Явный снос подпольной типографии

Явный снос подпольной типографии

26.01.2023
Явный снос подпольной типографии

25 января в Костроме средь бела дня и прямо в центре города, на Смоленской улице, 31/1 снесли объект культурного наследия регионального значения. Это было деревянное здание начала XX века, один из последних в центре Костромы домов с богатой деревянной резьбой (официальное название памятника – «Подпольная типография Костромского комитета РСДРП в 1904–1905 гг.»).

Работы по сносу экскаватором шли без согласованного госорганом охраны памятников проекта и разрешений – вот так все просто в Костроме, историческом поселении федерального значения с утвержденным предметом охраны! Кстати, снесенный дом входит в предмет охраны исторического поселения "город Кострома", утвержденный приказом Минкультуры РФ в 2022 году.

кострома7.jpg

косрома1.jpg

Намерений вандалы-застройщики не скрывают. Уже вовсю, как горячие пирожки, продаются квартиры в будущем доме на этом месте, который позиционируется как дом с историей, и при этом – внимание! – абсолютно новый: «Окончание работ второй квартал 2023 года. Абсолютно новое здание из красного полнотелого кирпича с сохранением и воссозданием элементов декора».

кострома8.jpg

Ситуацию под контроль по просьбе Центрального Совета ВООПИК взял депутат Госдумы Александр Хинштейн. «Будем добиваться привлечения виновных к уголовной ответственности. Это варварство не может и не должно остаться безнаказанным!» – заявил депутат.

Наглость и беззастенчивость вандалов на этот раз просто зашкаливают. Памятник истории и архитектуры сносили экскаватором. Активисты Костромского регионального отделения ВООПИК вызвали наряд полиции. Однако на месте оказались только рабочие, которые отказывались вступать в какие-либо беседы, не говоря уже о том, чтобы предъявить разрешающие документы. К  середине дня снос был остановлен, но здание уже практически сравняли с землей. На участке валялись распиленные фрагменты профилированной лобовой доски, фрагменты калеванного теса, элементы пропильной резьбы (узор на деревянной доске, выполненный путем сквозного пропила и предназначенный к восприятию на просвет) с различных участков фасадов. Все это когда-то составляло предмет охраны памятника.

кострома6.jpg

«Я приехал на место в 12.00, – рассказал «Хранителям Наследия» Николай Сорокин, председатель Совета Костромского областного отделения ВООПИК, депутат городской думы. – Второго этажа дома уже не было. Экскаватор ломал внутренние перегородки. Как депутат городской думы и представитель ВООПИК я потребовал остановить работы и предъявить разрешения на их проведение. Бесполезно, мне стали говорить, что все – у руководства. Но приехал наряд полиции, и рабочие поспешили закрыться в бытовке, экскаватор продолжал работу. Когда мы все же прошли на площадку и рабочие вышли – они отказывались давать показания, ссылаясь на… статью 51 Конституции: стало очевидно, что их кто-то проинструктировал по телефону и что дело не чисто.

Я проинформировал о ситуации главу города и администрацию. Вскоре на место приехал замначальника УВД города, он окончательно остановил работы, одну из деталей декора, валявшуюся в куче мусора, погрузили в полицейскую машину в качестве вещдока. Сейчас мы готовим ряд заявлений в правоохранительные органы. Если такое останется безнаказанным, то обязательно повторится».

кострома4.jpg

кострома2.jpg

Дом-памятник незадолго до сноса

Дом был известен активистам. Это был один из немногих уцелевших в Костроме домов с таким обилием резьбы… Он был расселен еще в 2017 году и с тех пор так и стоял заброшенным. Частично была утрачена кровля, сгорели обрешетка и чердачное перекрытие. Но пропильная резьба на всех фасадах дома прекрасно сохранялась.

По информации областного отделения ВООПИК, зданием владеет ООО «СКН», которое должно было обеспечить подготовку проектной документации по реставрации и приспособлению здания. Но в настоящее время региональной Инспекцией по охране объектов культурного наследия ни эта документация, ни историко-культурная экспертиза по ней не согласованы, следовательно, любые работы на памятнике, не говоря уж о его экскаваторном сносе, незаконны. 

Руководителем и обним из учредителей учредителем «СКН» выступает Екатерина Бабкина. Она же, по данным СМИ, руководит ООО «СТРОЙ-КА». Организация владеет частью старого железнодорожного вокзала на улице Московской, который также является ОКН. И также не первый год пустует, посещается бомжами и является объектом постоянного беспокойства как для местных жителей, так и для ВООПИК.  Не планируется ли с вокзалом такое же «сохранение», как и с домом на Смоленской?

На следующий день после злодеяния в лояльном местном издании вышла статья, безымянный автор которой – совершенно очевидно – даже не был на месте событий и в глаза дом и что от него осталось не видел, но использует полный набор стандартных аргументов и подмен понятий: памятник – аварийный; не снос, а демонтаж; будет воссоздание; экскаватор вывозил мусор.

Но – что примечательно – разрушение объекта культурного наследия не отрицается. В подзаголовке материала – черным по белому: «Разрушенное здание на перекрестке улиц Смоленской и Войкова будет построено заново».

Чем не чистосердечное признание? А разрушение памятника – это 243 статья УК РФ.

кострома3.jpg

Досье. Жилой доходный дом (меблированные номера А. Беликовой) на Смоленской улице в Костроме построен в начале ХХ века. Представлен в официальном каталоге «Памятники архитектуры Костромской области» (Том 1, часть 1), изданном еще в 1996 году. 

В 1905–1906 гг. в этом доме находилась явочная квартира боевой дружины и подпольная типография Костромского комитета РСДРП. Хозяйка меблированных номеров оказалась агентом охранки. 21 сентября 1906 г., получив от Беликовой донос, полиция устроила засаду в номерах и арестовала несколько членов дружины, в том числе ее начальника К.Ю. Волкова. Второй раз облава была устроена в ноябре, были схвачены еще четыре дружинника. После этого в конце 1906 г. боевая дружина костромских большевиков была распущена.

Двухэтажный дом, рубленный из бревен «в обло» и обшитый тесом, с нарядным резным декором, был характерен для небольших доходных домов Костромы периода эклектики. Прямоугольный в плане объем здания, завершенный вальмовой кровлей, фиксировал угол квартала.

При общей регулярности композиции и акцентировании центральной оси каждого из фасадов небольшим щипцовым аттиком с выносным окном фасады здания асимметричны. Концы бревен на углах и перерубах были прикрыты филенчатыми лопатками, украшенными накладной резьбой. Оформление окон первого этажа было строгим, зато наличники второго этажа были обильно декорированы глухой и пропильной резьбой, имели развитую композицию с нарядными лучковыми очельями, частично прикрывавшими широкий резной фриз венчающего карниза. Главный вход в здание был акцентирован металлическим зонтом.

На главную