Погром Калуги. Продолжение следует

Погром Калуги. Продолжение следует

27.03.2024
Погром Калуги. Продолжение следует

26 марта 2024 года в Калуге завершен снос исторического дома XIX века (ул. Луначарского, 5). Это был и мемориальный памятник – единственное сохранившееся в России здание, связанное с именем известного в свое время драматурга Николая Соловьева, соавтора знаменитого А.Н. Островского.

Сносу предшествовали: борьба калужских краеведов и общественности за сохранение расселенного дома, увенчавшаяся признанием его в 2020 году выявленным объектом культурного наследия; решение областного управления охраны памятников об отказе вносить дом в Единый госреестр объектов культурного наследия и, стало быть, о лишении его статуса выявленного памятника; переговоры общественности с властями, результатом чего стало обещание (на уровне заместителя губернатора области) провести в середине апреля 2024 года специальное совещание по вопросу сохранения дома, общественности предложили при этом представить альтернативную экспертизу, подтверждающую ценность здания.

Итоги переговоров были закреплены даже особым протоколом Союза краеведов Калужской области (см. ниже). Однако в конце марта в дело сохранения исторического дома вмешался экскаватор, и теперь калужская общественность вправе судить, чего стоят договоренности с властями и их обещания.

dsol4.jpg

Дом Соловьева в Калуге. До 23 марта 2024 года

В распоряжении редакции имеется письмо (от 26 марта 2024 года) председателя Калужского городского отделения ВООПИК М.А. Ефименковой, адресованное заместителю губернатора Калужской области К.М. Горобцову, который и проводил 6 февраля 2024 года совещание с общественниками, где было приговорено рассмотреть альтернативную экспертизу и решать вопрос о сохранении дома в апреле.

«История вопроса, – пишет общественница, – основательно была освещена 6 февраля 2024 года на совместном совещании заместителя губернатора Калужской области, министра культуры и туризма, членов общественной организации Союз краеведов Калужской области, работников Горуправы и Управления по охране объектов культурного наследия.

Исходя из содержания протокола № 1 от 6 февраля 2024 года (документ от Союза краеведов Калужской области), Вами, Константин Михайлович, были приняты следующие конструктивные решения:

1. Предложить вновь созданной общественной организации – Союзу краеведов Калужской области представить 1-2 независимых экспертных заключения по Акту историко-культурной экспертизы дома драматурга Н.Я. Соловьева в г. Калуге, составленному экспертом Поповым П.В.

2. Провести повторное совещание по вопросу сохранения дома драматурга Н.Я. Соловьева в середине апреля 2024 года.

И краеведы выполнили предлагаемые задания. Акт экспертизы готов. Эксперт доказал необходимость включения этого дома в реестр. Однако ситуация развернулась трагично для исторической постройки. 23 марта в 7 часов утра начался снос дома драматурга Соловьева. Усилиями краеведов полное разрушение памятника было на несколько суток приостановлено <..>. Тем не менее 26 марта 2024 года дом окончательно уничтожен, а вместе с ним и историческая память Калуги.

Вызывает удивление и то обстоятельство, что начальник Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области, подписав указ от отказе во включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта культурного наследия «Дом драматурга Н.Я.Соловьева», сер.XIX века., расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Луначарского, д.5), 6 февраля 2024 года, пребывая на совместном совещании краеведов с заместителем губернатора Калужской области и министром культуры и туризма Калужской области, умолчал о свершившемся факте».

Дом Соловьева в Калуге, находившийся, кстати, в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения – Николаевской мужской гимназии, представлял собой типичный образец старинной русской городской застройки в традициях классицизма – с кирпичным нижним этажом и деревянным верхним. Деревянный этаж сломали 23 марта, кирпичный – 26-го. 

dSol5.jpg

Дом Соловьева в Калуге. Полдень 23 марта 2024 года. Снесен верхний деревянный этаж

Дом был построен калужским купцом Андреем Масленниковым в первой трети XIX века. В середине позапрошлого столетия здание перестроили, придав ему облик, дошедший до наших дней. В этом доме, что документально подтверждено, в 1853–1861 гг. снимала жилье семья Н.Я. Соловьева, автора 27 пьес, четыре из которых – «Счастливый день», «Женитьба Белугина», «Дикарка», «Светит да не греет» – были написаны в соавторстве с А.Н. Островским. Несколько пьес Соловьева до сих пор идут в российских театрах.

В советские времена дом стал многоквартирным коммунальным жильем. Несколько лет назад дом был расселен и приватизирован. 31 июля 2020 года приказом Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области был включен в официальный перечень выявленных объектов культурного наследия.

В феврале – марте 2024 года, после того как областное Управление по охране объектов культурного наследия согласилось с экспертизой Павла Попова, «приговорившего» дом к отказу во включении в Единый госреестр ОКН, аттестованный эксперт Минкультуры РФ, действительный член Академии архитектурного наследия Илья Яровой провел по просьбе калужской общественности историко-культурную экспертизу выявленного памятника. Эксперт зафиксировал и обосновал и мемориальную, и архитектурную, и градостроительную ценность дома Соловьева и признал его достойным статуса объекта культурного наследия местного (муниципального значения).

Вот эту экспертизу калужская общественность и намерена была представить властям на обещанном совещании в середине апреля. Не потому ли в конце марта собственником земельного участка пущен был в ход экскаватор?

dSol2.jpgdSol1.jpg

Страницы протокола совещания заместителя губернатора Калужской области К.М. Горобцова с общественниками и градозащитниками. 6 февраля 2024 года

Снос дома Соловьева, к сожалению, нельзя считать единичным случаем, эксцессом калужской градостроительной политики. В 2018 году прямо на соседнем участке (ул. Луначарского, 3) был снесен дом Яковлева, который годом ранее восстанавливал калужский «Том Сойер Фест» (см. наш тогдашний материал). Причем уничтожение дома Яковлева проходило по тому же сценарию: числился выявленным памятником, затем региональное управление по охране ОКН лишило его статуса, после чего собственник его снес. Поднялся скандал, было обещано суровое и справедливое разбирательство, которое, разумеется, ничем хорошим для исторического города не закончилось.

С домом Соловьева, надо думать, тоже предстоит разбирательство, калужские власти будут хмурить брови (все-таки в интересное положение собственник поставил замгубернатора Горобцова), но на священное право собственников исторических зданий их ломать никто не посягнет. И надо думать, это будет отнюдь не последнее покушение на историческую Калугу. Продолжение последует.

Людмила Паутова, член рабочей группы по сохранению исторической памяти при губернаторе и член Союза краеведов Калужской области, справедливо пишет в соцсети: «В Калуге вырабатывают целую систему сноса ОКН: снять охранный статус, а затем снести. На очереди еще 42 памятника, признанные аварийными. Точечная застройка окончательно разрушит своеобразие старой Калуги».

Владимир Кобзарь, председатель Калужского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, рассказал «Хранителям Наследия», что калужская общественность была, во-первых, шокирована «нарушением конвенции» 6 февраля, а во-вторых, будет добиваться соблюдения режимов охранной зоны, несмотря на снос: «Не хочется верить , что здесь появится очередной многоэтажный монстр, но это реальность нашего капитализма. Мы будем отстаивать свои конституционные права по сохранению истории нашей Калуги».

Местная печать цитирует эксперта Илью Ярового:

«Сегодня особенно важно заботиться о сохранении русской культуры и исторических памятников. Об этом недавно говорил Президент Владимир Путин в своем ежегодном Послании. Региональное Управление по охране наследия в очередной раз показало свою зависимость от мнений пользователей, собственников ОКН и администраций, на которые эти пользователи и собственники результативно влияют. Не знаю случаев, когда управление пыталось искать компромиссные решения, чтобы сохранить ОКН. В последнем случае управление сработало уникально быстро, выпустив приказ об исключении «Дома драматурга Н.Я. Соловьева» из перечня выявленных объектов культурного наследия уже через пять дней после окончания общественного обсуждения весьма сомнительного акта экспертизы».

Калужские краеведы и общественники до последних дней рассчитывали, что после реставрации дом драматурга Соловьева мог стать туристическим объектом, строили планы создания в доме мемориального музея и литературного центра. Теперь, как пишет Людмила Паутова, «надо добиваться восстановления дома Соловьева и здесь нужна общественная поддержка».

Но у калужских властей и застройщиков, конечно, и здесь будет особая точка зрения. Не для того же лишали статуса и сносили, чтобы восстанавливать.

Название какой из пьес А.Н. Островского лучше всего подходит к этому сюжету? Можем предложить читателю на выбор. «Свои люди – сочтемся»? «Доходное место»? «Не было ни гроша, да вдруг алтын»?

Или все-таки – «Не все коту масленица»?

Заглавное фото: дом Соловьева в Калуге. Утро 26 марта 2024 года.

Фото: Калужское городское отделение ВООПИК

На главную