Забрала к себе
В поселке Кузнечное Ленинградской области продолжается начатая в конце июня спецоперация по спасению старейшего здания округи – деревянного Дома для работников железной дороги, построенного в 1916 году. Дом, расселенный по программе избавления от ветхого жилья, был предназначен к сносу. И был уже проведен тендер на разборку, и был подрядчик-победитель.
С этим были согласны все, кроме краеведа Марии Куск, создательницы домашнего краеведческого музея в Кузнечном. Она решила спасти историческое здание, в буквальном смысле слова взяв его к себе. А именно: вошла в переговоры с администрацией поселка, бригадиром подрядчика и добилась того, что дом не выбросят на свалку, а бережно разберут и перевезут к ней на участок.
При этом Мария Куск не публикует петиций в интернете, не предъявляет претензий всем вокруг и всем подряд, а делом агитирует за сохранение исторического здания. И словом, разумеется.
«Небольшие пояснения, чтобы не было спекуляций этического плана, - пишет Мария Куск в специальной группе в социальной сети, созданной для объединения усилий энтузиастов. - Внутри дом не отвечал нормам безопасности, кроме того, в нем не было воды, а значит и туалета. Отопление печное, возраст 100 лет. Дом был признан непригодным для проживания и вошел в программу расселения ветхого жилья. По этой программе жильцы получили благоустроенные квартиры. Сохранять дом для какой-либо надобности, администрация просто была не вправе. Кроме того, мне сложно придумать причину, по которой муниципалитет должен был затратно реконструировать деревянное здание, находящееся к тому же в крайне неудобном месте».
«Я благодарна главе п. Кузнечное, Галич Галине Анатольевне, за то, что она предоставила мне возможность решения вопроса о сохранении чего-либо из этого дома напрямую с бригадой, выигравшей тендер по разбору дома, - продолжает Мария Куск. - Уже моя личная инициатива и желание - перевезти максимально все для реконструкции (реставрации) дома к себе на участок. Перевоз и восстановление дома на сегодняшний день оценивается примерно в 1 млн рублей. На эти деньги вполне возможно выстроить новое здание, а не возиться со старыми бревнами. Спекуляции на тему того, что администрации безразлично старое наследие, неправомерны; на тему, что мы решили задарма поживиться, тоже».
Сейчас дом уже разобран; промаркированные бревна сруба перевозятся на новое место. Собрать и отреставрировать дом Мария Куск планирует к лету 2017 года. Среди сетевых сторонников объявлен сбор средств.
«В том, что произошло, все немного выиграли, - резюмирует краевед. - Я получила полноценное во всех смыслах здание для музея, администрация поспособствовала сохранению исторического наследия».
А в интервью петербургскому выпуску «Комсомольской правды» Мария Куск сказала прямо: «Возможно, кому-то покажется кощунством мое сравнение, но пускать этот дом на дрова – это как умерщвлять старика только потому, что он дожил до определенного дня. Я люблю этот дом. Да, это не шедевр архитектуры, не квартира известного писателя. Но ветхий дом в виде музея однозначно лучше, чем в виде хлама на помойке».
Досье. Образец «романтической» северной деревянной архитектуры начала ХХ века, дом в поселке Кузнечное был построен для работников железнодорожной линии «Петроград – Николайштадт» в 1916 году. С 1917 по 1940 г. находился на территории Финляндии, а до 1948 г. поселок носил имя Каарлахти.
Фото: Мария Куск.