Самосожжение Нижегородской митрополии

Самосожжение Нижегородской митрополии

16.12.2020
Самосожжение Нижегородской митрополии

«Сожжение не является кощунством. По древнему христианскому обычаю все святыни подлежат сожжению как самому действенному способу, чтобы они не попирались. Тут просто имеет место непонимание сути происходящего. Считать сожжение кощунством –  неправильно», – так прокомментировал пресс-секретарь Лысковской епархии Нижегородской области Роман Киянов негативный резонанс, возникший вокруг известия о том, что по решению местных жителей, при поддержке епархии и в присутствии представителей МЧС была сожжена деревянная колокольня  в селе Окишино.

Видео быстро разошлось по соцсетям и произвело удручающее впечатление жертвоприношения. Разрушение есть разрушение – какими бы традициями это не оправдывалось. А уж тем более сожжение исторической деревянной колокольни, еще вполне сохранявшей свой облик.

храм3.jpg

храм2.jpg

Фото Павла Лабутина сделаны 03.05.2019 г.

Древний обычай практиковать в XXI веке надо все же с учетом пройденного человечеством пути и современного миропонимания, в том числе и по части исторического наследия. В конце концов,  в христианстве было и сжигание ведьм с еретиками, и память об инквизиции как-то еще не изгладилась – не все же традиции нужно поддерживать? А про то, какие нехорошие люди были большевики, разрушавшие храмы, напоминают постоянно. Поэтому по меньше мере не по себе становится от сообщений, что «на месте работ присутствовали помощник благочинного священник Михаил Швецов, глава Трофимовской администрации Овчинников Андрей Александрович, а также пожарные для соблюдения пожарных мер безопасности». Исторические параллели хочешь не хочешь – напрашиваются.

Как говорит пресс-секретарь епархии, «имеет место непонимание сути происходящего». Только вот это не люди «сути происходящего не понимают», а происходящее не соответствует времени. Времени, когда есть понятие исторической значимости, культурного наследия. И сжигание далеко не единственная мера противостоять «попранию святыни». Есть и реставрация, и ремонт.

В чем же тогда развитие, если реагировать первобытным способом на вполне решаемые вопросы?

А суть здесь отнюдь не в боязни попрания святыни. И не в том, что умным пастырям не повезло с непонимающим темным народом. Не в том, что постройка аварийная, а денег на ремонт нет и все может рухнуть.

Сообщается, что будет построен новый храм.

И как раз на новый – о чудо! – средства есть. На сохранение старого – нет. А как же сохранение традиций в таком случае? Выходит, храм – не сакральное место, не намоленное, не наполненное духовно, а просто утилитарная постройка. Она должна соответствовать современным уровням комфорта и безопасности. А перестанет соответствовать – и следующую снесем, да новую построим? Видимо, логика такая, раз в сто лет – «до основания, а затем…»?

Упреждая ее, в епархии отметили, что люди просто хотят очернить Церковь. Знакомое словосочетание и ко всему приложимое, потому что бессмысленное.

И чтобы отвлечься от эмоциональной стороны вопроса, давайте посмотрим факты. А они таковы, что – судя по всему – это не последнее уничтожение храма в современной Нижегородской области. И, кстати, не первое. В 2016 году была снесена деревянная церковь Троицы Живоначальной 1745  года в селе Красная Лука.

А ровно пять лет назад более 300 исторических храмов были сняты с госохраны одним росчерком пера. «Хранители Наследия» об этом писали.  

Да, в этом списке нет нашей колокольни в Окишине. Есть храм в селе с похожим названием и в том же Макарьевском уезде – в Онишине. Их все время путают, на что обратил внимание исследователь Павел Лабутин. Так что, пользуясь случаем, хоть и посмертно, восстановим справедливость и дадим корректные сведения об уничтоженном историческом ансамбле. 

храм 7.jpg

Фото с сайта temples.ru: До разрушения храма и сожжения колокольни

Вот что пишет Павел Лабутин

- В сотне километров вниз по Волге от Нижнего Новгорода, на высоком холме в прямой видимости с федеральной трассы М-7 находится село Окишино. Населенный пункт этот известен на всю область тем, что в межсезонье оказывается фактически отрезанным от цивилизации несколькими сотнями метров непроезжей глиняной жижи в том месте, где навигатор рисует дорогу.

На развилке дороги в центре села возвышается над окрестностями на многие километры вокруг покосившаяся деревянная колокольня. Сама церковь рухнула в период между 2013 и 2015 годами и ныне представляет собой поросшую кустарником груду гнилушек.

Копипаста в интернетах повествует, что церковь эта именовалась Крестовоздвиженской и была построена в 1854 году тщанием помещика графа А.П. Толстого.

Только вот незадача – в списках населенных мест Нижегородской губернии по сведениям 1859 года Окишино числится удельной деревней и никакой церкви в ней нет (стр. 120 № 3541). В епархиальном адрес-календаре за 1888 год Окишино также числится деревней, входящей в приход церкви Дмитриевской церкви села Коробиха (стр. 862-863 № 771). В менее подробном епархиальном адрес-календаре за 1904 год приходские деревни поименно не называются, но и села Окишино там нет.

Впервые Окишино Просецкой волости Макарьевского уезда в статусе села упоминается в списке населенных мест Нижегородской губернии 1911 года издания (стр. 60 № 15) с пометкой «бывшее удельное». В аналогичном справочнике 1916 года Окишино также значится селом (стр. 258).

Таким образом, можно заключить, что здешняя церковь была выстроена в первом десятилетии XX века (с 1904 по 1910 годы). Более точные сведения о датировке и посвящении должны содержаться в списке церквей Нижегородской епархии 1911 года издания, но, увы, найти оцифрованную его копию мне не удалось.

Кочующая же с сайта на сайт копипаста про графа храмоздателя и 1854 год постройки относится не к ОкиШину, а к ОкиНину все того же Макарьевского уезда.

Последнее действительно являлось владельческим селом и входило в состав Лысковского имения Багратионов, которое в 1852 году унаследовала княжна Анна Георгиевна Грузинская со своим супругом – Александром Петровичем из младшей графской ветви Толстых. Все в том же 1852 году там действительно было начато строительство деревянной церкви, завершенное к 1854 году. В следующем 1855 году церковь была освящена в честь Воздвижения Креста Господня и просуществовала до 60-х годов прошлого века, пока не была разобрана. Ныне на ее месте стоит памятный столб.

Возвращаясь к Окишину, стоит отметить, что после многочисленных публикаций в региональных СМИ средства на дорогу до села из областного бюджета все-таки выделили (06.05.2019 заключен контракт на строительство 687 метров двухполосной асфальтовой дороги ценой 48,3 млн. рублей со сроком исполнения – 30.10.2019). Скажется ли как-нибудь данное событие на участи находящегося на последнем издыхании памятника деревянного зодчества – вопрос открытый.

***

Увы, теперь это – вопрос закрытый. Есть дорога, будет комфортный безопасный храм, но вряд ли кто из проезжающих будет туда стремиться. Не за чем. Нет традиции сохранять и передавать – нет и души у места. Жаль, что не все поняли суть случившегося в селе Окишине.

 

 

 

 

 

На главную