Реестр наследия пополнят «Божий дар» и «Дыхание небесного озера»

Реестр наследия пополнят «Божий дар» и «Дыхание небесного озера»

12.02.2015
Реестр наследия пополнят «Божий дар» и «Дыхание небесного озера»

Священные места «Кан-то» и «Тояй-щу пулняна», расположеные на полуострове Ямал, будут включены в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Оба памятника поставлены под государственную охрану в качестве достопримечательных мест приказами Департамента культуры Ямало-Ненецкого автономного округа в декабре 2014 года. «Кан-то» переводится с ненецкого языка как «озеро Божий дар», а «Тояй-щу пулняна» - как «дыхание небесного озера». Священные места расположены в окрестностях озера Нумто Надымского района.

Оба объекта, как установлено экспертами, относятся к концу XIX века. Начальник отдела популяризации объектов культурного наследия Департамента культуры ЯНАО Галина Курай рассказала журналистамчто в 2014 году определены границы территорий и предмет охраны священных мест.

Оба священных места были впервые описаны этнографами в 1900 году. В августе-сентябре 2014 года сотрудниками ООО «Центр музейных технологий и научных экспертиз «Музеум-Студия» были проведены научно-исследовательские работы в районе озера Нумто. Как выяснилось, священные места и поныне являются посещаемыми и почитаемыми, т.е. действующими святилищами ненцев.

Священное место Кан-то расположено на перешейке между озерами Кан-то и Тупкаёховаяй. Оно представляет собою горизонтальную площадку, с вытянутыми вдоль берега озера возвышенностями. Здесь останавливаются для проведения ритуалов ненцы, приезжающие к одной из главных общенациональных святынь – озеру Нумто. Как отмечает один из хранителей места, Кан-то является для паломников символическим входом в Нумто: «Это их врата в озеро». Паломничество к главным народным святыням считается у ненцев уделом наиболее достойных людей - либо тех, у кого есть настоятельная необходимость обращения к богам.

Побывавший на озере Нумто в начале ХХ века финский ученый Т. Лехтисало отметил, что «священное место Божьего озера» является важнейшим святилищем лесных ненцев, озеро имеет очертания человека, туда для совершения жертвоприношений приезжают даже тундровые ненцы. Высокий статус святилища подчеркивался тем, что на нем приносили в жертву оленей и ценные вещи, женщины должны были там закрывать лица, а разрушать лед на озере было запрещено.

Озеро Нумто связано с культом Нума – верховного ненецкого бога неба. Именно ему здесь посвящаются основные жертвоприношения. Единственная вытекающая из озера река Надым – это «священное дыхание» озера. Нумто – место действия важнейших сюжетов ненецкой мифологии.

Оставило оно и след в политической истории, недостаточное почтительное отношение властей 1930-х гг. к священному озеру стало поводом для «Казымского восстания» хантов и лесных ненцев в 1931-1934 гг. против советской власти. Возмущение местных жителей вызвала организация властями бригадного лова рыбы на озере. Восстание началось с церемонии общего жертвоприношения ненцев и хантов, на котором собравшиеся приняли окончательное решение «объявить русским войну».

Сакральный статус озера Нумто так высок, что считается недопустимым сразу подъезжать к его берегу, и у паломников разной этнической принадлежности были свои промежуточные пункты. Пункт сбора у озера Кан-то предназначается для тундровых ненцев ЯНАО. Кан-то как сакральный объект выполняет ряд важных функций: точка сбора паломников; место ожидания подходящего срока для проведения обряда жертвоприношения на оз. Нумто; пункт встречи с представителями местных ненцев, которые в дальнейшем выступают в качестве посредников в ритуальных взаимоотношениях со священным озером Нумто и являются руководителями при проведении обрядов; место ритуального очищения и определения из числа приехавших тех, кто достоин чести идти на оз. Нумто; место осуществления жертвоприношений и молитв (стоянка на Кан-то - место покаяния и размышления).

Последние массовые сборы ненцев на священном месте Кан-то зафиксированы в 1960-70-е гг. Но и летом-осенью 2014 г. здесь были обнаружены следы недавних жертвоприношений. Согласно отчетам ученых, «в западной части священного места на берегу озера Кан-то найдены хорошо сохранившиеся пробки от водочных бутылок (водка широко используется в современных ритуальных действиях ненцев)». У священного места Кан-то есть специальные хранители из числа местных лесных ненцев – братья Геннадий Авалевич (1975 г.р.) и Константин Авалевич Пяк (1977 г.р.).

Священное место Тояй-щу пулняна находится в верхнем течении реки Надым, у переправы. Священное место расположено на обоих берегах в заболоченной пойме реки, покрытой кочкарником и заросшей камышом. В центре священного места находится небольшой мост через реку, сделанный из необработанных стволов молодой сосны.

Священное место Тояй-щу пуӆняна имеет непосредственное отношение к «озеру Нумто», так как связано с пересечением истока единственной вытекающей из озера реки – Надым. В представлениях ненцев, Надым – это дыхание священного озера. Ненцы понимают это название не как метафору, а как объективную реальность. Река Надым, согласно их представлениям, несет живительную силу главного священного озера Нумто всем ненцам, поэтому на местных жителях лежит высокая ответственность: они должны ни в коем случае не затруднять течения священного потока. Поэтому реку Надым нельзя перегораживать запорными рыболовными конструкциями или даже ставить сети поперек русла.

Совершение жертвоприношений при пересечении крупных рек является вековой традицией местного населения: перед переходом крупной реки считается необходимым принести жертву в виде отреза ткани, привязанного на прибрежном дереве. Жертвоприношения на реке Надым в силу ее особого сакрального статуса адресуются не обычному духу-хозяину реки, а верховному богу неба Нуму; здесь ежегодно происходят также жертвоприношения оленей. Участвуют в них как ненцы, так и ханты. Считается, что при первом в человеческой биографии пересечении Надыма необходимо совершить заклание оленя непосредственно на берегу реки. Жертвенные ткани оставляют только на березе – светлом дереве верховного бога Нума. В крайнем случае человек может отдать дань уважения священному месту, бросив в воду несколько монет, но обязательно из светлого металла.

Жертвоприношения на священном месте Тояй-щу пулняна активно проводятся и в настоящее время. Летом-осенью 2014 года здесь были зафиксированы многочисленные подношения по обоим берегам реки: шесть деревьев с подношениями на левом берегу и девять на правом, в общей сложности на них висело около 30 отрезов ткани и 21 олений череп. Хранителями этого священного места также являются братья Геннадий Авалевич и Константин Авалевич Пяк. В их обязанности входит следить за тем, чтобы мост и скапливающийся под ним мусор не затрудняли течения реки. А также оберегать священное место от неправильных обрядовых действий и попыток осквернения посторонними людьми.

На фото (http://yamal.altsoft.spb.ru): «Очищение дыхания озера» на мосту хранителями священного места Тояй-щу пулняна. 2014 г.

На главную