Экскаваторы-реставраторы
Жители и власти Рязани с конца ноября 2023 года проходят коллективное тестирование на способность правильно воспринимать и интерпретировать реальность, данную им в ощущениях.
Они видят – воочию и в роликах в соцсетях – как экскаватор сносит деревянный памятник архитектуры (ОКН местного значения) – дом Постникова (Садовая ул., 42). А потом их убеждают, что это законная научная реставрация, и только смутьяны-градозащитники зачем-то сами беспокоятся и остальным покоя не дают. Но жители все же видят на месте памятника архитектуры груду бревен и досок. Но им опять говорят: все будет воссоздано, на то она и реставрация. И так без конца...
Рязанское областное отделение ВООПИК публикует фото и видео, на которых отчетливо видно, как дом ломают экскаватором.
«В Рязани уничтожен объект культурного наследия на ул. Садовой, 42, – пишут градозащитники. – Членами ВООПИК написано заявление о возбуждении уголовного дела.
Табличка на ограждении на ул. Садовой гласит, что "реставрацию" ведет ООО «Фасадстройсервис"... Неужели такой проект "реставрации" согласовала Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области?»
Дом Постникова до и в процессе "реставрации"
Заметим сразу, что не согласовывала: по нашему мудрому и прекрасному разделению властных полномочий по сохранению культурного наследия судьба памятников местного значения вверена муниципальным властям – в данном случае Управлению культуры администрации города Рязани, каковое, конечно, специализированным органом госохраны наследия не является. Оно же публиковало в июле 2023 года историко-культурную экспертизу проекта этой «реставрации». Оно же 7 сентября 2023 года выдало разрешение на реставрационные работы. Результат налицо.
Скандальную ситуацию в Рязани попытались приглушить выпуском необычно длинного (более 9 минут) успокоительного сюжета на региональном телевидении.
В нем подробно рассказывают, в каком плачевном состоянии полусгнивший памятник находился после пожара 2013 года (отчего-то, видимо, по недостатку эфирного времени, ни слова не было сказано о том, по чьей вине памятник погорел и почему десять лет рязанские власти не занимались его восстановлением).
Затем показывают производственную мастерскую, куда перенесена часть декора, снятого с фасада. Даже разрешают журналистке почистить какую-то деревяшку от пыли и старой краски.
В таком виде заброшенный памятник архитектуры стоял в Рязани 10 лет – после пожара 2013 года
При этом попутно демонстрируют, как рабочие бродят по куче строительного мусора, в которую они превратили объект культурного наследия, и выуживают из нее ценные исторические элементы, которые, возможно, также будут использованы при будущем «воссоздании». Это, безусловно, рязанский вклад в теорию и практику мировой реставрации – сначала сокрушить памятник экскаватором, а потом собирать на месте погрома «предмет охраны».
Компания «Фасадстройсервис», которая разрабатывала проект реставрации, а теперь ведет работы по заказу собственника дома – ООО «Постников» – тем временем опубликовала свою версию событий:
«Компания «Фасадстройсервис» приступила к реставрационно-восстановительным работам объекта культурного наследия местного значения «Дом Постниковых», середина XIX века.
Работы проводятся в соответствии с проектной документацией, разработанной в 2023 году и согласованной в установленном Законом порядке, на основании разрешения выданного Управлением культуры администрации Рязани 07.09.2023 г. В настоящий момент проводится расчистка территории, ведется разбор аварийных конструкций здания, уцелевших после после пожара 2013 года. Уцелевшие элементы фасадов и конструкций представляющие культурную ценность демонтированы и находятся на территории производственной базы компании, где будет проведена их реставрация.
«Дом Постниковых» будет восстановлен на прежнем фундаменте в точном соответствии с его историческими размерами и фасадом. Окончание работ запланировано на декабрь 2024 года».
Проектом, одобренным в ГИКЭ саратовскими мастерами экспертного дела и крупными специалистами по культурному наследию Д. Рожиным (по специальности – инженер-строитель), Н. Кузнецовой (инженер-строитель) и А. Щегловым (инженер), предусматривалось усиление фундамента и цоколя, а также – ввиду аварийности памятника – «полная разборка существующих стен с последующей сортировкой бревен для установления возможности дальнейшего их использования при реставрации». После чего – воссоздание дома. Снятые наличники и фасадный декор предписывалось реставрировать и вернуть на место.
Собственно говоря, намечалась переборка памятника деревянного зодчества – операция, давно с успехом освоенная отечественной реставрацией. Естественно, там, где памятником занимаются настоящие реставраторы, желающие максимально сохранить подлинный памятник. Демонтаж идет скрупулезно и тщательно, элементы сортируются и маркируются, составляются дефектные ведомости и картограммы фасадных стен.
В Рязани вместо всей этой канители к памятнику архитектуры, сняв предварительно с фасада декор, подгоняют экскаватор. Экскаваторы-реставраторы, иначе не скажешь.
Почему возможно такое варварство? Не от неграмотности, нет. От сознания полной безнаказанности.
В Рязани же смотрят телевизор. И понимают, что сегодня между памятником и видимостью памятника разницу видят немногие, а придают ей значение – уж совсем последние из могикан. А успех реставрации измеряется не сутью процесса, а впечатлением от результата. Вместо обгорелой руины свежеокрашенный домик – кто ж осудит?
Пензенский деревянный планетарий ведь точно так же недавно реставрировали экскаватором. Местные общественники возмущались, писали в прокуратуру, даже добились возбуждения уголовного дела. А этой осенью в Пензе раздавали награды за «новодел» на месте памятника архитектуры. Награды, не повестки в суд.
Что же удивляться потом распространению передового опыта? Сноси, строй заново, пару наличников на место повесь – прослывешь реставратором, да еще и диплом I степени дадут. И экскаватор в придачу.
Досье. Дом Постникова в Рязани поставлен на государственную охрану постановлением Правительства Рязанской области от 24 апреля 2007 года как памятник градостроительства и архитектуры местного (муниципального) значения.
Построен в середине XIX в. Экспертами (не саратовскими) характеризовался как выразительный образец деревянной жилой застройки Рязани, органично сочетающий традиционные черты позднего классицизма с элементами эклектики, отличался хорошей сохранностью интерьеров с печами. Принадлежал купцу, потомственному почетному гражданину, гласному городской Думы Василию Постникову. В конце XIX века со стороны двора к дому сделали двухэтажную пристройку. Деревянные стены были обшиты тесом. Дом стоял на кирпичном цоколе.
В советские годы – многоквартирный жилой дом. В 2008 году признан аварийным и подлежащим сносу, расселен. В 2013 году пережил пожар.
Фото: Рязанское областное отделение ВООПИК, сайт компании «Фасадстройсервис». Видео: Рязанское областное отделение ВООПИК, «Вести-Рязань»