа. Возможно, будь реакция пооперативнее, снос удалось бы остановить на ранней стадии. Тут два варианта: либо инспекторы из Волгограда в Камышин шли пешком, либо Комитету (в условиях всеобщего моратория на проверки) пришлось свое контрольное мероприятие очень долго согласовывать.
Представитель госоргана подал заявление о незаконном сносе в полицию. Камышинская полиция (в лице участкового) 29 сентября 2022 года издала постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по 243 статье УК РФ. (Документы, в том числе судебные, и переписка с госорганами факсимильно воспроизведены в публикации В. Котельникова, поэтому мы их здесь не воспроизводим, а цитируем либо пересказываем – Ред.)
Тогда Волгоградский охранный комитет подал в Камышинский городской суд иск к собственнику с требованием воссоздания снесенного флигеля.
В апреле 2023 года суд удовлетворил этот иск (представитель ВООПИК участвовал в заседании) и вынес решение о воссоздании. Он обязал собственника (в опубликованном судебном документе его имя зашифровано инициалами, но местные СМИ расшифровывают: Смоян Хатыв Кочоевич, предприниматель – Ред.) в течение 24 месяцев разработать научно-проектную документацию, в течение 36 месяцев – согласовать ее с госорганами, в течение 60 месяцев – «провести работы по сохранению» флигеля, от которого уцелела лишь часть цокольного этажа. И – неустойка: 25 тысяч рублей за каждый месяц в случае неисполнения решения суда.
Доводы ответчика о том, что в выписках из ЕГРН не было указаний на охранный статус дома, а администрация города не запрещала его ломать, суд парировал: обязанность по «надлежащему содержанию» ОКН лежит на собственнике.
Собственник – кто бы мог подумать – ничего воссоздавать не собирался. Он тут же подал апелляционную жалобу в Волгоградский областной суд: Комитет госохраны ОКН якобы не представил достаточных доказательств о необходимости восстановления объекта (!), да и достоверная информация о его охранном статусе отсутствует.
Госоргану пришлось отложить в сторону прочие дела и сочинять многостраничные документы: сначала возражения на апелляционную жалобу, а потом и дополнения к возражениям.
3 августа 2023 года Волгоградский областной суд вынес апелляционное определение: аргументы собственника несостоятельны, решение Камышинского городского суда оставить без изменения.
Кроме того, из этого судебного документа можно узнать, что в Камышине все-таки «возбуждено уголовное дело по факту умышленной организации сноса и уничтожения части объекта культурного наследия».
«Таким образом, – заключает В. Котельников, – совместными усилиями госоргана по охране объектов культурного наследия и ВООПИК создан важный прецедент в охране культурного наследия. Собственнику ОКН в случае утраты памятника грозит не просто штраф, а обязанность воссоздать объект, а это значит, что уничтожение объекта культурного наследия, помимо моральных издержек, приносит еще и значительный материальный ущерб».
«И, кстати, уголовное дело по ст. 243 УК РФ еще в стадии расследования», – напоминает председатель Волгоградского областного отделения ВООПИК.
Фото: флигель городской усадьбы Старых в Камышине (на переднем плане) после сноса