Госдума приняла важный законопроект об исторических поселениях

Госдума приняла важный законопроект об исторических поселениях

20.12.2015
Госдума приняла важный законопроект об исторических поселениях

Но потеряла по дороге важнейший его пункт

Константин Михайлов

Государственная дума России приняла 18 декабря 2015 года сразу во 2 и 3 чтениях т.н. “законопроект об исторических поселениях”, о первой стадии прохождения которого через парламент мы рассказывали в мае.   

Законопроект (официальное название его – “О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования регулирования деятельности в границах исторического поселения)”) разработан могучим коллективом авторов: это депутаты Государственной Думы Е.Г. Драпеко, Н.В. Левичев, Е.И. Кузьмичева, Е.Н. Сенаторова, З.Я. Рахматуллина, В.П. Водолацкий, М.Т. Гаджиев, Р.Ш. Хайров, И.Б. Богуславский, М.А. Кожевникова, И.В. Белых, М.М. Сафин, В.В. Иванов, Р.С. Ильясов, А.И. Аршинова, В.В. Кабанова, М.С. Гаджиев, А.В. Казаков и член Совета Федерации С.Е. Рыбаков.

Законопроект призван защитить территории и облик исторических поселений от самочинной и диссонирующей застройки и устанавливает новый порядок ее регламентации с участием госорганов охраны культурного наследия.

Перечислим важные новации текста закона, принятого Госдумой и направленного в Совет Федерации (пленарное заседание по нему, по нашей информации, запланировано в верхней палате Федерального Собрания на 25 декабря 2015 года).

Изменения в ФЗ-73 “Об объектах культурного наследия”.

Законопроект заботится о панорамах (видовых раскрытиях) исторических поселений, входящих в их предмет охраны. Он требует обеспечивать с помощью градрегламентов сохранение точек и секторов, откуда открываются эти панорамы, даже если они находятся за границами территории исторического поселения.

Законопроект предусматривает согласование региональными органами охраны памятников проектов капитального и индивидуального жилищного строительства на территории исторического поселения. Застройщикам, техническим заказчикам, органам, выдающим разрешения на строительство – региональный орган охраны культурного наследия, рассмотрев проектную документацию объекта капитального строительства либо “описание внешнего облика” объекта индивидуального жилищного строительства, направляет заключения о соответствии или несоответствии их предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям, установленным его градрегламентом. Порядок предоставления застройщиками и техническими заказчиками в охранные госорганы госорганы проектов либо “описаний внешнего облика” должен установить федеральный орган охраны культурного наследия.

Региональный орган охраны наследия вправе также разработать и утвердить “типовые архитектурные решения” для исторических поселений и опубликовать их на своем официальном сайте.

С этими поправками тесно сопряжены

Изменения в Градостроительный Кодекс РФ.

Большое внимание законопроект уделяет предельным параметрам разрешенного строительства или реконструкции в исторических поселениях. Они должны включать требования к архитектурным решениям объектов капстроительства, в т.ч. цвету, стройматериалам, “объемно-пространственным стилистическим и иным характеристикам”.

Важнейшей новацией для всего градостроительного законодательства является следующее жесткое требование: «Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорийисторических поселений федерального или регионального значения не допускается».

Градостроительный Кодекс, согласно законопроекту, определяет, что «описание внешнего облика» объекта индивидуального жилищного строительства содержит текстовые и графические материалы и включает в себя описание всех характеристик, требования к которым установлены градрегламентом.

Застройщик участка в историческом поселении может либо приложить к заявлению на получение разрешения на строительство положительное заключение госоргана охраны памятников, либо строить или реконструировать по утвержденному этим госорганом типовому архитектурному решению.

Если такового заключения либо указания на типовое архитектурное решение в пакете документов к заявлению нет, то органы, выдающие разрешения на строительство, должны либо отказать застройщику, либо направить его материалы на согласование в госорган охраны памятников. Специально оговорено, что это касается всех органов, выдающих в России разрешения на строительство - «уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»».

Переходные времена

Эти новые положения Градкодекса, как оговорено в законопроекте, не применяются, если до 1 января 2017 года проектная документация уже была направлена на экспертизу; либо если экспертиза не нужна, уже подано заявление на разрешение на строительство и отсутствуют основания для отказа (в редакции Градкодекса, действовавшей до вступления в силу поправок).

Еще одна оговорка: если градрегламенты исторического поселения не утверждены, то проекты и описания внешнего облика рассматривают госорганы охраны памятников – и выдают заключения об их соответствии или несоответствии предмету охраны исторического поселения.

Вновь появляющиеся градрегламенты не имеют обратной силы, и за несоответствие им ранее построенных или реконструированных зданий (отсчет «ранее» будет от даты выдачи разрешения на строительство) собственников и застройщиков не будут привлекать к административной ответственности.

Так что увы – у собственников и застройщиков есть целый 2016 год, чтобы порезвиться по прежним «правилам».

Изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях,

также вносимые законопроектом, касаются выученной наизусть всеми ревнителями охраны памятников статьи 7.13.

Во-первых, из ее первого абзаца изымается оговорка «за исключением выявленных объектов культурного наследия» - Административный кодекс теперь карает за несоблюдение режима использования земель на их территориях.

Во-вторых, в ч. 2 ст. 7.13 (там, где речь идет о карах за художества с объектами особой ценности) добавлены теперь зоны охраны и достопримечательные места.

В-третьих, добавлены меры воздействия за «нарушение требований к архитектурному решению объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом в границах территории исторического поселения». Это «наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей».

Будем надеяться, что это не означает введения процедуры платного несоблюдения регламентов и не отменяет необходимости для нарушителей приводить свои «архитектурные решения» в соответствии с ними.

Зоны охраны остались без контроля

К нашему огромному сожалению, из первоначального текста законопроекта второго-третьего чтения не пережил важнейший пункт, прошедший первое. Это была поправка к 51 статье Градостроительного Кодекса, требовавшая для застройщиков получения заключения госоргана охраны памятников «о соответствии строительных работ требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия - в случае их осуществления границах территории исторических поселений, а также в границах зон охраны объектов культурного наследия».

Но если для исторических поселений были найдены другие формулировки, то строительство и реконструкция в зонах охраны, к большой радости отечественных девелоперов, опять остались без контроля со стороны госорганов охраны наследия. Нельзя исключать, что и к радости самих этих госорганов.

Несмотря на то, что подобного контроля требует 4-я статья Конвенции об охране архитектурного наследия Европы, к которой Россия присоединилась еще в 1991 году, в 2000-е годы существовавшие в нашем законодательстве соответствующие нормы были из него исключены. После чего девелоперы фактически получили возможность творить в зонах охраны все что захотят, а госорганы – делать вид, что это их не касается, поскольку не затрагивает непосредственно памятники.

Возвращение этих норм планировалось «законопроектом об исторических поселениях», но планы, как мы видим, не сбылись.

Текстуально волшебные изменения текста законопроекта можно проследить на его страничке на сайте Госдумы. По неофициальной информации, при внутридумских согласованиях причин для исключения пункта о зонах охраны было выставлено две. Во-первых, он не отвечал «профильному» содержанию, т.е. не был непосредственно связан с историческими поселениями. Во-вторых, поскольку такие нормы были ранее исключены их федерального законодательства, их воскрешение нужно обосновывать отдельно и особо.

В конце концов законопроект был принят в части, не вызывающей разногласий.

Причины, думаю, понятны, особенно если вспомнить, каким, например, яростным атакам подвергся недавно другой находящийся на рассмотрении в Госдуме законопроект – о т.н. «защитных зонах» объектов культурного наследия. Его второе чтение, по нашим данным, сдвинуто с декабря 2015-го на лето 2016 года.

Но в любом случае исторические поселения России можно поздравить с обретением новых рубежей юридической защиты, а коллектив авторов закона – с важным успехом их детища. 

На главную