Одиночество кургана
Чуть больше года «Одиночный курган у поселка Козловский Аннинского района» в Воронежской области побыл в статусе выявленного объекта культурного наследия. Теперь на возможном памятнике археологии II тыс. до н.э. будут пастись коровы. Интересы агрокомплекса пересилили… Конечно, напрямую такого нигде не сообщается, но, как говорится, простое сопоставление дат и документов заставляет задуматься...
Итак, 30 июля 2018 года Управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области выпустило Приказ о включении этого объекта археологического наследия в перечень выявленных.
А уже 5 августа 2019 года вышел Приказ об исключении.
И там и там одна подпись – замруководителя М.М. Ивкович.
Что же произошло с одиночным курганом за это время? Почему так обесценился?
Выяснилось, что он оказался в пятне строительства животноводческого комплекса на 2800 коров и площадок для выращивания молодняка молочных пород на 4000 голов. Инвестор — «ЭкоНиваАгро». Это никакая не коммерческая тайна. Как и положено в таких случаях, была проведена экспертиза возможного воздействия на памятник и анализ возможных мер по сохранению кургана. Эксперт Д.В. Кутуков в документе четко указал, что кургану в процессе реализации проекта строительства может быть нанесен ущерб. Были предложены два варианта действий: 1. Перенос отводимого под строительство земельного участка за границы территории и зоны охраны объектов археологического наследия (корректировка проекта). 2. В случае невозможности переноса - проведение спасательных археологических работ с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов. Документ датирован октябрем 2018 года.
И вот – уже в январе 2019 года за подписью эксперта В.Е. Науменко – выходит экспертиза, обосновывающая отказ во включении кургана в Единый госреестр памятников России. Место проведения экспертизы – Симферополь. Оттуда до Воронежской области – рукой подать, как известно. Все одиночные курганы – как на ладони.
Эксперт указывает на стр. 7, что курган «в 2018 году полностью изучен археологически и в результате этих научно-исследовательских работ (раскопок) утратил признаки объекта культурного наследия в границах, указанных в существующей памятникоохранной документации. С учетом изменившегося фактически содержания объекта экспертизы целесообразным представляется отказ во включении в Единый государственного реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». В Экспертизе рассказывается про работы, проведенные археологами, в результате которых – как получается – изменилось фактическое содержание памятника. И работы эти были проведены в сентябре 2018 года. Уточняется, что работы были «на снос», то есть полные раскопки курганной насыпи. Никаких погребений обнаружено не было.
А теперь внимание – вопрос знатокам.
Если исследования сентября 2018 года, по мнению Науменко, изменили содержание кургана, то почему же в октябре 2018 года – курган оценивается экспертом Кутуковым как ценный и существующий, и нуждающийся в мерах по сохранению во время строительства? То есть два эксперта видели одно и то же, но выводы сделали разные? Или же кто-то из них в Воронеж вообще не ездил? Или же ездил, но не проявил лояльности и пришлось искать другого эксперта?
Да, подобная вариативность – рядовые будни российской экспертной деятельности. Взгляд не через призму памятника. А через призму интересов заказчика. Да, возможно, курган и правда был не суперценный. Но много ли таких в том уголке Воронежской области? Выходит, если б не коровы – был бы курган жив-здоров? А здесь сразу отдали «на снос»…
Вечная дилемма между душой и желудком – и у руководства области, и у инвесторов, и у экспертов.