25 миллионов рублей за снос памятника архитектуры

25 миллионов рублей за снос памятника архитектуры

18.12.2019
25 миллионов рублей за снос памятника архитектуры

В Уфе собственнику выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой с мастерской» (ул. Нехаева, 10), который снес его без суда-следствия и разрешений, предстоит возместить стоимость разработки научно-проектной документации на восстановление дома и самих восстановительных работ. А сумма эта, как сообщает сайт Управления по госохране памятников, составляет 25 миллионов рублей. Такое решение принял 16 декабря Ленинский районный суд города по исковому заявлению Управления в интересах Республики Башкортостан. Ответчик Ф.Г. Нигманов на заседании не присутствовал, также не было его представителей. Пока решение суда не вступило в силу и может быть обжаловано. После же вступления решения в силу у Нигманова будет полгода на то, чтобы выполнить все, что предписано, для искупления своей вины.

Но… вот признает ли он ее?

Во всяком случае, более раннее решение того же Ленинского районного суда о выплате 40 000 рублей штрафа по тому же делу, но по другой статье - за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по части 3 статьи 7.13 Кодекса об административных правонарушениях, Нигманов оспаривал в Верховном суде Республики. Однако Верховный суд все оставил в силе.

По версии Нигманова, он не знал о статусе здания. Но незнание не освобождает от ответственности, а кроме того, снос не был остановлен даже по требованию Башкультнаследия, а впоследствии собственник еще и продал исторические кирпичи…

Вообще декабрьское решение Ленинского районного суда Уфы – знаковое для всей сферы сохранения наследия. Не каждый региональный орган госохраны может «похвастаться» многомиллионными выигранными исками. На практике средняя «такса» за любой урон памятнику – тысяч 100-200, а бывает, что и вообще ничего.

Так что Башкирское управление здесь первопроходец. Желаем не свернуть с выбранного пути и надеемся, что судебное решение не претерпит трансформаций. Ведь не секрет, что наше правосудие склонно учитывать незнание, ненамеренность, вдруг наступившую финансовую несостоятельность и прочие любые смягчающие обстоятельства по отношению к нарушителям ФЗ-73, видимо, воспринимая урон памятникам как не слишком-то серьезный, не угрожающий жизни и безопасности людей. Если такой физической угрозы и правда нет, то, может, пора вводить статью за моральный ущерб от сноса и вандализма? Чтобы покрыть моральные и психологические издержки сотрудников госорганов, активистов, историков, краеведов, да и просто людей, которые живут поблизости рядом с местом преступления? Как насчет чувств верующих в ФЗ-73 и ценность архитектурного культурного наследия?

Ну и добавим, что в возбуждении уголовного дела по факту сноса было отказано. При этом, по информации местных журналистов, в постановлении об отказе отмечается, что необходимо проверить, должны ли были чиновники уведомлять собственника о выявлении объекта культурного наследия, а также организовано ли межведомственное взаимодействие.

В ходе доследственной проверки установлено, что памятник архитектуры выявило Минкультуры республики в 1990 году. Однако данные об этом не были внесены в Росреестр. Собственника об этом также не оповестили. При этом в список объектов культурного наследия в Правилах землепользования и застройки Уфы дом на Нехаева, 110 был внесен. По словам начальника отдела госнадзора и правовой работы Башкультнаследия Ильнура Лукманова, сотрудники ведомства не обязаны оповещать собственника о том, что купленное им здание является памятником архитектуры: «Этот дом был включен в перечень выявленных объектов культурного наследия. Информация об этом есть в открытом доступе. Она есть у нас на сайте, кроме того, есть правила землепользования и застройки городского округа, которые обязательны для исполнения всеми лицами, проживающими на территории Уфы. По любым работам на объекте, вопросам приобретения и продажи гражданин должен смотреть эти документы», -заявил Лукманов.

Член Совета по правам человека и развитию гражданского общества при главе Башкирии, юрист Эльза Маулимшина, так прокомментировала ситуацию в местной прессе:

«То, что суд впервые в истории республики взыскал с собственника стоимость восстановления снесенного выявленного объекта культурного наследия, это хорошо. Однако настораживает сумма в 25 миллионов рублей и то, что  прецедент создаётся на собственниках - физических лицах. Ведь все застройщики, ранее сносившие памятники в Уфе и по республике, остались безнаказанными. Например, в ноябре 2016 был снесен памятник деревянного зодчества «Дом Кузнецовых с воротами» по улице Гафури, 69. Сейчас там возводится ЖК «Старый центр». Безнаказанным остался и снос одного из старинных сохранившихся каменных зданий Уфы – «Полежаевского пансиона». Неясна судьба практически разобранной лютеранской кирхи в городе Стерлитамаке, где собственник разбирал памятник на кирпичи и вымостил ими дорогу.

Однако есть вопросы и к собственнику: он не остановил снос, хотя  Башкультнаследие сообщило ему о том, что это памятник, и пыталось вручить ему представление. А кроме того продал кирпичи от здания. Хочу отметить, что собственник объекта культурного наследия полностью несёт и бремя его содержания. При этом, например, администрация Уфы, как собственник многих расселенных памятников, не предпринимает меры по консервации старинных зданий, что приводит к их фактическому разрушению и утрате ценных элементов зданий».

Заглавное фото: вид дома до сноса

На главную